Файл: Лекция Проектирование конспекта образовательной деятельности по проведению познавательноисследовательской деятельности дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверяемое задание 3


Тема 2. Организация условий познавательного развития детей в дошкольной образовательной организации

Лекция 2.4. Проектирование конспекта образовательной деятельности по проведению познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Задание

Проанализировав основные особенности проектирования образовательной деятельности по проведению познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, разработайте конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендации по выполнению задания

1. Определите реализуемую образовательную программу.

2. Определите дидактические единицы в соответствии с выбранной программой в форме формируемых у детей представлений посредством реализации их в предлагаемых заданиях (в виде и содержании деятельности). Например: свойства воды (прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества).

3. Определите реализуемые детьми виды деятельности, выделите их разновидности в соответствии с теми заданиями, которые они должны выполнить. Например, если дети должны провести опыт «Что растворится?» по наглядному алгоритму, то вы фиксируете виды деятельности: экспериментирование, моделирование.

4. Разработайте содержание заданий для деятельности детей. Необходимо сформулировать задания для детей, используя глаголы, обозначающие действие, которое должен совершить ребенок, и конкретизировать его содержание.

Например.

1. Составьте рассказ по картинке «Кошка с котятами».

2. Проанализируйте содержание картинки и расскажите, какое правило нарушили дети.


3. Придумайте загадку о предмете и задайте ее детям.

4. Опишите предмет, используя карточку-помощник (наглядный алгоритм рассказа).

Задание

(действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации

результатов











Количество и содержание заданий должно охватывать все действия, которые должны совершить дети в ходе всех структурных частей проектируемой формы работы с детьми.

5. Определите способ предъявления каждого задания детям и способы презентации детьми результатов работы (словесный, наглядный, практический). Необходимо точно обозначить дидактическое средство (или материал), позволяющее детям реализовать данный способ. Заявленное дидактическое средство (или материал) должно быть указано в перечне материалов и охарактеризовано в методическом сопровождении.

6. Определите задачи, которые будут решаться в соответствии с дидактическими единицами, реализуемыми детьми видами деятельности и содержанием заданий.

Задачи должны быть представлены тремя группами.

Первая группа задач характеризует процесс получения результата деятельности как систему формируемых представлений и знаний детей (когнитивный опыт личности).

Вторая группа задач должна охарактеризовать процесс получения результата как систему развиваемых интересов, мотивов и отношений воспитанников (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).

Третья группа задач характеризует процесс получения результата как системы формируемых умений, навыков и способов деятельности детей (опыт практической деятельности).

Все задачи должны быть конкретизированы в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в данной организации. Необходимо указать образовательные области.

Формулировать цель и задачи самостоятельной деятельности дошкольников необходимо с учётом специфики понятия «самостоятельная деятельность» ребенка. Она разворачивается по инициативе самого ребёнка в соответствии с его субъектным опытом по определяемому им самим плану, что обусловливает невозможность непосредственного обучающего воздействия педагога и постановки задач обучения как «формирование ...».



При составлении конспекта можно использовать следующие речевые конструкции для формулирования задач:

– когнитивный опыт личности: «углублять представления о …», «приобщать к …», «способствовать усвоению представлений о …», «способствовать пониманию …»;

– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру: «развивать потребность в …», «поддерживать интерес к …», «обеспечить проявление …», «стимулировать проявление активности в …»;

– опыт практической деятельности (способы деятельности): «способствовать проявлению умения», «закреплять умение …», «способствовать усвоению способов …».

Также можно при конкретизации задач использовать глаголы неопределенной формы для составления характеристики практических действий дошкольников и облегчения распознавания результатов их деятельности. Важно, чтобы они не выглядели расплывчато (диагностическая постановка задач). Это могут быть следующие глаголы: анализировать, выделять, выполнять, интерпретировать, использовать, обобщать, оценивать, преобразовывать, систематизировать, формулировать.

7. Определите и перечислите используемые в процессе совместной деятельности педагога и детей материалы и оборудование, которые будут включать следующие разновидности:

– стимульный материал;

– материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей;

– дидактический материал;

– оборудование (техническое обеспечение).

8. В соответствии с предложенными этапами продумайте и опишите конструктор совместной деятельности педагога и детей.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой







Проектировочно-организационный







Содержательно-деятельностный







Оценочно-рефлексивный







9. Перечислите и опишите использованные вами методы и приёмы при организации деятельности детей по выполнению заданий. Последовательность представления методов должна соответствовать этапам конструктора совместной деятельности педагога и детей.


Методы должны быть представлены тремя группами.

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа,

– создание ситуации успеха,

– демонстрация нового объекта,

– появление загадочного персонажа,

– создание проблемной ситуации.

1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи,

– метод поощрения,

– предъявление требований к выполнению задания.

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные,

– наглядные,

– аудиовизуальные,

– практические.

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств,

– рефлексия деятельности.

Бланк выполнения задания 3

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста

«_________Название__________»
Дидактические единицы: ........................................................................................
Виды деятельности детей:

– ……………………………………………………………………………………...;

– …………………………………………………………………………………..…..
Содержание заданий для деятельности детей:
Задание 1: «Название»

Содержание:………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………

Способ предъявления: …………………………………………………………….…

…………………………………………………………………………………………
Задание 2: «Название»

Содержание:………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………

Способ предъявления: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………
Задание №…………..
Задачи:

  1. когнитивный опыт личности ……………………………………………….

  2. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру …………………….…

  3. опыт практической деятельности……………………………………………....



Материалы и оборудование:
– стимульный материал: …………………………………………………..;

– материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей: ……………………………………………………………….;

– дидактический материал: ………………………………………………...;

– оборудование:……………………………………………………….…..….

Конструктор совместной деятельности педагога и детей


Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой







Проектировочно-организационный







Содержательно-деятельностный







Оценочно-рефлексивный








Методы и приёмы организации деятельности детей:

– методы стимулирования и мотивации деятельности детей…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...;

– методы организации и осуществления деятельности…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………;

– методы контроля и самоконтроля…………………………………………………


Примечание. Текст курсивом дан для пояснения, в задании этих слов быть не должно.