Файл: Курсовая работа Ядерное оружие классификация, виды ядерных взрывов, поражающие факторы, их воздействие на людей, сооружения и боевую технику. Способы защиты от поражающих факторов.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 2991
Скачиваний: 99
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты ядерного оружия
1.1. История создания ядерного оружия в СССР
1.2. Характеристика ядерного оружия
Глава 2. Факторы ядерного взрыва
2.1. Поражающие факторы ядерного взрыва
2.2. Защита от поражающих факторов ядерного оружия
Глава 3. Применение ядерного оружия
3.1. Основы применения ядерного оружия
3.2. Механизмы сдерживания распространения ядерного оружия
В составе Ракетных войск стратегического назначения насчитывалось около 286 пусковых установок ракетных комплексов МБР, способных нести около 1000 боеголовок, в том числе несущие боевое дежурство Ракетных войск стратегического назначения:
- 46 тяжелых ракет Р-36М2 (SS-18, Satan);
- 30 ракет УР-100Н УТТХ (SS-19);
- 63 мобильных грунтовых комплекса РТ-2ПМ «Тополь» (ПС-25); • 60 минных комплексов РТ-2ПМ2 Тополь-М (СС-27);
- 18 мобильных комплексов РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (СС-27); • 90 мобильных комплексов РС-24 «Ярс»;
- 20 шахт РС-24 «Ярс».
По состоянию на 5 ноября 2018 г. в составе ВМФ России 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ПЛАРБ со 180 пусковыми установками, способными нести до 864 боеголовок, из них 9 ПЛАРБ со 144 носителями находятся в боевой готовности. Основу военно-морских стратегических сил России составляют 6 ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин» (Дельта IV), оснащенных 96 пусковыми установками (ПУ) (16х6) с баллистическими ракетными подводными лодками (БРПЛ) Р-29РМУ2 «Синева» (SS-23) и их модификациями. Р-29РМУ2.1 «Лайнер».
В строю остается одна подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар» (Delta III), оснащенная 16 пусковыми установками ракет Р-29Р. Этот катер был отремонтирован и модернизирован в 2011–2016 годах и возвращен в строй в феврале 2017 года. Также в боевую вахту взяли четыре ПЛ проекта 955А «Борей» с 64 пусковыми установками (16х4) со стратегическими ракетами Р-30 «Булава».
Последний тяжелый ракетоносец проекта 941 «Тайфун» был перепроектирован для испытаний ракеты Р-30 «Булава». Всего на ПЛАРБ размещено более 700 ядерных боеголовок.
Таким образом могу сделать вывод, что ядерное оружие массового поражения крайне опасно, но так же его запасы в Российской Федерации очень высоки, что может привести к очень серьезным плохим последствиям, в случае его использования.
3.2. Механизмы сдерживания распространения ядерного оружия
Список ядерных держав мира на 2021 год насчитывает десять основных государств. Ядерным оружием обладают Россия, США, Франция, КНР, Великобритания, Пакистан, Индия, Израиль, КНДР и, предположительно, Иран, информация о количестве ядерных боеголовок и проведенных ядерных испытаниях которого отсутствует.13 Информация, у каких стран есть ядерный потенциал и в каких единицах он выражается количественно, базируется на данных Стокгольмского международного института исследования проблем мира.
Таким образом, представляется возможным вычислить общее приблизительное количество ядерных боеголовок, существующих в 2021 году у 10 стран – 14 995 боеголовок. Для того чтобы предупредить дальнейшее распространения ядерного оружия, необходимо было создать специальные сдерживающие механизмы. На сегодняшний день такими механизмами принято считать доктрины, конвенции и международные договоры (ДЗЯО, СНВ и т.д.), а также деятельность таких организаций как НАТО, МАГАТЭ, ООН и др., которые в свою очередь контролируют соблюдение всех договоренностей государств по данному вопросу. За время существования ядерного оружия появилось несколько форм контроля над ним. Рассмотрим их в приложении 2.
Таким образом, систематизированы главные формы контроля, способствующие сдерживанию распространения ядерного оружия, и международные документы, закрепляющие эти формы14. К юридически обязывающим механизмам режима нераспространения ядерного оружия можно отнести ДНЯО, резолюции СБ ООН, многосторонние и двусторонние договоры. В пользу включения двусторонних договоров в международный режим говорит то, что они опираются на международные нормы, подкрепляют их самим этим фактом.
Кроме того, успешное заключение и соблюдение таких договоров, вокруг которых выстраиваются целые комплексы дополнительных соглашений, оказывает существенное нормативное давление на мировое сообщество в целом. Нормативное давление на участников мировой политики оказывают такие механизмы режима нераспространения как зоны, свободные от ядерного оружия
, которые на данный момент охватывают около половины земного шара.
Режим нераспространения ядерного оружия дополняют такие международные соглашения как Вассенаарские договоренности, Группа ядерных поставщиков (ГЯП), Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Они занимаются проблемами экспортного контроля и нацелены на то, чтобы способствовать как можно более широкой и выгодной, но при этом безопасной с точки зрения распространения ядерного оружия торговле товарами и технологиями, связанными с потенциальным риском развития военной ядерной программы.
В эти режимы экспортного контроля входят не все государства, а только основные стейкхолдеры, то есть государства, владеющие соответствующими технологиями и материалами. Кроме того, в режим нераспространения можно включить такие нормообразующие элементы как односторонние объявленные моратории на проведение ядерных испытаний, политические заявления отдельных государств и международные декларации – например, позитивные и негативные гарантии безопасности15.
К механизмам, ограничивающим распространение ядерного оружия, относят и договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о сокращении средства доставки ядерного оружия (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – РСМД), о запретах на некоторые аспекты разработки и размещения ядерного оружия (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела).
Кроме того, существует несколько договоров, призванных затруднять создание ядерного оружия, например, за счет запрета на его испытания (ДВЗЯИ) или запрета на наработку необходимых для его создания материалов (Договор о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств – ДЗПРМ). Также, составляющими механизма нераспространения ядерного оружия принято считать деятельность международных организаций, которые призваны выполнять важные задачи – контролировать соблюдение договорен- ностей между государствами в данной области, и предлагать, создавать новые документ, регулирующие нераспространение ядерных боеголовок.
Основной организацией, ведущей активную политику в области контроля
, нераспространения и разоружения ядерного оружия, принято считать НАТО. Североатлантический союз продолжает стремиться к достижению своих целей в сфере безопасности посредством этой политики, в то же время обеспечивая выполнение обязательств по коллективной обороне и полного спектра своих задач. НАТО сохраняет свою приверженность цели создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия. Но пока в мире существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом, однако будет делать это на самом минимально возможном уровне и при адекватном сочетании ядерных и обычных сил и средств16.
Особое место в режиме нераспространения ядерного оружия занимает деятельность МАГАТЭ, цель которой – обеспечить возможно более широкое применение ядерной энергии в мирных целях, осуществляя контроль над тем, чтобы оно не способствовало какой-либо военной цели. Документы МАГАТЭ сами по себе не носят юридически обязывающего характера, однако резолюции Совета Безопасности ООН принимаются на основе представленных МАГАТЭ докладов. В качестве примера можно привести целый ряд таких резолюций по иранской ядерной проблеме.
Таким образом, МАГАТЭ выполняет при СБ ООН функции контрольно-надзорного органа, следящего за выполнением положений ДНЯО его участниками. Таким образом, можно сделать вывод, что с середины XX века отношение к ядерному оружию существенно трансформировалось. В настоящий момент оно воспринимается как политический инструмент, а не как средство ведения войны.
Кроме того, обладание им зачастую воспринимается как неотъемлемый элемент великой державы. Ядерный арсенал, в первую очередь, служит гарантом государственного суверенитета. Главными механизмами нераспространения ядерного оружия считаются доктрины и другие межгосударственные договоры, а также деятельность международных организаций (НАТО, ООН и др.), осуществляющих контроль за соблюдением договоренностей стран по вопросам, касающихся ядерного оружия. В начале 2021 года вступил в силу Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) – первый инструмент международного гуманитарного права, направленный на смягчение катастрофических гуманитарных последствий применения и испытания ядерного оружия.