Файл: Занятие Расчет нелинейной цепи с диодом двумя методами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие

Расчет нелинейной цепи с диодом двумя методами.

1 Цель работы: научиться рассчитывать нелинейные цепи с диодом двумя методами

Учебные задачи:

1.ознакомиться с методами расчета нелинейой цепи с диодом двумя методами;

2.научиться рассчитывать пропускную способность канала.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:- рассчитывать параметры нелинейной цепи с диодом двумя методами.

знать:- технические характеристики нелинейной цепи с диодом.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия
Пример цепи, состоящей из последовательно соединенных диода VD
и резистора R= 150 Ом приложено напряжение U=Uп=5 B(рис.1а). Определить ток в цепи и падения напряжений на ее элементах. ВАХ диода в масштабе нелинейного участка ее прямой ветви приведена на рис.1б.
Решение. Найдём решение задачи графически с использованием метода пересечения характеристик. Для этого на ВАХ диода из точки Uп=5 Bпроведем прямую, характеризующую зависимость тока от напряжения для резистора R(рис.1б). Эта прямая носит название линии нагрузки или нагрузочная прямая. Ее легко построить по двум точкам, соответствующим режимам холостого хода (Rд- ) и короткого замыкания (Rд=0) рассматриваемой цепи. В режиме холостого хода нагрузочная прямая пересекает ось напряжений в точке U=Uп(Iд=0) и, следовательно, Uд=Uп. В соответствии со схемой на



Рис. 1.

Схема нелинейной цепи (а), ВАХ диода (б) и решение методом пересечения характеристик (в)
рис. 1а I=Uп/(R+Rд). В режиме короткого замыканияRд=0и поэтому нагрузочная прямая пересекает ось тока в точке J=Uп/R, где J— ток короткого замыкания цепи. В рассматриваемом случае Iкз =ЗЗ,ЗЗЗ мА.
Нагрузочную прямую можно также построить, проведя ее из точки на оси напряжений, соответствующей напряжению питания Uп под углом
1 к этой оси. Величина этого угла определяется из выражения
В рассматриваемом случае B/дел; A/дел ,tgα1=0,6 и α1= 37 . Точка Пересечения нагрузочной прямой с ВАХ диода является решением
системы (4.5) и представляет собой рабочую точку схемы. Проекции этой точки на оси +координат определяют рабочий режим цепи, т. е. значение тока Iп=Iд и соответствующие ему падения напряжений на диоде U1(Iп) и резисторе U2(Iп).

В рассматриваемом примере получим: Iп=27 мА; U1(Iп)=Uд=0.8 B; U2(Iп)=Ur=4.2 B.

Данный пример можно решить и аналитически, используя кусочно-линейную аппроксимацию ВАХ диода. Для прямой ВАХ диода, показанной на рис. 4.11, б, согласно (4.3), можно записать



откуда

мА;

B

B

Полученные результаты практически повторяют значения, найденные графическим методом пересечения характеристик. Полученная погрешность возникает вследствие аппроксимации ВАХ диода линейной функцией.
3 Задание

3.1.Исходные данные для расчета взять из таблицы 1,графики из таблицы 2 и изобразить на листе в клетку увеличив по масштабу в 2-3 раза.

3.2.Начинаем графический расчет цепи с диодом:

. а)Рассчитать ток цепи при коротком замыкании диода .

б)Построить нагрузочную прямую диода на характеристике с большими значениями тока и напряжения, для этого на оси тока отложить точку, соответствующую ,а на оси напряжения отложить точку, соответствующую Е, линия соединяющая эти точки и является нагрузочной прямой.

в) Точка пересечения характеристики и нагрузочной прямой является рабочей точкой ,для нее определяем по характеристикеIc и U1.

Г)Затем определяем ,на этом графический расчет закончен.

3.3.Начинаем расчет цепи с диодом методом линейно-кусочной аппроксимации:

а)На характеристике с меньшими значениями тока и

напряжения произвольно выбираем точку, приблизительно в середине характеристики, и проводим через нее касательную к характеристике до пересечения с осью напряжения, точка пересечения с осью даст значение величины Uдо.

б)От точки на характеристике в обе стороны по касательной откладываем по одному сантиметру,

отрезок между точками на касательной проектируем на ось тока и на ось напряжения, проекция на ось тока это ΔI,проекция на ось напряжения это ΔU.

в)Выписываем значения Uдо,ΔI,ΔU и ведем расчет по формулам:









3.4.Все произведенные действия отразить на листе в клетку и в бланке отчета.
Инструкция (пример) по выполнению практического занятия

Дано:

Определить:

Решение:

Задания для практического занятия :

1.Взять данные своего варианта из таблицы 1.

2.Рассчитать неизвестные величины по образцу примера.

3. Расчет занести в бланк отчета.

4..Дать ответы на контрольные вопросы.

4.1. В чём достоинства графического метода расчёта.

4. 2. В каком случае метод линейно-кусочной аппроксимации даёт большую точность расчёта.

4.3.Как строят нагрузочную прямую диода.

4.4.Какие параметры цепи изменятся с увеличением Е.

4.5.Какие параметры цепи изменятся с увеличением .

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

1 Цель работы.

2 Исходные данные.

4 Расчеты.

5 Ответы на контрольные вопросы.

Табдица 1


\


№= п/п

R Oм

Е В

Граф.

U1.В

Ic,мА

U2В

1

140

4

1-2










2

110

3,5

3-4










3

90

2,8

5-6










4

160

6,6

7-8










5

150

5,8

9-10










6

2000

4

11-12










7

175

3,5

13-14










8

60

1,5

15-16










9

80

2

17-18










10

80

2,5

19-20










11

160

5

1-2










12

130

4,5

3-4










13

110

3,5

5-6










14

190

7,2

7-8










15

170

6,2

9-10










16

180

3,8

11-12










17

160

3,3

13-14










18

70

1,8

15-16










19

60

1,6

17-18










20

70

2,3

19-20










21

130

4,5

1-2










22

1000

3

3-4










23

85

2,5

5-6










24

170

6,8

7-8










25

140

5,6

9-10










26

170

3,6

11-12










27

150

3,1

13-14










28

75

1,6

15-16










29

65

1,4

17-18










30

75

2,1

19-20













Таблица 2


IмА

IмА

IмА

IмА



Рис 1.

Рис 4.

Рис 3

Рис 2









0

0

0

0

0,2 0,4


1 2 3 4


0,2 0,4




1 2 3 4




0,5

1

1,5

2

1

3

2

4

10

20

30

10

20

30


Рис 5.

Рис 8.

Рис 7.

Рис 6.

IмА

IмА

IмА

IмА











0

0

0

0,1 0,2 0,3




1 2 3




0,2 0,4


2 4 6 8


0

1

2

3

1

2

3

30

10

20

30

10

20

40



IмА

IмА

IмА