Файл: Занятие Расчет нелинейной цепи с диодом двумя методами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие
Расчет нелинейной цепи с диодом двумя методами.
1 Цель работы: научиться рассчитывать нелинейные цепи с диодом двумя методами
Учебные задачи:
1.ознакомиться с методами расчета нелинейой цепи с диодом двумя методами;
2.научиться рассчитывать пропускную способность канала.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:- рассчитывать параметры нелинейной цепи с диодом двумя методами.
знать:- технические характеристики нелинейной цепи с диодом.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия
Пример цепи, состоящей из последовательно соединенных диода VD
и резистора R= 150 Ом приложено напряжение U=Uп=5 B(рис.1а). Определить ток в цепи и падения напряжений на ее элементах. ВАХ диода в масштабе нелинейного участка ее прямой ветви приведена на рис.1б.
Решение. Найдём решение задачи графически с использованием метода пересечения характеристик. Для этого на ВАХ диода из точки Uп=5 Bпроведем прямую, характеризующую зависимость тока от напряжения для резистора R(рис.1б). Эта прямая носит название линии нагрузки или нагрузочная прямая. Ее легко построить по двум точкам, соответствующим режимам холостого хода (Rд- ) и короткого замыкания (Rд=0) рассматриваемой цепи. В режиме холостого хода нагрузочная прямая пересекает ось напряжений в точке U=Uп(Iд=0) и, следовательно, Uд=Uп. В соответствии со схемой на
Рис. 1.
Схема нелинейной цепи (а), ВАХ диода (б) и решение методом пересечения характеристик (в)
рис. 1а I=Uп/(R+Rд). В режиме короткого замыканияRд=0и поэтому нагрузочная прямая пересекает ось тока в точке J=Uп/R, где J— ток короткого замыкания цепи. В рассматриваемом случае Iкз =ЗЗ,ЗЗЗ мА.
Нагрузочную прямую можно также построить, проведя ее из точки на оси напряжений, соответствующей напряжению питания Uп под углом
1 к этой оси. Величина этого угла определяется из выражения
В рассматриваемом случае B/дел; A/дел ,tgα1=0,6 и α1= 37 . Точка Пересечения нагрузочной прямой с ВАХ диода является решением
системы (4.5) и представляет собой рабочую точку схемы. Проекции этой точки на оси +координат определяют рабочий режим цепи, т. е. значение тока Iп=Iд и соответствующие ему падения напряжений на диоде U1(Iп) и резисторе U2(Iп).
В рассматриваемом примере получим: Iп=27 мА; U1(Iп)=Uд=0.8 B; U2(Iп)=Ur=4.2 B.
Данный пример можно решить и аналитически, используя кусочно-линейную аппроксимацию ВАХ диода. Для прямой ВАХ диода, показанной на рис. 4.11, б, согласно (4.3), можно записать
откуда
мА;
B
B
Полученные результаты практически повторяют значения, найденные графическим методом пересечения характеристик. Полученная погрешность возникает вследствие аппроксимации ВАХ диода линейной функцией.
3 Задание
3.1.Исходные данные для расчета взять из таблицы 1,графики из таблицы 2 и изобразить на листе в клетку увеличив по масштабу в 2-3 раза.
3.2.Начинаем графический расчет цепи с диодом:
. а)Рассчитать ток цепи при коротком замыкании диода .
б)Построить нагрузочную прямую диода на характеристике с большими значениями тока и напряжения, для этого на оси тока отложить точку, соответствующую ,а на оси напряжения отложить точку, соответствующую Е, линия соединяющая эти точки и является нагрузочной прямой.
в) Точка пересечения характеристики и нагрузочной прямой является рабочей точкой ,для нее определяем по характеристикеIc и U1.
Г)Затем определяем ,на этом графический расчет закончен.
3.3.Начинаем расчет цепи с диодом методом линейно-кусочной аппроксимации:
а)На характеристике с меньшими значениями тока и
напряжения произвольно выбираем точку, приблизительно в середине характеристики, и проводим через нее касательную к характеристике до пересечения с осью напряжения, точка пересечения с осью даст значение величины Uдо.
б)От точки на характеристике в обе стороны по касательной откладываем по одному сантиметру,
отрезок между точками на касательной проектируем на ось тока и на ось напряжения, проекция на ось тока это ΔI,проекция на ось напряжения это ΔU.
в)Выписываем значения Uдо,ΔI,ΔU и ведем расчет по формулам:
3.4.Все произведенные действия отразить на листе в клетку и в бланке отчета.
Инструкция (пример) по выполнению практического занятия
Дано:
Определить:
Решение:
Задания для практического занятия :
1.Взять данные своего варианта из таблицы 1.
2.Рассчитать неизвестные величины по образцу примера.
3. Расчет занести в бланк отчета.
4..Дать ответы на контрольные вопросы.
4.1. В чём достоинства графического метода расчёта.
4. 2. В каком случае метод линейно-кусочной аппроксимации даёт большую точность расчёта.
4.3.Как строят нагрузочную прямую диода.
4.4.Какие параметры цепи изменятся с увеличением Е.
4.5.Какие параметры цепи изменятся с увеличением .
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1 Цель работы.
2 Исходные данные.
4 Расчеты.
5 Ответы на контрольные вопросы.
Табдица 1
\
№= п/п | R Oм | Е В | Граф. | U1.В | Ic,мА | U2В |
1 | 140 | 4 | 1-2 | | | |
2 | 110 | 3,5 | 3-4 | | | |
3 | 90 | 2,8 | 5-6 | | | |
4 | 160 | 6,6 | 7-8 | | | |
5 | 150 | 5,8 | 9-10 | | | |
6 | 2000 | 4 | 11-12 | | | |
7 | 175 | 3,5 | 13-14 | | | |
8 | 60 | 1,5 | 15-16 | | | |
9 | 80 | 2 | 17-18 | | | |
10 | 80 | 2,5 | 19-20 | | | |
11 | 160 | 5 | 1-2 | | | |
12 | 130 | 4,5 | 3-4 | | | |
13 | 110 | 3,5 | 5-6 | | | |
14 | 190 | 7,2 | 7-8 | | | |
15 | 170 | 6,2 | 9-10 | | | |
16 | 180 | 3,8 | 11-12 | | | |
17 | 160 | 3,3 | 13-14 | | | |
18 | 70 | 1,8 | 15-16 | | | |
19 | 60 | 1,6 | 17-18 | | | |
20 | 70 | 2,3 | 19-20 | | | |
21 | 130 | 4,5 | 1-2 | | | |
22 | 1000 | 3 | 3-4 | | | |
23 | 85 | 2,5 | 5-6 | | | |
24 | 170 | 6,8 | 7-8 | | | |
25 | 140 | 5,6 | 9-10 | | | |
26 | 170 | 3,6 | 11-12 | | | |
27 | 150 | 3,1 | 13-14 | | | |
28 | 75 | 1,6 | 15-16 | | | |
29 | 65 | 1,4 | 17-18 | | | |
30 | 75 | 2,1 | 19-20 | | | |
Таблица 2
IмА
IмА
IмА
IмА
Рис 1.
Рис 4.
Рис 3
Рис 2
Uв
Uв
Uв
Uв
0
0
0
0
0,2 0,4
1 2 3 4
0,2 0,4
Uв
1 2 3 4
Uв
0,5
1
1,5
2
1
3
2
4
10
20
30
10
20
30
Рис 5.
Рис 8.
Рис 7.
Рис 6.
IмА
IмА
IмА
IмА
Uв
Uв
Uв
Uв
0
0
0
0,1 0,2 0,3
Uв
1 2 3
Uв
0,2 0,4
2 4 6 8
0
1
2
3
1
2
3
30
10
20
30
10
20
40
IмА
IмА
IмА