ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Философские предпосылки | Основные представители | Основные термины | Основные положения теории | Методы исследования | Основные положения терапии | Позиция терапевта | Позиция клиента | Современное состояние теории с основными представителями |
Психоанализ | Теория Лейбниц о монадах, И.Ф.Гербарт (концепция порога сознания), А.Шоппенгауэр и Э.Гартмана (идея панпсихизма и абсолютного сознания), Ф.Ницше (концепция «воля к власти») | З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер | Ид, Эго,Супер-эго, бессознательное, либидо, влечение, инстинкт, защитные механизмы. | Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, такие влечения в большинстве бессознательны. Прибегая к попыткам осознания этих влечений, это приводит индивида к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; | Свободных ассоциаций, пандетерминизм, апелляция к опыту | | | | |
Гештальт психология | И.Кант (определял восприятие не как пассивное впечатление и комбинация чувственных элементов, а как активную организацию элементов в связанный и согласованный опыт | М.Вертхеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин | Годологическое пространство, изоформизм, инсайт, конструктивность восприятия, фигура и фон. | Человек – целостное сущетсов и образ мира представляет целостный феномен, а не совокупность элементов. Гештальт – это структурное целое. Прошлое не играет роли, а образ создается внезапным осознанием чего-либо | Эксперимент, объективное и непосредственное наблюдение и описании своего восприятия | | | | |
Бихевиоризм | Р.Декарт (функционирование организма представлялось из простых механических представлений, объективизм), О.Конт (позитивизм) | Дж.Уотсон, Э.Ч.Толмен, Б.Ф. Скиннер, Дж.Роттер | Стимул, реакция, потенциал поведения, подкрепление, наказание, режим подкрепления, гештальт-знаки | Изучить можно только поведение (мышечные реакции, работа желез). Среда формирует поведение при помощи стимулов и подкрепления. Формирование человеческого поведения не отличается от животного | Лабораторный эксперимент | Терапевт занимается актуальным поведением, симптом для терапевта и есть болезнь. Терапевт занимается обучением так, как клиент хотел бы реагировать на жизненные ситуации. | | | |
Гуманистическая психология | Ф.Брентано (критика механизации и рассмотрения сознания как молярности) Э.Фромм, А.Адлер, К.Хорни (отмечали у человека способность создавать собственное «Я» и самому строить собственную жизнь) | К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл | Личность, самоактуализация, конгруэнтность, пирамида потребностей, мотвация | Изучение возможностей и способностей человека, а именно – любви, творчеству, развития и т.д., т.е. изучение здорового творческого индивида. Изучение человека как целостности с целью стать еще счастливее | Лабораторный эсперимент, арт-терапия, визуализация, аутотреннинг. | Терапевт и клиент находятся в психологическом контакте. Клиент обладает способностью к самонаправлению. Терапевт – гармоничная личность, испытывает позитивное внимание к клиенту. | | | |