Файл: Исследование чтения про себя 26.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


Заключение



Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения [10].

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;



5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Основные подходы к выбору методики обучения чтению:

  1. Фонетический подход

  2. Лингвистический метод

  3. Метод целых слов

  4. Метод целого текста

  5. Метод Зайцева.



Список литературы





  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.

  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

  6. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.

  7. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
    в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

  8. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.- 186 с.

  9. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm

  10. Борисенко И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского.//  Начальная школа. – 1994. - №3, - с. 12-19.

  11. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.

  12. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

  13. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

  14. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.

  15. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

  16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

  17. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.

  18. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.

  19. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с. 99 - 101.

  20. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

  21. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.

  22. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3 – с. 16 –21.

  23. Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г.

  24. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.

  25. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.

  26. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 – с.22-26.

  27. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

  28. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

  29. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17

  30. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46. 

  31. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


Приложение 1



Стандартизованная методика исследования навыка чтения

(СМИНЧ) по Корневу А.Н.

Текст для оценки техники чтения

Как я ловил раков

Слов

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет

9

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,

17

в дырах между корнями или под берегом. Потом они

26

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от

36

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

46

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

54

а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни,

63

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я

71

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно

80

прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг

89

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому

98

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.

104

Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить

113

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень

123

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.

131

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

142

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел

151

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,

161

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил

170

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень

178

осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве

189

Но некоторые раки были более осторожными. Когда

196

палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.

208

Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил

215

много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!

224

И очень вкусными!

227

Вопросы для оценки понимания прочитанного

1. Сколько ручейков текут в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотелось мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал ему друг?