Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования нижегородский государственный педагогический университет имени козьмы минина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет: Психологии и педагогики
Кафедра: Специальной педагогики и психологии
Направление подготовки :Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия
Отчёт по практике
(психология)
Выполнила студентка заочной группы:
Палилова Л.А.
Нижний Новгород
2023
Задание 1: Проведение наблюдения за ребенком и беседы с воспитателем
-
Используя метод наблюдения и беседы с воспитателем старше группы «Солнышко».Мною изучались особенности личности Смирнова Кирилла Александровича (6 лет), проявляющиеся в его поведении. Наблюдение проводилось в течении 3 дней.
Результаты наблюдения приведены в Приложении 1.
-
Беседа с воспитателем.
Цель беседы: уточнение особенностей воспитанника, выявленных в ходе наблюдения.
Результаты беседы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Вопросы | Ответы воспитателя |
| Пожалуй, да, Кирилла достаточно трудно замотивировать. Но если его что-либо заинтересует, то его невозможно будет оторвать от дела. |
| Нет, нелегко. Скорее всего, ему не хватает уверенности в себе. Если с ним кто-то из ребят заговорит первый и проявит активность, то тогда Кириллу легче общаться, он стесняется сделать первый шаг. |
| Нет. Он достаточно спокойный мальчик |
| Скорее нет, чем да. Но всё же его активность зависит от определенной ситуации. |
| Можно очень много качеств перечислять, но я наверное, остановлюсь на аккуратности, и сдержанности |
| .Да, если речь идет про физический труд. Он всегда выполнит задание, если ему поручить. Например, сходить набрать воды для полива цветов.. |
| Да, он радуется, как и большинство детей |
Вывод: В результате проведенной беседы, мне удалось выявить, что Алексей достаточно сдержанный, спокойный и аккуратный человек. Его очень сложно заинтересовать, но если его что-то заинтересует, то Алексей будет посвящать всё своё свободное время этой работе.
Отношение к учебной (игровой) деятельности: Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует. Замечается проявление эмоциональной неустойчивости.
Из наблюдений заметно, что ребёнок плохо переключает внимание с одного вида деятельности на другое. Наблюдается неустойчивый интерес к игре. Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Речь у Алексея соответствует возрасту. Он способен строить достаточно сложные логические связи. Уровень развития памяти – высокий. Особо хорошо развита зрительная память.
Отношение к сверстникам: Присутствует коммуникативный барьер, наблюдается замкнутость, пассивность. Проявляет заинтересованность в общении только тогда, когда сверстник сам начинает разговор.
Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.
На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод особенностях личности Кирилла. Он очень аккуратный, сдержанный, стеснительный.
Кирилл не очень общителен. Мальчик не может быстро переключать внимание с одной деятельности на другую, но зато у него отличная зрительная память. Одним из положительных черт Кирилла является увлечённость. Если он заинтересован в каком-либо деле, то он может заниматься им очень долго. У Кирилла большой потенциал способностей к творчеству.
Явных проблем в развитии психики, в соответствии с возрастом, не выявлено.
Задание 2. Диагностика психического развития дошкольника
Цель: изучение познавательных и личностных особенностей психического развития дошкольника.
Методика «Последовательность событий»
Цель методики: Определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
Материал: Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 4 картин), на которых изображены этапы отражающие быт.
Результаты исследования: Правильная последовательность картин 2-4-1-3
Кирилл составил такую последовательность 2-1-4-3 (допустил одну ошибку)
Вывод: Кирилл самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков он тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа.
Методика «Исключение понятий»
Цель методики: исследование способности классификации и анализу.
Результат исследования: Кирилл был заинтересован занятием и набрал 17 балов из 17.
Вывод: По результатам проведения данной методики, ребёнок набрал все 17 баллов. Данные результаты говорят о том, что у Кирилла высокий уровень обобщения. Очень развито понятийное мышление.
-
Методика "Заучивание 10 слов " А.Р. Лурия
Цель методики методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Результат исследования:
Набор слов | Порядок предъявления | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Спустя час | |
1 Дым | + | + | + | + | + | + |
2 Сон | | | + | + | + | |
3 Шар | + | + | + | + | + | + |
4 Пух | | + | + | + | | + |
5 Звон | + | + | | + | + | + |
6 Куст | | | + | + | + | + |
7 Час | + | + | + | | + | + |
8 Лёд | | | + | + | + | + |
9 Ночь | | | + | | + | + |
10 Пень | + | + | | + | + | + |
| | | | | | |
Общее количество воспроизведенных слов | 5,6,8,8,9,9 |
Вывод: на основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления был построен график запоминания, по форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания, а именно в ней четко видно, что с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, а через час повторения закрепляется. Это свидетельствует о том, что ребенок здоров и у него высокий уровень запоминания (4 балла).
Методика самооценки "Лесенка", В.Г. Щур
Цель методики: диагностика детей дошкольного и младшего школьного возрастов для выявления уровня развития самооценки.
Результат исследования: Кирилл долго думал над заданием и не знал куда «себя поставить». В итоге он поставил себя 4 ступеньку.
Вывод: ребенок поставил себя на середину лесенки, это значит, у него заниженная самооценка. Он пока еще не понимает, как себе относится.
Общий вывод: на основе представленных данных можно сделать вывод об особенностях личности Смирнова Кирилла Александровича, а именно, что он любит творчество, склонен к логическому мышлению. Объем механической памяти и способность к классификации и анализу – высокие.Так же ребёнок обладает высокой мотивацией к обучению в школе. У Кирилла заниженная самооценка. Проблем в развитии психики, в соответствии с возрастом, не выявлено.
Задание №3. Психологический анализ занятия в ДОУ
Тема: «Как люди весну встречают»
Цель занятия: закрепить признаки Весны, закрепить название цветов-первоцветов, закрепить название перелетных птиц, развитие мелкой моторики рук.
Образовательные задачи: обобщать представление детей о весне: называть приметы весны, первые весенние цветы, читать стихи о весне, отгадывать загадки о весне.
Развивающие задачи: Расширение лексического запаса по теме «Весна», развитие связной речи, стимулирование мыслительной и речевой активности детей, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики руки.
Воспитательные задачи
: Воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование умения работать в коллективе.
Активизация словаря: ВЕСНА, приметы весны, становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, распускаются листочки, появляются первые весенние цветы, солнце светит ярко, прилетают птицы.
Предварительная работа: наблюдение на улице за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», чтение стихотворений о весне.
Оборудование: иллюстрации о весне, изображение птиц, цветов, деревьев.
Структура занятия:
1.Вводная часть -5 минут
2.Основная часть -15 минут
3.Заключительная часть- 5 минут
Ход урока | Психологическая обоснованность | ||
Учитель | Дети | | |
| |||
Здравствуйте, мои друзья, Вы узнали все меня? Я раскрываю почки В зеленые листочки Птиц с юга принимаю. | Дети все хором отвечают «Весна!». | Психологический позитивно-эмоциональный настрой учащихся на урок. Заинтересованность в начале занятия. | |
Мотивационная часть | |||
Воспитатель: Да, ребята, я — Весна, С собой тепло я принесла. Вам его я подарю- Всех в путешествие возьму. | Дети весело радуются. | Психологический позитивно-эмоциональный настрой учащихся на урок. | |
| |||
Воспитатель: Ко мне, ребята, подходите, Свои руки протяните, Мне на ладони положите. Слова добрые скажите, И Весну вы опишите. | Подбегая к «Весне» дети начинают трогать её руки и описывать. | Прежде, чем назвать признак весны, дети касаются ладони воспитателя, устанавливая тем самым эмоциональный, телесный контакт. | |
2.1 Актуализация знаний | |||
Воспитатель: В марте в гости к вам пришла, скажите я ранняя или поздняя весна? Воспитатель: Назовите признаки ранней весны. Воспитатель: Солнышко пригревает, сосульки таять начинают, Как это явление называют? Воспитатель: Верно ребята.. | Дети: ранняя. Дети: тает снег, день становится длиннее, возвращаются из теплых краев птицы, на деревьях набухают почки. Дети: (Капель) | Цель и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности учащихся. Активное использование речевых средств для решения познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей. | |
5 этап: Реализация проекта | |||
Рассматривание весенней поляны Воспитатель: Ребята мы оказались на цветочной поляне. Чтобы хорошо рассмотреть цветы, нужно сделать гимнастику для глаз. Зрительная гимнастика | Дети с интересом выполняют упражнения | Присутствует интерес к этому виду деятельности. | |
Воспитатель: Какие цветы растут на поляне? (Подснежники) Воспитатель: Верно ребята, подснежники самые первые цветы, поэтому их называют первоцветами, они занесены в Красную книгу. | Ребята хором отвечают | Закрепление нового слова | |
Воспитатель: Наденьте фартуки и налокотники, чтобы не запачкать одежду. Помогайте друг другу. Мы будем высаживать луковицы тюльпанов. Воспитатель: Ваши горшочки наполнены землёй, возьмём палочку или лопатку сделаем углубление в почве. Берём луковицу, опускаем её в лунку корнями вниз. При помощи лопатки присыпаем луковицу землёй. Возьмё | Рассматривание карты – схемы алгоритма посадки растений | Формирование навыка планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладение способностью принимать и выполнять поставленные задачи. Коммуникация с товарищами. | |
3.Заключительная часть | |||
Ребята, давайте вспомним, что мы делали на занятии? — Какое задание было самым легким? А какое самым тяжелым? — Что вам больше всего запомнилось? Молодцы, ребята. Я очень рада знакомству с вами. Ну, нам пора прощаться и вам в детский сад возвращаться. До свиданья! | Отвечают на поставленные вопросы Ребята прощаются с «Весной» | Закрепление полученной информации. Активное использование речевых средств для решения познавательных задач; |