Файл: Учение Эпикура о счастье и добродетели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эпикур сравнивал философию с лечебным искусством, исцеляющим людей от душевных страданий, позволяющим быть поистине здоровым. Здоровье как тела, так и морального состояния, является хрупкой составляющей человека, оттого жизненные убеждения должны присутствовать с личностью всегда, и только в таком случае появится желаемая ею безмятежность души. Кроме того, углубление в философию рассеивает угнетающие представления людей о богах и смерти. Непреклонная смерть и могущество богов, сильно страшит народ, нарушая покой и ввергая их в бессмысленные страдания. Уяснив же подлинный смысл смерти и сущность богов, человек может освободиться от необоснованных страхов и жить спокойно. Жизненным идеалом эпикурейского мудреца является атараксия - невозмутимости во всех ее ипостасях. Это волшебное состояние достигается с помощью познания причин естественных процессов и освобождения от страхов и тревог.

Интересно наблюдать, что в своем понимании атараксии Эпикур значительно отличается от стоиков и скептиков. Их безмятежность является следствием безразличного отношения к миру, равнодушия ко всему окружающему, отказа от каких-либо суждений, отсутствия радостей в жизни. А вот проповедуемая Эпикуром безмятежность достигается не отшельничеством, а изучением природы, знанием ее сокровенных тайн. Эпикурейский мудрец является специалистом по жизненным вопросам, нашедший прекрасное в своём окружении.

Дружба также имеет вес среди остальных средство для достижения счастья. «Из всех вещей, которыми мудрость снабжает нас для длительного счастья, нет ничего более важного, чем дружба» - утверждал Эпикур. К удивлению, значение, которое философы придавали этим отношениям, основано в эгоистических рамках. Ведь без дружбы не получится прожить как положено социальному созданию, без неё личность не была бы воистину полной. «Самые счастливые люди — это те, которые достигли такого состояния, что им нечего бояться окружающих людей. Такие люди живут друг с другом в согласии, имея самые твердые основания доверять друг другу в полной мере, наслаждаясь преимуществами дружбы и оплакивая преждевременную смерть своих друзей, если таковая случиться».

Многие считали и продолжают считать, что эгоизм, так часто обсуждаемый эпикурейцами, не приведёт к положительному результату. Однако он не на столько отрицателен, как может показаться. Самодостаточные люди, уважающие свой покой, уже давно поняли, что гораздо приятнее делать добро, что, несомненно, ведёт к процветанию.



  1. Препятствия для счастья.

Как и говорилось ранее, больше всего люди боятся двух вещей – смерти и божьей кары.

Интересно понимать, что люди боятся не самой смерти - исчезновения из мира, а связанные с ней неизвестность, боль и страдание. Из учений атомистов Демокрита и Левкиппа Эпикур подчеркнул мысль, характеризующаяся тем, что все в мире состоит из пустоты и атомов, что душа является совокупностью наделенных способностью ощущения атомов. С истечением срока тела эта совокупность рассеивается, а способность чувствовать утрачивается. Следовательно, смерть не представляет собой ужасную угрозу, которую люди так ярко описывают. "Привыкай думать, – писал Эпикур своему юному ученику Менекею, – что смерть для нас – ничто: ведь все и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас – ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна: не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия. Поэтому ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придет, а потому, что она причинит страдания тем, что придет; что и присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют".

Страх перед богами, а конкретно перед жестокой карой за людские проступки, тоже является не верным. Эпикур, как и окружающие его, был верующим, однако их взгляды сильно разнятся. Люди представляют себе Бога по своему образу и подобию. Раз им присущи мысли "неугодного человека", каждым действием совершающим злые поступки и пользующихся одним единственным правилом справедливости "зуб за зуб", то и Высший считает и действует также. Эпикур был уверен, что Боги блаженны, они свободны от беспокойства и суеты земной жизни. Забавно было бы предположить, чтобы они отказались от благостного существования, ради подсчёта людских грехов и планов страшных наказаний за обыкновенное, присущее природе человека, поведение. Конечно, нет. Богам без разницы, что невежественные люди считают предосудительным. Потому, можно сказать, что адекватному гражданину, ради собственной безопасности, достаточно не совершать несправедливых действий по отношению к другим, иначе обиженные им явно не поскупятся совершить над ним собственный суд. При этом условии, вместе с ним встанут его друзья, он получит любовь, поддержку и уважение. Данную мысль Эпикур описал в письме к Менекею: "...нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно, и

нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко: ведь все добродетели сродни сладкой жизни и сладкая жизнь не отделима от них. Кто, по-твоему, выше человека, который и о богах мыслит благочестиво, и от страха перед смертью совершенно свободен, который размышлением постиг конечную цель природы, понял, что высшее благо исполнимо и достижимо, а высшее зло или недолго, или нетяжко, который смеется над судьбою, кем-то именуемой владычицей всего, и вместо этого утверждает, что иное происходит от неизбежности, иное по случаю, а иное зависит от нас...".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Параноидальные мысли, беспокойства, депрессия и другие психические и эмоциональные трудности стали неотъемлемой частью жизни человека.

Эпикур же изучал внутренние душевные недуги себя и своих окружающих, понимал страдающих и помогал им. А будущие учения, в последствие сформированные философом, смогли продвинуть искусство простой жизни на новый уровень.

Эпикуреизм стал воистину одной из самых влиятельных философий древних времен. И, к удивлению, идеи Эпикура не перестали быть актуальными. Возможно, уже никто не питает страхи перед немилостью Богов или жестоким наказанием в Аду, однако счастье никогда не потеряет своей привлекательности. Поэтому знание такого этического направления как эпикуреизм вполне могло бы облегчить жизнь многим людям.

Спасибо за внимание!

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. https://mystroimmir.ru/filosofiya/idei-epikura.html

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпикур

  3. https://studfile.net/preview/1858332/page:5/

  4. https://dodiplom.ru/ready/115230

  5. http://www.referatmix.ru/referats/116/referatmix_106900.htm

  6. https://www.youtube.com/watch?v=8eS-W9T3Ia4

  7. https://www.youtube.com/watch?v=DfhJATSXAUM&t=1s

  8. https://fishki.net/4204839-jepikur-i-jepikureizm-kratko-o-filosofii-i-uchenii-jepikura.html

  9. https://fil.wikireading.ru/43506


ПРОВЕРКА НА АНТИПЛАГИАТ:

ВВЕДЕНИЕ:



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

  1. биография Эпикура:



  1. что такое счастье?



  1. Безопасность и справедливость - условие счастья.




  1. Средства для достижения счастья.



  1. Препятствия для достижения счастья.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ: