Файл: Практических заданий по дисциплине экспериментальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.
Ответ:
Закон Вебера-Фехнера - закон, выражающий связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного им ощущения: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии. Опытная проверка этого закона, проводившаяся многими авторами после Фехнера, в общем подтвердила справедливость этого закона, но только для средней области интенсивности ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых, мускульно-двигательных.
-
Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?
Ответ:
Первая в мире психологическая лаборатория созданнаа Вундтом в 1879 году. Она стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства.
-
Какова основная задача психологии по В. Вундту?
Ответ:
«Путем внимательного анализа сложных фактов сознания, психология должна отыскать основные, элементарные явления внутреннего опыта; указав те соединения, в которые вступают эти элементы, и те изменения, которым они подвергаются, психология приготовит почву для будущего синтеза психологических фактов» (Вундт, 1880, c. 1011).
-
Основателем психофизики является... .
Ответ:
Эрнст Генрих Вебер
-
Основателем психометрии является... .
Ответ:
Фрэнсис Гальтон
-
Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?
Ответ:
Герман Эббингауз
-
Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.
Ответ:
-
Закон интереса - Интересное запоминается легче -
Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. -
Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче -
Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше -
Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше -
Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой -
Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. -
Закон края - всего запоминается информация, представленная в начале и в конце («эффект края») -
Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз -
Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д .
-
Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?
Ответ:
В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ — «Умственные тесты и измерение» с послесловием Ф. Гальтона.
-
С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?
Ответ:
Министерство образования Франции в 1904 г поручило Бине разработать методику, которая помогла бы отделить детей, способных к учению, но, ленивых, от детей, страдающих врожденными дефектами, и потому неспособных учиться в нормальной школе.
-
Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?
Ответ:
Бихевиоризм стремился к объективизации науки о поведении в психологии, что помогало экспериментальной психологии в способах исследования.
-
Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?
Ответ:
Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.
-
Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?
Ответ:
Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.
Практическое занятие № 2
Задание № 1.
Напишите эссе по теме:
Этика психологических исследований.
Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.
Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.
Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достверности полученных данных.
Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях – это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я.
Этические принципы проведения исследования на человеке включают в себя следующие требования:
1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.
2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.
3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.
4. Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.
5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.
6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан строго следить за исполнением всех обещаний и договоренностей, включенных в это соглашение.
7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, причинения вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность того, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.
8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.
9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в т.ч. и долговременных).
10. Информация об участниках эксперимента, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к информации об участниках эксперимента, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность и планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.
Задание № 2.
Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:
№ | Авторы, название статьи | Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы) | Содержание исследования | Практическая значимость исследования | Наиболее интересные факты и выводы |
1 | Ассоциация инфекции SARS-CoV-2 с психологическим стрессом, назначением психотропных препаратов, усталостью и проблемами со сном среди пациентов первичной медико-санитарной помощи в Великобритании Kathryn M. Abel, MD, PhD; Matthew J. Carr, PhD; Darren M. Ashcroft, PhD | JAMA Netw Open. 2021;4(11) | Учёные проанализировали медицинские записи около 12 миллионов пациентов в Соединенном Королевстве и получили доказательства того, что инфекция SARS-CoV-2 была связана развитием повышенной усталости и проблем со сном. | Заражение SARS-CoV-2 связано с усталостью и проблемами со сном спустя долгое время после острой фазы COVID-19. Кроме того, есть опасения, что инфекция SARS-CoV-2 может вызвать психическое заболевание; однако доказательства прямого эффекта неубедительны. | Из 11923105 подходящих лиц (6011020 [50,4%] женщин и 5912085 [49,6%] мужчин; средний [IQR] возраст 44 [30-61] года) 232780 человек (2,0%) имели положительный результат. на тест SARS-CoV-2. После применения критериев отбора 86922 человека оказались в соответствующей когорте без предшествующих психических заболеваний, у 19020 человек ранее были тревога или депрессия, у 1036 человек был психоз, у 4152 человек была усталость и у 4539 человек были проблемы со сном. После поправки на наблюдаемые вмешивающиеся факторы была выявлена связь между положительными результатами теста на SARS-CoV-2 и психической заболеваемостью (скорректированное отношение рисков [aHR], 1,83; 95% ДИ, 1,66–2,02), утомляемостью (aHR, 5,98; 95% ДИ). , 5,33–6,71) и проблемы со сном (aHR, 3,16; 95% ДИ, 2,64–3,78). Тем не менее, у лиц с отрицательными результатами теста на SARS-CoV-2 был аналогичный риск возникновения психической заболеваемости (aHR, 1,71; 95% ДИ, 1,65–1,77) и большее увеличение, связанное с гриппом (aHR, 2,98; 95% ДИ, 1,55-5,75). |
2 | Хроническая бессонница среднем возрасте предсказывает ухудшение когнитивных функций (памяти, внимания, способности к обучению и пр.) в более позднем возрасте (по выходу на пенсию). Antti Etholén, Olli Pietiläinen,, Anne Kouvonen,, Mirja Hänninen, MD, Ossi Rahkonen, Tea Lallukka, | April 28, 2022 | Исследователи применили личностно-ориентированный подход и использовали линейные смешанные модели латентного класса для определения траекторий сна, которые объясняют проблемы с памятью, концентрацией и способностью к обучению после выхода на пенсию. | Среди законопослушных пенсионеров были выявлены три латентные групповые траектории симптомов, связанных с бессонницей: стабильно низкая, убывающая и нарастающая. Среди вышедших на пенсию по инвалидности мы выявили еще одну латентную групповую траекторию: стабильно высокая. Симптомы бессонницы были связаны с ухудшением когнитивной функции. | Когнитивные функции Три аспекта когнитивной функции — память, концентрация и обучение — оценивались по следующим трем пунктам: «Насколько хорошо работает моя память», «Насколько хорошо я воспринимаю и изучаю новые вещи», «Обычно я могу сосредоточиться на чем-то. ” Ответы давались по пятибалльной шкале («очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо»). В нашей выборке количество наблюдений в высшей и низшей категории было небольшим. Таким образом, эти группы были разделены на хорошие (включает «хорошо» и «очень хорошо»), легкие (включает «удовлетворительно») и плохие (включают «очень плохо» и «плохо»). Этот инструмент включен в базу данных TOIMIA, которая поддерживается Финским институтом здравоохранения и социального обеспечения (THL) (Финский институт здравоохранения и социального обеспечения, (THL)). |