Файл: Лекция Проектирование конспекта образовательной деятельности по проведению познавательноисследовательской деятельности дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверяемое задание 3
Тема 2. Организация условий познавательного развития детей в дошкольной образовательной организации
Лекция 2.4. Проектирование конспекта образовательной деятельности по проведению познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Задание
Проанализировав основные особенности проектирования образовательной деятельности по проведению познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, разработайте конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста.
Рекомендации по выполнению задания
1. Определите реализуемую образовательную программу.
2. Определите дидактические единицы в соответствии с выбранной программой в форме формируемых у детей представлений посредством реализации их в предлагаемых заданиях (в виде и содержании деятельности). Например: свойства воды (прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества).
3. Определите реализуемые детьми виды деятельности, выделите их разновидности в соответствии с теми заданиями, которые они должны выполнить. Например, если дети должны провести опыт «Что растворится?» по наглядному алгоритму, то вы фиксируете виды деятельности: экспериментирование, моделирование.
4. Разработайте содержание заданий для деятельности детей. Необходимо сформулировать задания для детей, используя глаголы, обозначающие действие, которое должен совершить ребенок, и конкретизировать его содержание.
Например.
1. Составьте рассказ по картинке «Кошка с котятами».
2. Проанализируйте содержание картинки и расскажите, какое правило нарушили дети.
3. Придумайте загадку о предмете и задайте ее детям.
4. Опишите предмет, используя карточку-помощник (наглядный алгоритм рассказа).
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ презентации результатов |
| | |
Количество и содержание заданий должно охватывать все действия, которые должны совершить дети в ходе всех структурных частей проектируемой формы работы с детьми.
5. Определите способ предъявления каждого задания детям и способы презентации детьми результатов работы (словесный, наглядный, практический). Необходимо точно обозначить дидактическое средство (или материал), позволяющее детям реализовать данный способ. Заявленное дидактическое средство (или материал) должно быть указано в перечне материалов и охарактеризовано в методическом сопровождении.
6. Определите задачи, которые будут решаться в соответствии с дидактическими единицами, реализуемыми детьми видами деятельности и содержанием заданий.
Задачи должны быть представлены тремя группами.
Первая группа задач характеризует процесс получения результата деятельности как систему формируемых представлений и знаний детей (когнитивный опыт личности).
Вторая группа задач должна охарактеризовать процесс получения результата как систему развиваемых интересов, мотивов и отношений воспитанников (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).
Третья группа задач характеризует процесс получения результата как системы формируемых умений, навыков и способов деятельности детей (опыт практической деятельности).
Все задачи должны быть конкретизированы в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в данной организации. Необходимо указать образовательные области.
Формулировать цель и задачи самостоятельной деятельности дошкольников необходимо с учётом специфики понятия «самостоятельная деятельность» ребенка. Она разворачивается по инициативе самого ребёнка в соответствии с его субъектным опытом по определяемому им самим плану, что обусловливает невозможность непосредственного обучающего воздействия педагога и постановки задач обучения как «формирование ...».
При составлении конспекта можно использовать следующие речевые конструкции для формулирования задач:
– когнитивный опыт личности: «углублять представления о …», «приобщать к …», «способствовать усвоению представлений о …», «способствовать пониманию …»;
– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру: «развивать потребность в …», «поддерживать интерес к …», «обеспечить проявление …», «стимулировать проявление активности в …»;
– опыт практической деятельности (способы деятельности): «способствовать проявлению умения», «закреплять умение …», «способствовать усвоению способов …».
Также можно при конкретизации задач использовать глаголы неопределенной формы для составления характеристики практических действий дошкольников и облегчения распознавания результатов их деятельности. Важно, чтобы они не выглядели расплывчато (диагностическая постановка задач). Это могут быть следующие глаголы: анализировать, выделять, выполнять, интерпретировать, использовать, обобщать, оценивать, преобразовывать, систематизировать, формулировать.
7. Определите и перечислите используемые в процессе совместной деятельности педагога и детей материалы и оборудование, которые будут включать следующие разновидности:
– стимульный материал;
– материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей;
– дидактический материал;
– оборудование (техническое обеспечение).
8. В соответствии с предложенными этапами продумайте и опишите конструктор совместной деятельности педагога и детей.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | | |
Проектировочно-организационный | | |
Содержательно-деятельностный | | |
Оценочно-рефлексивный | | |
9. Перечислите и опишите использованные вами методы и приёмы при организации деятельности детей по выполнению заданий. Последовательность представления методов должна соответствовать этапам конструктора совместной деятельности педагога и детей.
Методы должны быть представлены тремя группами.
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа,
– создание ситуации успеха,
– демонстрация нового объекта,
– появление загадочного персонажа,
– создание проблемной ситуации.
1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка диагностической задачи,
– метод поощрения,
– предъявление требований к выполнению задания.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные,
– наглядные,
– аудиовизуальные,
– практические.
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств,
– рефлексия деятельности.
Бланк выполнения задания 3
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста
«_________Название__________»
Дидактические единицы: ........................................................................................
Виды деятельности детей:
– ……………………………………………………………………………………...;
– …………………………………………………………………………………..…..
Содержание заданий для деятельности детей:
Задание 1: «Название»
Содержание:………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………
Способ предъявления: …………………………………………………………….…
…………………………………………………………………………………………
Задание 2: «Название»
Содержание:………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………
Способ предъявления: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
Задание №…………..
Задачи:
-
когнитивный опыт личности ………………………………………………. -
опыт эмоционально-ценностного отношения к миру …………………….… -
опыт практической деятельности……………………………………………....
Материалы и оборудование:
– стимульный материал: …………………………………………………..;
– материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей: ……………………………………………………………….;
– дидактический материал: ………………………………………………...;
– оборудование:……………………………………………………….…..….
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | | |
Проектировочно-организационный | | |
Содержательно-деятельностный | | |
Оценочно-рефлексивный | | |
Методы и приёмы организации деятельности детей:
– методы стимулирования и мотивации деятельности детей…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...;
– методы организации и осуществления деятельности…………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………;
– методы контроля и самоконтроля…………………………………………………
Примечание. Текст курсивом дан для пояснения, в задании этих слов быть не должно.