Файл: Моя малая родина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное образовательное учреждение

Будаговская средняя общеобразовательная школа


Рабочая программа

по внеурочной деятельности
«Моя малая родина»

Автор: Барковская Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Будаговская средняя

общеобразовательная школа»

с.Будагово

1



Моя Россия, Русь!

Мне Родины другой совсем не надо!

Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,

Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!

Россия, ты у каждого своя,

То место малой Родиной зовется,

А вот Российская Держава есть одна,

От этих слов с волненьем сердце бьется!

Введение.
« Краеведение – это радость подробного узнавания жизни,

прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие

«Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья,

дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и

культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской

администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь

к семье, родному селу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших

школьников «Моя малая Родина» помогает формированию у младших

школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития

социально- экономических и культурных достижений и традиций края за

счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию

креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по

отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию

толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей:

заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и


родителями; наличие богатых возможностей для большого количества

учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы

родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края

в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг

местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в

деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и

культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями

(все это объективно работает на укрепление отношений между

представителями разных поколений в семье), формированию экологической

культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности

окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование

стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к

краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении

вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,

формированию способности и готовности к использованию краеведческих

знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении

местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в

будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени

образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные

качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности

, призван оказать помощь в решении данных вопросов.

Цель программы: -формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Задачи:

- изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области

- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи

-содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям

- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас

- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста
Основное направление курса « Моя малая родина» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников

Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.


Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

Ожидаемые результаты.

-Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

-Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

-Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

-Приобретение коммуникативных навыков.

-Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.

-Формирование универсальных учебных действий.

-Развитие речи и обогащение словаря.

-Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Программа состоит из 9 блоков: «Я», «Моя фамилия», «Моя родословная, моя семья», «Профессии моих родителей», «Мои сверстники», «Моя школа», «Моя деревня», «Мой город», «Путешествие по Иркутску» и рассчитана на 4 года в рамках внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС.

Данная программа рассчитана на учащихся начальной школы (1 класс-

1 год, 2 класс-2 год, 3 класс-3 год, 4 класс-4 год)

Содержание курса
Введение

Цели и задачи занятий по программе «Моя малая Родина»

1. «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка

2. «Моя фамилия» происхождение своей фамилии,

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома

3. «Моя родословная, моя семья» продолжается знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фильмы детей о своей семье.


4. «Профессии моих родителей» ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.

Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов

Домашнее задание: составление фоторепортажа экскурсии

5. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в Иркутске, России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.

Практическая работа:

А) рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация

Б) телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,

В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях

  1. «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея

Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с планом и тематикой его деятельности, выполнение индивидуального поискового задания.

Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе»

  1. «Моя деревня» Знакомство с историей своей улицы, своей деревни.

Практическая работа: создание путеводителя по деревне, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности.

8.«Мой город» знакомство с историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.

Знакомство с понятиями «топонимы», «экспонат», «экспозиционный материал». «выставка», «выставочная деятельность музея»

Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу (заочная и автобусная), обзорная и тематическая экскурсии в городской краеведческий музей.