Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплинам Деловая коммуникация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Кафедра «Документоведение и языковая коммуникация»
Методические рекомендации по изучению дисциплинам

«Деловая коммуникация»

для студентов направлений, реализуемых в ДГТУ

Ростов-на-Дону

2021
Составитель:


Подготовлено на кафедре «Документоведение и языковая коммуникация»
Методические рекомендации по изучению дисциплин «Деловая коммуникация» ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2021, 29 с.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цели и задачи освоения дисциплины 4

2. Назначение методических рекомендаций 4

3. Планирование и организация времени изучения дисциплины 5

4. Использование материалов учебно-методического комплекса 6

5. Критерии оценки знаний студентов 11

6. Работа с литературой 13

7. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины 16

8. Рекомендации по написанию индивидуальных творческих работ 17

9. Рекомендации по составлению реферата 23

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у студентов представления о деловой коммуникации как одной из форм социальной коммуникации, ее участниках и особенностях речевого взаимодействия в процессе речевого общения, формирование у студентов знаний теоретических основ русского языка как единства языковой системы и ее функционирования в процессе коммуникации; формирование знаний норм литературного языка, его функциональных разновидностей, риторики, этики и эстетики речевого поведения в бытовой и официальной сферах общения; развитие навыков и умений практического применения полученных знаний как основы формирования языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной компетенций.


Знать:

  • Особенности деловой коммуникации и ее основные принципы;

  • правила родного языка;

  • функциональные разновидности языка, языковые характеристики деловых текстов;

  • способы эффективного речевого воздействия при устной и письменной формах общения.

Уметь:

- применять полученные теоретические знания в условиях делового общения с соблюдением установленных правил при создании устных текстов и официальных документов.

Владеть:

- навыками продуцирования текстов документов и устных высказываний в деловой сфере с целью обеспечения эффективности деловой коммуникации.

Изучение дисциплины призвано также обеспечить:

  • развитие когнитивных умений и навыков;

  • расширение кругозора и повышение общей культуры студентов.


2. НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Содержание этих рекомендаций касается планирования и организации времени, необходимого для изучения дисциплины, использования материала учебно-методического комплекса, методических рекомендаций работы с литературой, рекомендаций по подготовке к зачету.

При разработке рекомендаций мы исходили из того, что часть курса должна изучаться студентом самостоятельно. Следовательно, особое внимание уделили разработке методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является наиболее эффективным видом обучения, ориентированным на приобретение студентами научных знаний, навыков и умений, а также их применение в дальнейшей профессиональной деятельности.

В результате регулярной самостоятельной работы, а также занятий под руководством преподавателя у студента должны быть сформирована универсальные компетенции в области деловой коммуникации в устной и письменной формах на русском языке в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению, исходя из учебной и методической целей изучаемой дисциплины, содержания учебного материала – выраженные в знаниях, умениях и навыках.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Четкое планирование и организация времени являются важным условием успешного овладения профессиональными знаниями и навыками. Рекомендуется выполнять все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, и творческие задания непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях студентов, систематизировать

ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Планирование и организация времени представлены в рабочей программе дисциплины.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов (как под руководством преподавателя, так и без руководства). Основными способами самостоятельной работы по изучению дисциплины являются:

  • изучение и конспектирование первоисточников;

  • чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы;

  • регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

  • работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

  • подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

  • решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

  • формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

  • подготовка к зачету.

При изучении курса рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой курса и методическими рекомендациями по его изучению; изучить материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной литературе, нормативным актам, периодическим изданиям и пр.

Обязательным условием закрепления и углубления знаний является участие студентов в семинарах, подготовка индивидуальных творческих заданий, докладов, а также самостоятельное решение контрольных заданий, приведенных в учебно-методических комплексах изучаемой дисциплины.

В качестве контроля усвоения пройденного материала, помимо вопросов, обсуждаемых в ходе практических занятий, промежуточный и итоговый опрос, творческие задания, сдача зачета. К зачету допускаются студенты, успешно справившиеся с изучением дисциплины, в т.ч. выполнившие все задания, вынесенные на контроль.

Методические рекомендации при работе с лекцией.
Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.

При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения.

2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале.

3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя сокращения.

4. Можно создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

6. Необходимо прочитать лекцию перед практическим занятием по соответствующей теме.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Практические занятия по отдельным дисциплинам позволяют студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, документами, получить навык редакторской работы и публичных выступлений, работы с различными текстами. Практические занятия проводятся под руководством преподавателя.

В качестве контроля усвоения пройденного материала, помимо вопросов, обсуждаемых в ходе практических занятий – предусмотрены учебным планом контрольные работы, промежуточный и итоговый опрос, творческие задания, сдача зачета.


Методические указания к написанию контрольной работы. В процессе изучения дисциплины студент готовит письменную контрольную работу. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

Начинать работу надо с тщательного изучения методических рекомендаций по дисциплине. Далее надо подобрать необходимую литературу. В процессе написания работы можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы. В случае затруднения в выборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется вариант, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки тем. Контрольная работа должна освещать основные вопросы в свете проработанной литературы и фактического материала, привлекаемого в качестве иллюстраций.

Недопустимо дословное переписывание литературных источников, особенно устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать, учебники, брошюры и статьи более чем пятилетней давности издания.

Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий библиографический материал. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышает ценность работы иллюстрационный материал.

Работа должна быть напечатана с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется перечень вопросов, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. Работа печатается на листе А4 формата (шрифт 12 Times New Roman, интервал – 1.5, поля: слева, справа, верх, низ - 2см), включая таблицы, схемы, рисунки и список литературы, дата написания работы, подпись студента. Материалы первоисточников, цифровые данные, примеры из практики (опыта) должны быть даны с указанием источника, откуда они взяты (автор, название работы, издательство, год издания, страницы). Если источники не указаны, работа может быть не зачтена. Недопустимым является сокращение слов, небрежное оформление работы. Объем контрольной работы 10-12 страниц компьютерного текста, страницы должны быть пронумерованы.