Файл: Банкротства гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, концепции законов о банкротстве в зарубежных странах строятся таким образом, что зачастую должнику самому выгодно, чтобы в отношении него была начата процедура банкротства. И чем раньше начнут работать механизмы реабилитационных процедур (мораторий на удовлетворение требований кредиторов, отказ от невыгодных договоров), тем больше шансов, что экономическое положение должника стабилизируется. Можно также предположить, что на современном этапе, помимо справедливого удовлетворения требований всех кредиторов, другой, не менее важной, целью производства по делу о несостоятельности является восстановление платежеспособности должника. Хотя, с другой стороны, одной из основных целей банкротства гражданина является - погашение требований, оставшихся неудовлетворенными полностью или частично в результате окончания средств должника - явное ущемление прав кредиторов.

Итак, подводя итоги вышеизложенному, автор считает, что Россия, идя по пути законодательства иностранных государств, не учла многих аспектов, присущих российскому государству и зарубежным странам: различное государственное и правовое устройство, разная экономика и материальный уровень граждан, приоритеты, традиции и менталитет. В результате чего, современный Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. в части банкротства гражданина-непредпринимателя нельзя назвать идеальным, ввиду многих противоречий, существующих в нем: несоответствие признаков признания гражданина банкротом и при принятии заявления о признании должника банкротом; применение разных процедур банкротства к отдельным категориям граждан и так далее.

И, делая заключительный вывод, автор пришел к тому, что на сегодняшний день в России применение норм банкротства в отношении граждан-непредпринимателей невозможно, но, тем не менее, хочется надеяться, что с развитием ипотечного кредитования и простого потребительского кредитования, а также увеличением уровня потребления механизмы банкротства граждан-непредпринимателей рано или поздно заработают. В связи с чем, автором выдвигаются несколько предложений, которые в свою очередь помогли бы действовать институту банкротства гражданина в полной мере, а именно гражданина-непредпринимателя в Российской Федерации.

Необходимо в ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разграничить признаки банкротства юридического лица, гражданина-непредпринимателя и гражданина-предпринимателя, в том числе крестьянского фермерского хозяйства.


1. Предлагается внести в ст. 6 Закона изменения, касающиеся суммы долга должника-гражданина, необходимой для принятия заявления о признании банкротом, а именно установить сумму задолженности для гражданина-предпринимателя и для крестьянского фермерского хозяйства лимит более чем в 10 тыс. руб.

2. Следует разделить гл. 10 на две самостоятельные главы - банкротство гражданина-непредпринимателя и банкротство гражданина-предпринимателя, а также крестьянского фермерского хозяйства ввиду применения к данным субъектам разных признаков признания должников банкротами и процедур банкротства.

3. Предлагается в ст. 2 Закона о банкротстве ввести понятие неоплатности как невыполнение должником в полном объеме требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей и понятие неплатежеспособности как неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в определенный срок и превышение стоимости обязательств над стоимостью имущества должника.

5. Предлагается исключить из главы, регулирующей банкротство крестьянского фермерского хозяйства, п. 1 ст. 207 Закон о банкротстве, предусматривающий наложение ареста на имущество граждан, учитывая особенности этого субъекта и специфику его деятельности.

6. Необходимо в ст. 2 Закона о банкротстве определить статус крестьянского фермерского хозяйства, как хозяйства в лице индивидуального предпринимателя.

7. Необходимо определить в Законе о банкротстве процедуру перевода неденежных требований в денежные.

8. Предлагается уточнить порядок формирования имущественной массы должника и определения стоимости его реализуемых активов, в том числе определить стоимостной ценз имущества, входящего в конкурсную массу.

9. Следует увеличить для должника - гражданина-непредпринимателя срок исполнения денежных обязательств и ввести его после окончания процедуры банкротства.

10. Предлагается создать механизм, позволяющий в наибольшей степени учесть интересы должника и кредиторов - лиц, понесших финансовые потери в результате общения с должником.

Заключение


Подведем итог изучению особенностей банкротства граждан.

Для признания гражданина банкротом необходимо наличие двух критериев – внешнего и внутреннего. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, если требования к должнику-гражданину составляют не менее 10 тыс. руб.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, а также уполномоченными органами.

В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дел о банкротстве гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя) применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры, предусмотренные Законом о банкротстве.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия: 1) сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими; 2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина; 3) прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.

В течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению повторно не может быть возбуждено дело о банкротстве. В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.


В процессе исследования были выявлены следующие проблемы правового регулирования банкротства граждан:

1) В законодательстве не проведена четкая грань между правом и обязанностью на подачу заявления должника в арбитражный суд.

2) Несколько расплывчатой представляется формулировка Закона о банкротстве об обязанности должника подать заявление о банкротстве в арбитражный суд, если «обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность».

3) На сегодняшний день в России применение норм банкротства в отношении граждан-непредпринимателей как таковое невозможно, но хочется надеяться, что скоро нормы о банкротстве граждан непредпринимателей перейдут из разряда «мертвых» норм в действующие.

В целях устранения выявленных проблем можно предложить ряд предложений по совершенствованию правового регулирования банкротства граждан:

1) Необходимо в ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разграничить признаки банкротства юридического лица, гражданина-непредпринимателя и гражданина-предпринимателя, в том числе крестьянского фермерского хозяйства.

2) Предлагается внести в ст. 6 Закона изменения, касающиеся суммы долга должника-гражданина, необходимой для принятия заявления о признании банкротом, а именно установить сумму задолженности для гражданина-предпринимателя и для крестьянского фермерского хозяйства лимит более чем в 10 тыс. руб.

3) Следует разделить гл. 10 на две самостоятельные главы - банкротство гражданина-непредпринимателя и банкротство гражданина-предпринимателя, а также крестьянского фермерского хозяйства ввиду применения к данным субъектам разных признаков признания должников банкротами и процедур банкротства.

4) Предлагается в ст. 2 Закона о банкротстве ввести понятие неоплатности как невыполнение должником в полном объеме требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей и понятие неплатежеспособности как неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в определенный срок и превышение стоимости обязательств над стоимостью имущества должника.


5) Предлагается исключить из главы, регулирующей банкротство крестьянского фермерского хозяйства, п. 1 ст. 207 Закон о банкротстве, предусматривающий наложение ареста на имущество граждан, учитывая особенности этого субъекта и специфику его деятельности.

6) Необходимо в ст. 2 Закона о банкротстве определить статус крестьянского фермерского хозяйства, как хозяйства в лице индивидуального предпринимателя.

7) Необходимо определить в Законе о банкротстве процедуру перевода неденежных требований в денежные.

8) Предлагается уточнить порядок формирования имущественной массы должника и определения стоимости его реализуемых активов, в том числе определить стоимостной ценз имущества, входящего в конкурсную массу.

9) Следует увеличить для должника - гражданина-непредпринимателя срок исполнения денежных обязательств и ввести его после окончания процедуры банкротства.

Таким образом, выше названные предложения будут способствовать совершенствованию правового регулирования института банкротства граждан.

Список литературы


Нормативные акты

  1. Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 2007 г.) // Российская газета. - 27.07.2002. - № 137.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 2007 г.) // Российская газета. - 1994. - № 238-239.

  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 2007 г.) // Российская газета. - 2.11. 2002. - № 209-210.

Материалы практики

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. – 2003. - № 6.

  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. – 1996. - № 9.

  3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2005 г. № 6058/05 // Справочная система Гарант.

  4. Витрянский В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство и право. - 2003. - № 1.

  5. Гусева Т.А., Ларина Н.В. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности. – М.: Юстицинформ, 2005.

  6. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 276 с.

  7. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Залесского В.В. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 210 с.

  8. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. - М.: "Омега-Л", 2003. – 320 с.

  9. Михневич Т.Н. Правовое регулирование банкротства гражданина в России и за рубежом // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. – 2005. – № 5.

  10. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Витрянского. – М.: Издательство «Статут», 2007.

  11. Суслова Т.М. Социально-экономические факторы, требующие введения норм о банкротстве граждан // Адвокат. – 2004. – № 1.

  12. Суслова Т.М. Несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: автореф. диссер. к.ю.н. - Пермь, 2001. – 23 с.

  13. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). - М.: Дело, 2002. – 782 с.

  14. Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.

  15. Химичев В.А. О некоторых вопросах реализации прав кредиторов при банкротстве граждан // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. - № 7.

  16. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. – М., 2005. – 793 с.