Файл: Курсовая работа Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь как вид социального обеспечения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 2507
Скачиваний: 76
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Права граждан РФ на охрану здоровья
1.1 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
2. Проблемы реализации права на медицинскую помощь и лечение
2.1 Доступность и качество медицинской помощи и лечения
2.2 Реализация права на бесплатную медицинскую помощь и лечение
В Конституции РФ содержатся нормы, прямо указывающие на условия получения бесплатной медицинской помощи, а именно положения о предоставлении такой помощи в учреждениях определенной формы собственности – государственной и муниципальной. Фактически, согласно конституционным предписаниям, медицинская помощь как вид социального обеспечения имеет натуральную форму. Иными словами, за бесплатной медицинской помощью гражданин должен обратиться в конкретное учреждение здравоохранения, финансируемое в специальном порядке.
На конституционном уровне гарантируются именно бесплатные услуги определенных учреждений здравоохранения, а не оплата уже произведенных расходов в связи с лечением. Такой способ формулирования конституционного права на бесплатную медицинскую помощь условно позволяет гражданам узнать ответ на вопрос, где можно получить такую помощь. При этом остаются без ответов другие вопросы, в частности какие конкретно медицинские услуги бесплатны или при каких условиях их можно получить. Если использовать формальный подход, то при обращении в учреждение здравоохранения лицо должно получить весь необходимый объем медицинской помощи без каких-либо условий. Однако такое оптимистичное толкование конституционных положений нередко вступает в противоречие с реальными возможностями системы здравоохранения.
Как уже говорилось, в Российской Федерации медицинская помощь может предоставляться бесплатно, то есть без привлечения собственных средств гражданина (любых частных денежных средств). При этом источником финансирования медицинской помощи могут быть бюджетные средства (например, при оказании медицинской помощи определенного вида – психиатрической, наркологической и др.) или страховые средства (при оказании видов помощи, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования). Однако при возникновении потребности в медицинской помощи граждане сталкиваются с проблемой определения, какие виды медицинских услуг должны предоставляться безвозмездно.
В России право на безвозмездную медпомощь удостоверяется полисом ОМС, его вправе получить все граждане РФ (независимо от социального статуса), иностранные лица, проживающие на территории РФ, не имеющие гражданства, беженцы. Реализация врачебной помощи в рамках ОМС осуществляется ЛПУ и частными клиниками, включенными в специальный реестр. Частные организации, не включенные в специальный реестр, не могут оказать бесплатные услуги в рамках ОМС.
По ОМС пациенты могут получать медпомощь в рамках базовой и территориальной программ страхования. Список болезней, входящих в полис ОМС, закреплен пунктом 6 статьи 35 Федерального закона об ОМС. Базовая программа действует во всех регионах РФ, пациент имеет право на бесплатную медпомощь, независимо от того, в каком регионе наступил страховой случай. В рамках базовой программы ОМС пациентам оказывается:
Первичная медицинская помощь – профилактика тяжелых форм болезней, оказание медико-санитарной помощи на дому;
Скорая медпомощь – по территориальной программе, которая действует только для лиц, проживающих в данном федеральном округе, включает более широкий перечень медицинских услуг. В отдельных регионах (например, во Владивостоке), в их число входят и с болезни, имеющие социальную значимость – туберкулез, гепатит, ВИЧ и др. Проведение лечебно-профилактических мероприятий по указанным болезням должно соответствовать установленным подзаконным нормативным актам.
2.3 Проблемы обеспечения лекарствами
На втором месте по численности после обращений, касающихся различных вопросов оказания медицинской помощи, находятся обращения в защиту права на лекарственное обеспечение. Несмотря на существенное сокращение количества данного вида жалоб и обращений по сравнению с прошлым годом, к Уполномоченному поступали обращения граждан с жалобами на трудности в обеспечении необходимыми лекарственными препаратами. Особую обеспокоенность вызывает лекарственное обеспечение онкологических больных, пациентов, страдающих сахарным диабетом, а также имеющих редкие заболевания.
Так, жительница Калининского района смогла получить противоопухолевый препарат только после обращения к Уполномоченному. Жительница Саратовского района нерегулярно получала препарат для лечения бронхиальной астмы по причине признания аукционов на закупку данного препарата дважды несостоявшимися из-за отсутствия заявок от поставщиков лекарственных препаратов. Аналогичная ситуация складывалась и с аукционами на покупку сахароснижающих лекарственных препаратов.
В течение года на особом контроле Уполномоченного стоял вопрос организации лекарственного обеспечения лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Согласно информации, предоставленной министерством здравоохранения области, в первом полугодии 2019 года в ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» Саратовской области возникали сложности с закупкой отдельных противоопухолевых препаратов. Закупки приобрели длительный характер в связи с применением с 1 января 2019 года положений Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 871н).
В 2019 году не состоялся ряд первично размещенных ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» аукционов (не подано заявок на участие в аукционах) по ряду лекарственных средств, применяемых в онкологии. Причиной отсутствия заявок от потенциальных поставщиков являлась низкая начальная (максимальная) цена контракта, сформированная с учетом требований вышеназванного порядка. Учреждение было вынуждено проводить повторные аукционы с поэтапным повышением цены контрактов, что снижало оперативность закупок.
В целях обеспечения пациентов необходимыми лекарственными препаратами ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» был вынужден прибегать к заключению договоров поставки в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по решению врачебной комиссии у единственного поставщика. Закупки, проведенные данным способом, ограничены суммой, объемом поставляемых препаратов, каждый договор может заключаться только для одного пациента. Подобные закупки сопровождаются обязательным параллельным проведением конкурентных способов закупки. По ряду препаратов (Палбоциклиб, Паклитаксел + Альбумин, Олапариб, Кризотиниб, Кабазитаксел, Церитиниб, Осимертиниб, Висмодегиб, Рибоциклиб, Алектиниб, Трастузумаб эмтанзин) цена минимальной дозировки для одного курса лечения превышает ограниченные законом при данном способе закупки 200 тысяч рублей.
Вторым, альтернативным аукциону способом закупки, к которому было вынуждено прибегать учреждение, являлось размещение запросов предложений в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ.
Проведение запросов предложения сопровождалось, как и в случаях с аукционами, отсутствием заявок на участие при первичном размещении и необходимостью проводить повторные процедуры с поэтапным повышением цены контрактов. Данные закупочные процедуры также носят индивидуальный характер (отдельная закупка для каждого пациента), но имеют более выгодные сроки проведения по сравнению с аукционом.
По мнению министерства здравоохранения области, во втором полугодии 2019 года, после внесения изменений в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе вводимых с 1 июля 2019 года, а также после ежеквартального изменения цен, применяемых в соответствии с приказом № 871 н, процесс закупок лекарственных средств оптимизируется.
2
С учетом изложенного для гарантированного исполнения государственных социальных обязательств по своевременному и бесперебойному обеспечению населения лекарственными препаратами необходимо проводить дальнейшую работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части повышения эффективности закупок лекарственных препаратов, проработать комплекс организационных мероприятий, направленных на совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения.3
Заключение
В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач, связанных с охраной здоровья, является вынесение в общество такого понятия как “жизнь”. И не только вынесение, но самое главное это осмысление обществом этого понятия. Многие специалисты, не всегда являются послушниками данного понятия, зачастую относящиеся к нему второстепенно. Хотя жизнь, здоровье граждан должно играть в современном обществе одно из самых важных мест.
Нельзя судить об охране здоровья граждан не ссылаясь на законы. В современном праве, право на здоровье – высшее неотчуждаемое благо каждого человека. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер и принадлежит человеку. Иными словами, «право на здоровье» - составляющая часть экономических, социальных или же культурных прав человека, которая соблюдается, или пытается соблюдаться благодаря принципам охраны здоровья граждан.
Благодаря принципам, которые закреплены в законодательстве, мы способны получать бесплатную медицинскую помощь независимо он нашего социального положения и каких-либо человеческих принципов
Так же одной из самых важных проблем в медицине и бесплатной лекарственной помощи, а если брать в целом, то в государстве является лекарственное обеспечение. В настоящее время сложившаяся структура управления фармацевтическими организациями не обеспечивает выполнение ими всех задач по эффективному лекарственному обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений, выполнения государственных гарантий в этой области. Государство обеспечивает нас всеми возможными мероприятиями, связанными с охраной здоровья и следит за их надлежащим исполнением. Однако, не всегда приоритеты гражданина соблюдаются в положенном образе. Те, этические и моральные нормы, тот гуманизм, которые должны соблюдать работники медицинский учреждение, порой просто отсутствует. Даже специалисты, зарекомендовавшие себя положенным образом порой дают волю эмоциям, срываясь на пациентах и посетителях медицинских учреждений, что непосредственно сказывается как на отношении со стороны, так и на выполняемой работе. Это категорически недопустимо, т.к. человек, давший клятву Гиппократа, человек, которые принял на себя ответственность за сохранения здоровья другого гражданина, порой допускает вещи недопустимые для специалиста. Помимо всего выше перечисленного, за халатность, совершенную медицинскими работниками, за ту безответственность, в последствии которой гибнут люди, врачи и медицинские работники, разных уровней медицинских учреждений, не всегда несут предусмотренную законом ответственность. Многие вопросы решаются N-ой суммой денежных средств. И это повторяется из раза в раз.
Помимо всего вышеперечисленного мне бы хотелось затронуть сторону государства в охране здоровья граждан. Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка. Именно благодаря государству большая часть медицинской помощи оказывается гражданам РФ. Но не всегда государство рационально распределяет средства между направлениями медицины. Не всегда получается спасти жизнь двум людям. Государство должно выделять куда большие средства как на лечение, так и на развитие медицины, тем самым это поможет не только снизить уровень смертности, но и повысить экономическую составляющую государство, за счет добровольных вкладов граждан.
Так же не могу не отметить такой недостаток современной медицины, и охраны здоровья в целом, как непрофессионализм и высокий уровень допущения врачебной ошибки.
Список используемой литературы
-
Конституция Российской Федерации. Принятая на всенародном голосовании 01.07.2020 г. -
Приказ Минздрава России от 27 февраля 2016 г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» -
Приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». -
Каменева 3. В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7 // Справочная правовая система " Консультант Плюс". -
Найговзина II. Б. Организация медицинской помощи и источники финансирования в здравоохранении в современных условиях. Разграничение полномочии по уровням власти // Советник бухгалтера в здравоохранении. 2005. № 4 // Справочная правовая система "Консультант плюс". -
Галкин Р. Л., Тявкин В. П. Экспертиза качества лечения хирургических больных // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. № 3. С. 14. -
Преамбула Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения // Справочная правовая система "Консультант плюс". -
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Справочная правовая система "Консультант плюс". -
Положение о доступности медицинской помощи -
Письмо министерства здравоохранения Саратовской области от 27.06.2019 исх. № 08-27/5997. -
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Саратовской области в 2019 году -
Галаганов, В. П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2014. -
Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 426 с. -
Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 449 с. -
Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие + Практикум. 2-е изд. – М: Книжный мир, 2017. – 415с. -
Барышникова Т.Ю. Право социального обеспечения. Часть особенная (учебное пособие)// Ярославль: ЯрГУ. 2016.