Файл: 1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?

Первые люди в первую очередь беспокоились исключительно о своем благосостояние, а также о благополучии всей своей коммуны. Внутри даже небольшого сообщества, конечно же, были распределения по определенным качествам и навыкам каждого. Важность конкретного человека объяснялась не только физическими показателями, но и умением размышлять более глубоко. Человек вносящий больше вклада в развитие, а также поддержания достойного уровня жизни, понимал свою значимость, которая была объективно намного выше среди остального племени. Таким образом, он мог рассчитывать на большие привилегии, а значит понимал свои права, статус и дозволенность каких-либо действий по праву сильнейшего.

2. Как изменился статус человека с образованием государства?

Преодолев период первобытного человека и перейдя к государственности каких-либо категорий, человек стал восприниматься иначе. Начавшаяся эпоха античности, когда только стали зарождаться первые своды законов в разных частях земли, ценила в человеке больше его интеллектуальные способности, нежели примитивные физические показатели. Вместе с этим появилась потребность в переосмыслении полученных знаний и опыта, их использование в дальнейшем, осознание происходящего с новой точки зрения и моделирование будущего.

Появились первые своды законов. Естественные права в Древней Греции, благодаря трактатами философов (Аристотель, Протагор) обрели большую значимость. Каждый человек являлся не только в качестве очередной ячейки общества, но как личность с уникальными задатками, которые могли способствовать развитию общества и государства.

В соседнем Древнем Риме права и свободу человека толковали в зависимости от субъектов права. Например, по своему происхождению, статусу в обществе.

Древняя Индия создала «Законы Ману». Они утверждали права и справедливость в обществе в зависимости от положения конкретного человек в нем. Так появилось деление на касты, где каждая из 4-х обладала своим набором привилегий.

3. Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.

В Древней Индии из-за первых законов, описанных в «Закон Ману» существовали касты. Исходя из этого, человека присуждалось особое место в обществе и права. Всего четыре.

В Древней Греции значимость человека была куда выше, так как считался человек «основой всего». В Древнем Риме согласно «Законам XII Таблиц» за человеком закреплялось понятие свободы, чести и достоинства. Они были высшим даром человека и посягательство на них требовало незамедлительного наказания, за совершенные преступления. При этом существовала также ранняя судебная система, в которой не должно было быть привилегий, а права зафиксированы.
4. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.

Проблемы с соблюдением прав и свобод человека всегда были и остаются одним из неизменных аспектов любого общества. С развитием государств поддерживать стабильное безопасное общество было весьма трудным занятием. Ведь численность населения могла достигать высоких значений. Обычным наказанием, описанным в своде законов за какое-либо неправомерное деяние, было недостаточным. Поэтому первые философы развили идею о высших силах. Согласно им они обладали вселенской мощью, поэтому нарушение священных правил якобы влекло негативные последствия. С помощью греховности и соблюдения определенных высших наказов, люди смогли сплотить общество и постепенно развиваться.

5. Как религия влияет на понимание статуса человека?

Во многом зависит от самой религии. Каждая из них имеет свое понимание о том, как должен жить человек и чем должен руководствоваться. Например, в буддизме человек должен жить в гармонии с природой, что само собой поощряется в жизни после смерти, а если точнее в реинкарнации. Христианство предполагает, что человек — это священное существо. Он обладает правом на собственность и жизнь. Однако, независимо от религии, каждая имеет приоритетные аспекты, заветы, которым должен следовать человек. Каждому взамен религия дает умиротворение для внутреннего благосостояния души. Верующий человек, который верит в свою религию и в своего бога, находит в этом смысл своего существования, что помогает ему в познании самого себя и окружающего его.

6. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?



Начало формирования современных взглядов на права и свободы человека относится к XIII веку. Этому послужил документ – “Великая хартия вольностей” 15 июня 1215 года. В основном в ней затрагивались вопросы прав более состоятельного сословия и в меньшей мере более бедного народа. В 1581 году в ходе Нидерландской революции к этому вопросу вернулись с новым подходом, разбирая вопрос прав и свобод более обширно.
7. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

Г. Гроций, определяя государство как совершенный орган свободных людей,

объединенных вместе, чтобы наслаждаться общими правами и преимуществами. При этом, он считал, что государство неотделимо от человека и его прав. Оно вполне властно над человеком отнять или принудить исполнять общественные нормы морали, так как он считал, что государство и человек проживающий в нем живут по модели кредитора и должника.

Локк считал, что правительство сформировалось не только из-за экономической потребности, а также для поддержания моральных норм (её полномочия ограничены общественным благом).

Пуфендорф рассуждал изначально о государстве. Говоря о нем, он считает, что государство – это осознанное действие людей объединиться, дабы преодолеть трудности. В этом процессе в основе лежат три соглашения. Он также писал, что что каждый человек как социальное существо обладает достоинством и имеет естественное право на равенство и свободу, в том числе и на свободу совести. При этом, его взгляды схожи с Локком, который развивал его идеи.

Локк писал, что свобода людей в государстве означает жизнь по постоянным законам, принятым законодательной властью, учрежденной этим обществом,

и обязательным для каждого его члена. Это возможность человека следовать его собственной воле во всех делах в пределах, предписанных

законом, и не быть подчиненным неустойчивой, неуверенной, неизвестной, произвольной воле другого человека.

Также их взгляды можно охарактеризовать общей чертой – библейские мотивы, которые часто фигурировали в их трудах.

8. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?

Революции зачастую приводят к позитивным изменениям. Так, например, Американская революция образовало совершенно новое и при этом независимое государство. Так как это происходило уже в довольно позднем для человечества времени для образования новой, большой страны, были учтены многие аспекты и несовершенства в опыте других государств. Это
помогло Джефферсону, который увидел уже отправленные на утверждение документы, создать относительно совершенную конституцию. Многие его предложения учитывали недостатки некоторых форм правления и были направлены на развитие государства, где народ являлся двигателем к эволюции, а не власть имеющие чиновники. Таким образом в конституции были представлены следующие поправки, которые оказали влияние на жизнь общества США.

  1. власть правительства исходит от народа;

  2. изменения в окладах членов Конгресса могут быть осуществлены только со следующих выборов;

  3. религиозные свободы охраняются;

  4. мирные собрания разрешаются;

  5. граждане имеют право на ношение оружия;

  6. квартирование солдат не позволяется;

  7. самообвинения граждан не признаются;

  8. должный судебный процесс гарантируется;

  9. обыски и захваты без ордера не допускаются;

  10. каждому гарантируется суд присяжных;

  11. суд должен быть ускоренным;

  12. права, не делегированные правительству, сохраняются за штатами



9. Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?

В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.

Однако, есть серьезные отличия между такими радикальными изменениями в Французской декларации и Американскими видениями своего общества. США провозглашало равенство каждого человека перед другим, а какие-либо различия, если они угодны в пользу развития общества, допускались. Французские революционеры же, отобрали власть у монархов и передали ее к состоятельной знати.

10. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?

И. Кант считал, что разум является основой морали. Любые действия человека должны быть предприняты, исходя из диктуемого разумом чувства обязанности, и никаких действий не следует осуществлять, повинуясь только закону или обычаям. Свободу человека Кант понимал как свободу самоуправления, свободу осознанно повиноваться законам универсума как они познаются разумом.


Свободам человека Гегель придавал большее значение, нежели его правам. Главное — это свобода воли, свобода вообще, «а все другие свободы лишь ее виды. Существуют также гражданские свободы, свобода печати, политическая, религиозная свободы. Эти виды свободы представляют собой всеобщее понятие свободы, поскольку оно применено к особенным отношениям или предметам». С точки зрения права, полагал Гегель, следует исполнять только всеобщую волю. Само право заключается в том, чтобы каждый человек считался с каждым другим как со свободным существом, ибо по своей сущности каждый является свободным человеком.

К. Маркс одним из первых дифференцировал права человека, выявил их природу, а также общее и особенное между правами человека и правами гражданина. Он исходил из постулата приоритета экономической жизни перед другими сферами общественной жизни, а, соответственно, и социальных и экономических прав человека перед всеми остальными правами. Отсюда — то внимание, которое он уделял анализу условий жизни и труда разных групп и слоев общества, причин их неравноправия и условий утверждения свободы и общественного равенства.

11. Какую роль сыграли социальные революции XIX-XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?

Великая Октябрьская революция ликвидировала у субъектов права элитарного характера, тем самым повиляла на развитие теории и практики прав и свобод человека. Базисом для новых государственных документов послужила документация и опыт других стран. У граждан нового государства появились новые права в области избрания новых лиц в гос. структуры, которые прежде нигде не проводились. Однако, пусть название государства и сменилось, сменилась власть и это привело к значительным изменениям в обществе, баланса в области прав и свобод человека не удалось. Это во многом объясняется жестким и бескомпромиссным методом управления и подавления народа.