Файл: Оценка качества товаров (КОД ОКП 880000) (Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По методам крепления низа различают обувь винтового, гвоздевого, ниточных, химических и комбинированных методов крепления.

По высоте каблука обувь делят на 5 групп: 1) без каблука; 2) на низком каблуке (от 5 до 25 мм); 3) среднем (26-45 мм); 4) высоком (46-60 мм); 5) особо высоком каблуке (свыше 60 мм). Детскую обувь изготавливают только на низком каблуке; допускается изготавливать девичью обувь на среднем каблуке. На высоком и особо высоком каблуках выпускают только женскую обувь, преимущественно, модельную.

По цвету наружных деталей верха обувь делят на черную, коричневую, яркую (красную, бордовую, синюю, голубую, темно-серую, желтую), светлую (светло-серую, бежевую), белую, многоцветную (двух и более цветов).

По способу изготовления различают обувь механического и ручного производства. При изготовлении обуви ручного производства отдельные операции выполняют ручным методом.

Фасон обуви определяется формой и размерами ее носочной части, формой и высотой каблука.

Модель обуви – конкретное изделие, которому присущи индивидуальные признаки конструкции, материалов и внешнего оформления обуви.

Глава 2. Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения доли рынка

Независимо от используемого подхода любое управление, как известно, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые объекты. Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Такое определение является более универсальным и применимо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000—2001: «Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству». Последнее определение больше подходит к контролю качества.


В теории и на практике широко используется понятие «обеспечение качества», согласно ГОСТ Р ИСО 9000—2001 оно характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены». По существу, это процесс разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понимании обеспечение качества трактуется применительно только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно шире. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охватывать мероприятия по разработке, производству и использованию продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.

Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов «повышение качества» и «улучшение качества». Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, изменениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на СМК улучшение качества характеризуется как «часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству». Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина «повышение качества». Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент производственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.

С введением международных стандартов в качестве государственных стали часто применяться такие термины, как «прослеживаемость», «идентификация», «СМК» и ряд других.

Прослеживаемость понимается как «возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается» (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать, как возможность проанализировать предысторию создания, использования и местонахождения продукции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификацией, которая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, а также технической, технологической и эксплуатационной документации на них.


Содержание термина «СМК» по ныне действующему ГОСТ Р ИСО 9000—2001 раскрывается как «система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов деятельности организации. При этом основой достижения требуемых результатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие материально-технические и информационные средства.

Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функционирующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зарубежной, и в отечественной литературе указанное выше определяется 15 как менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента, очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений. Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина «управление» также понятно и более привычно, чем термин «менеджмент».

Структура совокупности знаний об управлении качеством. Одним из главенствующих результатов деятельности организаций и промышленных предприятий является выпуск продукции, выполнение различного вида услуг.

Номенклатура продукции очень широка и включает, как известно, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным результатом научной и производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) и предназначены для удовлетворения определенных потребностей. Каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл — совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи, исследования возможности создания продукции до прекращения эксплуатации или потребления включительно.


2.1 Оценка качества обувных товаров

Оценка качества обуви – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительных значений и сопоставлению с базовыми показателями. Результатом оценки является обоснованное заключение о качестве каждого образца обуви или всей партии.

Деятельность по оценке качества складывается на трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.

При выборе номенклатуры потребительских свойств и определяющих их показателей важно правильно выбрать из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей.

Определение действительных значений показателей качества проводится инструментальными (лабораторными), органолептическими, экспертными, социологическими методами, а также методом опытной носки. В торговле применяют в основном инструментальные и органолептические методы.

Сопоставление действительных значений показателей качества обуви с базовыми. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов, показатели эталонных образцов текущего производства, а также лучших образцов отечественного или зарубежного производства либо показатели перспективных образцов. При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается принятием решения о присвоении товару определенного уровня качества.

Инструментальные методы подразделяют на три подгруппы:

Методы, не требующие разработчики и изменения качества обуви. При использовании не нарушается целостность конструкции. Эти методы предназначены для определения линейных размеров основных размеров основных видов обуви и отдельных ее деталей, величин перекосов в деталях, парности и массы обуви;

Методы с частичной разборкой и изменением качества обуви предназначены для определения гибкости конструкции, общей и остаточной деформации жестких задников и подносков, прочности крепления каблуков и набоек, прочности крепления подошв и обуви химических методов крепления;

Методы, предусматривающие разборку и полное разрушение обуви, предназначены для определения прочности соединения деталей верха ниточными швами и прочности крепления подошв гвоздями и винтами.

Органолептические методы, основанные на анализе восприятий органов чувств человека, широко применяются для оценки качества обуви по причине их простоты и доступности. Они сводятся к визуальному осмотру и изучению каждого в отдельности образца обуви. Органолептические методы допускают использование простых технических средств, например луп и приборов линейного измерения, повышающих разрешающую способность органов чувств. Точность и достоверность результатов зависят от опыта, квалификации и других особенностей лиц, проводящих оценку качества.


Экспертные методы, основанные на использовании обобщенного опыта и инструкции группы (не менее 7 человек) специалистов-экспертов, применяются в тех случаях, когда для определения показателей качества обуви невозможно или затруднительно применить инструментальные методы. Наиболее эффективны экспертные методы для оценки эстетических свойств обуви, что и находит свое практическое применение и деятельности художественно-технических советов. Точность экспертной оценки зависит от компетентности, квалификации и заинтересованности экспертов в получении результатов оценки.

Социологические методы основаны на сборе и анализе мнений широкого круга фактических или потенциальных потребителей обуви. Сбор мнений потребителей осуществляется различными путями: посредством устного опроса, распространения анкет-вопросников, проведения и обобщения результатов выставок-продаж, покупательских конференций.

Методы опытной носки (эксплуатации) применяют в том случае, если лабораторные испытания не дают полной характеристики свойств и показателей качества обуви, особенно изготовленной с использованием новых материалов или технологии производства. Это длительные и дорогостоящие методы, приводящие к полному разрушению образцов обуви. Носку поручают школьникам, почтальонам или другим группам потребителей, для которых предназначается обувь. Результаты износа деталей сравнивают на контрольной и опытной полупарах одной и той же пары обуви в испытываемой партии. Эксплуатационные испытания предусматривают определение следующих показателей: средний срок фактической носки партии обуви; число пар дефектной обуви; средний срок службы опытной детали или элемента.

Глава 3. Экспертная оценка показателей качества обувных товаров

При экспертизе качества кожаной обуви могут быть использованы следующие методы: органолептический, измерительный, социологический, экспертный, расчетный, а также метод опытной эксплуатации (носки).

Органолептический метод

Органолептический метод широко используется при контроле качества обуви, поступающей в торговые организации, по заявкам организаций и частных лиц.

Экспертиза качества обуви, проводимая экспертами Торгово-промышленной палаты, осуществляется по заявкам заинтересованных организаций и частных лиц. Заявка подается в письменном виде и может быть разовая или долгосрочная. На основании заявки эксперту оформляется наряд установленной формы, где указываются задачи экспертизы. В их число может входить определение: