Файл: Методические рекомендации по курсовой работы по дисциплине б. 16 Макроэкономика направление подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»







Кафедра экономики и управления

Методические рекомендации по курсовой работы по дисциплине
Б1.Б.16 МАКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки - 38.03.01 Экономика

Профиль (направленность) подготовки - Финансы и кредит

г. Санкт-Петербург

2016

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИКЕ


Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» представляет собой вид учебной работы студента.

Выполнение курсовых работ проводится после завершения теоретического курса обучения по дисциплине «Макроэкономика».

Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин на каждом курсе и представляет собой исследование, проводимое студентом самостоятельно под руководством преподавателя по определенной теме.

Выполнение курсовых работ предусмотрено в целях закрепления, углубления и обобщения знаний в сфере макроэкономики, полученных в процессе обучения, развития способности к самостоятельной работе, творческого мышления студента.

Цель выполнения курсовой работы: научить студентов самостоятельно проводить научные исследования, обобщать полученные знания, выдвигать и защищать собственные суждения; сформировать и закрепить у студентов профессиональные компетенции, связанные с деятельностью в сфере макроэкономики и научно- исследовательских задач в современных условиях.

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» выполняется на 2 курсе 2 семестре очной (заочной) формы обучения в соответствии с учебным планом.

Задачи курсовой:

формирование навыков аналитической работы с методической, научной литературой и нормативными документами;

формирование комплексного представления о макроэкономике как предметной научной области;

закрепление теоретических знаний и практических умений
по дисциплине «Макроэкономика» в области управления финансами организации;

развитие навыков работы с текстами в сфере макроэкономических отношений;

развитие навыков самостоятельного решения аналитических задач по макроэкономике,

овладение способами количественного обоснования решений макроэкономического характера, методами их принятия и реализации, как элементов компетенций, формируемых у бакалавров в результате обучения.

приобретение навыков публичной защиты;

выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной профессиональной деятельности в современных условиях.

Выполнение курсовой работы опирается на знания, умения и навыки, приобретенные при предшествующем обучении, в том числе на:

знания в области макроэкономики;

умения и навыки работы с документами, учебной, специальной, научной и справочной литературой;

навыки и знание компьютерных и интернет-технологий;

навыки работы с графиками, моделями и таблицами,

знания основ финансовых вычислений и основных экономических законов;

навыки коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности.

Процесс написания курсовой работы направлен на формирование следующих компетенций.
Таблица 1. – Содержание компетенций формируемых в ходе написания курсовой работы



пп

Индекс компе­тенции

Содержание

компетенции


В результате изучения учебной дисциплины

обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть



ОК-3

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

основные макроэкономические показатели;

причины и способы государственного вмешательства в экономику;

базовые макроэкономические модели (цикличности, инфляции, безработицы, равновесия, экономического роста);

основы фискальной и монетарной политики государства.

оценивать влияние макроэкономической динамики и регулирующих действий государства на отдельные сферы экономической деятельности на макро и микроуровне.


методологическими подходами анализа влияния макроэкономических явлений и процессов на принятие решений в различных сферах деятельности.



ОПК-2

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

основные источники получения макроэкономической информации;

базовые принципы и методы сбора, сопоставления и анализа макроэкономической информации.

находить необходимую информацию о состоянии макроэкономических процессов и явлений в динамике;

рассчитывать и интерпретировать значения макроэкономических показателей;

проводить анализ причин выявляемых тенденций развития экономики на макроуровне.

методологией макроэкономического анализа и ее модификацией исходя из заданной цели исследования.



ПК-4

способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

принципы построения и применения основных макроэкономических моделей;

правила анализа и интерпретации результатов макроэкономического моделирования.

применять базовые макроэкономические модели на основе имеющейся макроэкономической информации.

методологией построения макроэкономических моделей, анализа и интерпретации результатов моделирования исходя из заданной цели исследования.



ПК-6

способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

способы сопоставления и анализа макроэкономических показателей, полученных из открытых источников информации, во времени и пространстве.

выявлять тенденции и проводить макроэкономический анализ данных на основе обработки открытой информации.

методологией анализа общедоступных источников макроэкономической информации.



ПК-7

способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

принципы поиска и сбора эмпирической информации для проведения экономического исследования макроэкономических процессов и явлений;

знать требования к содержанию, порядку написания и оформлению аналитического отчета по заданной тематике.

ставить цели и задачи, проводить самостоятельное исследование макроэкономических процессов и явлений прикладного характера.

методологией обоснования и выработки экономических решений исходя из заданной цели исследования.



2. Тематика курсовых работ

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем, осуществляющим обучение по дисциплине «Макроэкономике», рассматривается и утверждается на заседании кафедры Экономики и управления при утверждении рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Студент имеет право выбрать одну из заявленных тем или предложить собственную с обоснование ее выбора. Закрепление за студентами тем курсовых работ производится на заседании кафедры «Экономики и управления». Основной критерий выбора – научный и практический интерес студента.

При этом на одном курсе одну и ту же тему могут выполнять не более трех студентов. Студенты заочного отделения могут выполнять работу на материалах предприятия, где они работают.

Тематика курсовых работ должна отвечать задачам курса «Макроэкономике», научности, новизне и актуальности. Тематика курсовых работ может быть связана с теоретическим материалом по дисциплине «Макроэкономике», с новейшими достижениями российской и зарубежной науки в области макроэкономики, приобщать обучающихся к работе над проблемами, которые исследуют либо отдельные преподаватели, либо коллектив кафедры в целом и соответствовать направлению подготовки «Экономика» профилю подготовки «Финансы и кредит».

Срок сдачи курсовой работы устанавливается кафедрой в соответствии с учебным планом.

Собранный материал и результаты, полученные в ходе выполнения курсовой работы, могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

Рекомендуемые темы курсовых работ по дисциплине приведены в приложении А.

Процесс выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» состоит из нескольких последовательных этапов:

- выбор темы и согласование ее с руководителем;

- подбор и отбор литературы;

- изучение требований к оформлению работы;

- изучение подобранной литературы;

- сбор, обработка и анализ практического материала;

- написание и оформление работы;

- сдача на проверку и оценку преподавателю;

- разработка тезисов доклада для защиты;

- защита курсовой работы, получившей предварительную положительную оценку.

Выбору темы должно предшествовать изучение специальной литературы. Практика показывает, что обучающиеся чаще стремятся писать курсовые работы по общим темам. Однако разработка общей темы обычно бывает поверхностной, в то время как глубокая и детальная проработка темы, рассматривающей какую-то конкретную проблему, позволяет написать интересную работу.


При подборе литературы целесообразно сначала проанализировать книги и периодические издания, которые рекомендованы по исследуемым темам. Изучение литературы целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (вначале законы, потом подзаконные акты); научные издания (первоначально книги, затем периодические издания);статистические данные.

При подборе нормативно-правовых актов можно воспользоваться справочно-правовыми системами («Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.). Они позволяют быстро найти документ и содержат комментарии и ссылки на другие документы.

После подбора и изучения литературы определяется содержание работы, то есть перечень вопросов, которые будут рассмотрены в работе и раскроют исследуемую тему. В процессе работы перечень этих вопросов может изменяться.
3.Требования к содержанию, структуре и оформлению курсовой работы

Курсовые работы оформляются в виде текста, излагающего постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст работы должен демонстрировать: знакомство автора с основной литературой по теме работы; умение выделить проблему и определить методы ее решения; умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов; владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Структура курсовой работы включает следующие элементы.

Титульный лист - является первой страницей работы, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа (Приложение Б).

Оглавление - перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления (Приложение Б). Для этого при форматировании текста рекомендуется использовать опцию «Автооглавление» текстового редактора Microsoft Word.

Введение - раскрывает актуальность проблемы исследования, цель, задачи, объект, предмет, теоретическую базу, методологию или методы исследования, информационно-справочную базу, структуру работы.


Основная часть – состоит из соразмерных по объему глав, которые нумеруются арабскими цифрами, содержание которых включает: 1-2 главы.

Теоретическая часть работы включает изложение содержания теоретических аспектов исследуемой проблемы (с обязательными ссылками на различных авторов); отражение дискуссионных вопросов (также со ссылками на источники); анализ нормативно-правовой базы исследования (не обязательный элемент); обоснование выбора и описание используемых методов; самостоятельно сделанные выводы теоретического характера по теме исследования.

Практическая часть работы формируется на примере выбранного студентом хозяйствующего субъекта (организации), с обязательным исходными данными в приложении (в виде бухгалтерской финансовой отчетности и других документов).

Рекомендуются краткие выводы (полстраницы) после каждой главы. Практическая часть содержит: описание проведенных студентом наблюдений, экспериментов, расчетов; самостоятельно сделанные выводы (теоретического и/или практического характера); таблицы, в сжатом виде отображающие необходимые сведения; графическое отображение (графики, диаграммы, схемы и т.п.) исходных и/или результирующих показателей, алгоритмов, структур и пр. – обязательный элемент).

Использование заимствованных цифровых данных и текстовых фрагментов должно сопровождаться ссылками на источник, даже в том случае, когда текст пересказан своими словами.

Курсовая работа должна носить, как правило, прикладной характер. Теоретическая направленность работы может быть допущена в исключительных случаях только по письменному разрешению заведующего кафедрой на письменном мотивированном заявлении студента. В заявлении студент должен привести убедительное обоснование необходимости выполнения им именно теоретической работы.

Заключение - содержит краткое описание исследования (по главам), а также краткую трактовку полученных результатов, их научную и практическую ценность или экономический эффект.

Список литературы. Включает в себя только ту литературу, на которую есть ссылки в тексте курсовой работы. Список литературы должен содержать не менее 5 наименований научных публикаций.

Использованные источники располагаются в следующей последовательности (с единой нумерацией): Законы РФ, Указы Президента РФ; Постановления и решения Правительства РФ и субъектов РФ; Инструкции и справочная литература; Научная литература (в алфавитной последовательности); Источники на иностранных языках (в порядке латинского алфавита); Электронные источники.