Файл: Концепции правопонимания в исторической последовательности Представители концепции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепции правопонимания в исторической последовательности | Представители концепции | Происхождение права | Сущность и явление права | Достоинства и недостатки |
| Представители идеи - Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан Представители доктрины - Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. | Идея возникла в Древней Греции и Древнем Риме. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв. | Право – совокупность естественных прав человека. Концепция исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного. Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях). Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. | Достоинства: 1. Сторонниками естественно правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями как справедливость свобода равенство и т.п. 2. Провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. 3. Посредством данной прогрессивной доктрины совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй. 4. Формируется положительный образ права. Недостатки: 1. Данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представления о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно. 2. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей. |
| Густав Гуго, Савиньи, Пухта и др. | Сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции. | Право – совокупность правовых обычаев. Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам. Мнение о том, что решающая роль в образовании права принадлежит регулированию сверху, объявлялось «юридическим суеверием». Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон – не только не единственный, но и не основной в ряду источников права. На первое место сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни. При этом всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует. Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории. | Достоинства
Недостатки
|
| Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. | Сформирована в XX веке. Берет начало в XIX в. как либеральная нормативная теория. | Право – пирамида не зависящих от сущего норм. Противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», т.е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды. Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, а организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права. Суть своих взглядов Кельзен выразил в сформулированном им «каучуковом» определении права, согласно которому оно есть «совокупность норм абстрактного долженствования». | Достоинства:
Недостатки:
|
| К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др. | XIX – XX вв. | Право - возведенная в закон воля господствующего класса.
| Достоинства:
Недостатки:
|
| Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. | XX в. | Право – правовые эмоции личности.
| Достоинства:
Недостатки
|
| Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд. | XX в. | Право – реализация законов, юридические действия.
| Достоинства:
Недостатки:
|