Файл: Педагогические взгляды Л. Н. Толстого.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогические взгляды Л. Н. Толстого.

Л.Н.Толстой много размышлял о философских вопросах, пытался найти ответы на вечные и риторические вопросы. В молодости он писал немало работ о смысле жизни, о роли материального и духовного начала, о свободе воли, о причинности и случайности.

Л.Н.Толстой был верующим и набожным человеком, однако он резко критиковал лживость церкви, то, как религия прикрывала эксплуататоров, жесткость капиталистического режима. По мнению Толстого, религия должна быть чистой от всей государственной грязи. Такой религией он видел христианство.

Учение Толстого о нравственности тесно связано с его религиозными взглядами. Сущность этих взглядов в том, что Толстой хотел, чтобы все люди были свободны, любили друг друга, стремились к единению и братству.

Педагогические взгляды Л.Н.Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через промахи и ошибки. Он подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России, утверждая, что в школах применяется насилие над детьми, что им прививается идеология господствующего класса.

Путешествуя по странам Европы Толстой, нелестно отзывался и о том преподавании. Он говорил, что дети в дальних странах также замучены и зажаты. Унижение детей, страх перед учителем, заучивание непонятных слов и определений из учебника, поклонение детей перед господствующим классом – вот, что увидел Л.Н.Толстой во время своих путешествий по европейским развитым странам. Все современные школы, как помещичье-монархические, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.

Педагогические взгляды Л.Н.Толстого несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. В них главным является предоставление ребенку свободы, развитие его творческих начал.

В первом периоде Толстой считал, что в школе детей достаточно обучать только самому простому: чтению, письму, арифметике, закону божьему. Никаких других предметов
, развивающих ребенка, по мнению Толстого, в школе преподавать не нужно. То, что знает обычный человек, должен немного знать и ребенок. Не более.

По прошествии нескольких лет взгляды Толстого изменились – интерес учащихся стал для него мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов.

Когда пришло время открывать народные школы, Толстой сузил критерий, определяющий содержание обучения, теперь он считал, что при составлении плана обучения нужно учитывать не детский интерес, а интересы патриархального крестьянства. По его мнению, интересы патриархального крестьянства равноценны потребностям всего крестьянства в целом.

В последние годы своей жизни Толстой снова изменил мнение относительно этого вопроса. Теперь самым главным Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматике и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов.

Л.Н.Толстой не разделял для себя понятия обучения и воспитания. По мнению Толстого всякое обучение воспитывает ребенка, нельзя передать знания, не воспитывая. Придя к выводу, что всякое обучение воспитывает, Л.Н.Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы „в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п.”

По поводу методики обучения Л.Н.Толстой высказывался очень интересно, многие из его идей достойны воплощения. Великий педагог утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны ученики. Он считал, что универсального метода, подходящего на все случаи жизни не существует. Толстой советовал учителям экспериментировать и находить новые способы передачи знаний, проявлять творчество в своей практической педагогической деятельности.

Среди различных методов обучения Толстой особенно выделял живое слово учителя. По мнению знаменитого писателя, рассказ учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Также Толстой много внимания уделял развитию творчества детей. Он рекомендовал задавать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Например, тему „Как я провел лето” Лев Николаевич считал наиболее эффективной.



Толстой считал, что урок надо вести так, чтобы все ученики успевали. Так же, убедившись на собственном опыте, что наказание усиливает агрессию, он строго запрещал наказывать детей за их проступки. Толстой был яростным противником наказаний в школе, в то время как во всех школах царил „палочный метод”. Толстой утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для детей, и в тоже время урок не должен быть слишком легким, так как не будет стимула продолжать занятия дальше. Все это подробно и интересно описано в знаменитых педагогических статьях Л.Н.Толстого.