Файл: Курсовая работа Бытовой подряд и защита гражданпотребителей Шипунова Е. А новосибирск 2015 Содержание.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Она неоднократно обращалась к ответчику в устной форме с требованиями произвести работы или возвратить деньги, однако ее обращения были безрезультатны. 07.10.2011 г. она обратилась к ответчику с претензий, в которой потребовала расторжения договора, выплаты неустойки. Ответ на данную претензию также не поступил. До настоящего времени предоплата ей не возвращена. На основании п. 5.2 договора подряда № 5 от 04.08.2011 г. подрядчик имеет право в случае производственной необходимости отодвигать срок исполнения монтажных работ согласно п. 1.2 договора один раз максимально на 10 рабочих дней (задержка). В этом случае он обязан не позднее, чем за 24 часа до планированного времени начала работ об этом уведомить заказчика. Если задержка длится дольше этого срока, то заказчик имеет право на пени, которые составляют 0,5% от невыполненной договорной суммы за каждый день задержки, начиная с 11-го рабочего дня после планированного дня работ, но не более 20% этой суммы.

Полагала, что п. 5.2 договора не соответствует требованиям ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей», в связи, с чем является недействительным в силу ст. 16 указанного закона. Размер пени за нарушение сроков выполнения работы за период с 26.08.2011 г. по 30.01.2012 г. (189 дней) составил ... руб. (... x 3% x 189 дней), однако считала, что взысканию подлежит неустойка в сумме ... руб. Бездействие ответчика по исполнению договора подряда, игнорирование на ее устные и письменные обращения, заставившие ее переживать и нервничать, причинили ей моральный вред, который она оценила в размере ... руб. Согласно п. 1 ст. 731 ГК РФ подрядчику запрещается навязывать заказчику включение в договор дополнительных работ, заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ. В случае ненадлежащего качества выполненной работы у заказчика есть не характерное для простого договора подряда право потребовать повторного безвозмездного выполнения работы (Ст. 739 ГК РФ). Если результат работы из-за своих недостатков представляет опасность для жизни или здоровья заказчика или других лиц, то право требовать безвозмездного устранения недостатков может быть реализовано в течение десяти лет с момента передачи результата работ.

Заказчику предоставлено право в любое время до сдачи ему работы отказаться от договора бытового подряда, выплатив подрядчику, часть установленной цены пропорционально части выполненной работы, а также возместив ему расходы (если они не входят в соответствующую часть цены), произведенные в целях исполнения договора до получения извещения о расторжении договора. В отличие от общего правила ст. 717 ГК РФ, заказчик в договоре бытового подряда не обязан возмещать подрядчику убытки, причиненные расторжением договора о выполнении работы, в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о расторжении договора работу, и ценой всей выполняемой работы (п. 2 ст. 731 ГК РФ). Отмеченное ограничение ответственности заказчика за односторонний отказ от договора является императивным, любые условия договора, лишающие заказчика права отказаться от договора на условиях, предусмотренных ст. 731 ГК РФ, ничтожны.


Правило о передаче заказчику информации при сдаче работы в бытовом подряде, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности граждан. В связи с этим подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных последствиях их несоблюдения (ст. 736 ГК РФ). Правила безопасности подчеркивают специфику бытового подряда и при обнаружении недостатков в выполненной работе. Так, устранение недостатков производится в соответствии с общими правилами ст. 723, 725 ГК РФ, однако недостатки, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, как заказчика, так и других лиц, подлежат устранению независимо от сроков их обнаружения. Требование об их устранении может быть предъявлено в течение 10 лет (ст. 737 ГК РФ).

Статья 738 ГК РФ предусматривает права подрядчика в случае неявки или иного уклонения заказчика от приемки выполненной работы. Подрядчик вправе, письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента предупреждения продать результат работы за разумную сумму, а вырученную сумму, за вычетом причитающихся ему платежей, внести в депозит. В отличие от сходного правила п. 6 ст. 720 ГК РФ, подрядчик не связан месячным сроком ожидания и необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в любой момент после наступления срока приемки работы письменно уведомить заказчика, и через два месяца он вправе реализовать результат работы. В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться правами, предоставленными покупателю в соответствии со статьями 503-505 настоящего Кодекса (статья 739 ГК РФ).

2. Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания
2.1 Законодательная основа защиты прав потребителей
Конституция РФ 1993 г. закрепила основы правового статуса гражданина (человека), провозглашая и закрепляя основные права и обязанности, которые наиболее конкретно и полно регламентируются иными правовыми актами, прежде всего законами. Ст. 2 Конституции устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Особое значение для потребителя услуг имеют положения ст. 20, 41-43, 45, 46 Конституции РФ. В соответствии, с которыми каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, имеет право на образование (в т. ч. и негосударственное), каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантируется судебная защита прав и свобод. Основы правового статуса гражданина как потребителя, кроме Конституции РФ находят свое выражение в федеральных законах, и иных нормативно-правовых актах.



Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующем сферу гражданско-правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения по оказанию услуг потребителю. Так, ГК регулирует вопросы, связанные с защитой гражданских прав (ст. 11 и 12, 14 ГК), содержит положения о сделках, об ответственности за нарушения обязательств (глава 25 ГК), а также общие положения о договоре (подраздел 2 ГК). Особое место в правовом регулировании отношений потребителя в сфере оказания услуг имеют § 2 главы 30 (Розничная купля-продажа) и главы 37 (Подряд) и 39 (Возмездное оказание услуг). Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем многие вопросы, связанные с применением Закона, регулируются Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами РФ. В указанных законах содержатся указания об их направленности на защиту интересов потребителей в области качества и безопасности услуг.

Общим для всех видов возмездного оказания услуг источником является, прежде всего, Закон «О защите прав потребителей». Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в которых на стороне потребителей выступают граждане, практически не проводит разграничения договоров работ и договоров услуг, указывая всюду в соответствующих ‑ случаях – «работы (услуги)». Едва ли не единственное исключение составляет ст. 39, посвященная отдельным видам услуг. Она сводится к указанию на то, что последствия нарушения условий об отдельных видах услуг, не подпадающих под действие соответствующей статьи одного Закона, определяются иными законами.

Изданные в развитие Закона «О защите прав потребителей» Правила бытового обслуживания населения в РФ Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ» также обеспечивают единое регулирование договоров на выполнение работ и на оказание услуг. Большая часть его статей посвящена одновременно и работам, и услугам, хотя есть и такие, в которых выделены специально или работы, или услуги. Указанный акт охватывает весьма широкий круг вопросов, возникающих при оформлении заказов потребителя. Наряду с императивными нормами, составляющими основу этого акта, в него включено немалое число диспозитивных норм. При решении вопроса о том, подпадает ли данная услуга, оказанная гражданину, под действие Закона, характер правового регулирования (вид договора) значения не имеет. Определяющим является оказание услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Суды рассматривают немало дел по искам граждан к предприятиям и организациям, оказывающим бытовые услуги населению. Все увеличивающееся количество дел этой категории объясняется, прежде всего, тем, что Закон РФ «О защите прав потребителей» существенно расширил права граждан и конкретизировал ответственность организаций в области бытового обслуживания населения. В Законе решены многие вопросы при регулировании отношений, вытекающих из договора ‑ подряда (бытового заказа), купли-продажи и иных договоров по оказанию услуг гражданам.


Сложность таких споров заключается в том, что указанные отношения наряду с Законом о защите прав потребителей регулируют Гражданский кодекс и различного рода правила. В некоторых случаях в нормативных актах содержится прямое указание, что отношения по оказанию услуг населению регулируются только Законом о защите прав потребителей. В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях. Объединение в гл. 39 ГК всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них.

В Правилах, посвященных отдельным видам услуг, указаны порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги, оказания услуг, порядок и форму их оплаты. В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче документов, которые служат формой договора (квитанция, талон, кассовый чек и т. п.), набору обязательных условий договора, ‑ ответственности потребителя за переданный им материал, исчислению срока и последствиям его нарушения, правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содержится перечень услуг, по которым расчеты производятся полностью при заключении договора, услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50 %, и др. Нормы перечисленных Правил являются обязательными для предпринимателей, кроме тех, которые носят диспозитивный характер и, как в них прямо указано, допускающих в договоре иное.

Важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг потребителю играет судебная практика: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» 11 и нормативные акты Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.


Так п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» содержит важное положение о том, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (статья 426) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности предоставить ‑ потребителю соответствующие услуги, возложено на коммерческую организацию. Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей в сфере оказания услуг можно сделать определенные выводы:

Система современных норм, регулирующих защиту прав потребителей в сфере оказания услуг - это сложная комплексная правовая система с разнообразными технологическими звеньями по уровню правового регулирования (конституционное, законодательное и иное (ведомственное, различного рода Правила) регулирование).

Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующим сферу гражданско-правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения по оказанию услуг потребителю. Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено российским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важных правоотношений.

Общим для всех видов возмездного оказания услуг источником является, прежде всего, Закон «О защите прав потребителей». Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в которых на стороне потребителей выступают граждане, практически не проводит разграничения договоров работ и договоров услуг, указывая всюду в соответствующих случаях – «работы (услуги)». Едва ли не единственное исключение составляет ст. 39, посвященная отдельным видам услуг. Она сводится к указанию на то, что последствия нарушения условий об отдельных видах услуг, не подпадающих под действие соответствующей статьи одного Закона, определяются иными законами.
2.2 Обязанности исполнителя по договору бытового подряда в сфере защиты прав потребителей
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. При заключении договора на выполнение работ и оказание услуг необходимо обратить особое внимание на правильность и корректность заполнения договора и квитанции, чтобы в случае возникновения конфликтной ситуации было основание для предъявления претензий. Конфликтные ситуации могут возникать ещё на этапе заключения договора. Согласно п. 4 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1025, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: