Файл: 1. Комплексный подход к реализации образовательных областей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция. Современные подходы к содержанию и организации образовательно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС
ДО
Тема 1. Комплексный подход к реализации образовательных областей
ФГОС
17 октября 2013 года приказом № 1155 Минобра был утвержден ФГОС дошкольного образования. В обсуждении проекта этого стандарта приняли участие большое количество людей – специалистов дошкольных образовательных организаций, родителей, школьных педагогов.
Окончательный вариант стандарта значительно отличается от предложенного к обсуждению: в нем были учтены множественные пожелания и рекомендации.
Как считали разработчики, стандарт должен быть нацелен на главный результат
– социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность детей, их мотивацию в достижении успеха, должен раскрепостить педагога, позволить педагогу проявить свои творческие возможности, должен обозначить обязательства государства перед ребенком на дошкольное образование. Задача разработчиков была учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребенка.
Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В основу стандарта положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки разнообразия детства, уважения к личности ребенка, при этом реализация образовательной программы предполагается в формах, специфических для детей конкретных возрастных групп.
Главной целью стандарта является повышение статуса дошкольного образования, обеспечение уровня и качества дошкольного образования, соблюдения равенства возможностей каждого ребенка.
Перед дошкольным образованием поставлены множество задач, основные из них – это охрана физического и психического здоровья детей, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, формирование общей культуры личности детей и другие важные задачи, обеспечивающие комфортное освоение образовательной программы.
Стандарт включает в себя требования к объему и структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения.
Образовательная программа разрабатывается каждым ДОО самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. Она формируется как программа развития личности детей дошкольного возраста и определяет объем, содержание и планируемые результаты. Программа должна быть направлена не только на создание условий развития ребенка, но и на создание развивающей образовательной среды.
Программа должна обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода для групп с различной продолжительностью пребывания детей в течение суток: групп кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста (от 2-х месяцев до восьми лет), в том числе разновозрастных групп.
Требования к условиям реализации программы включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
В целях эффективной реализации программы дошкольного образования должны быть созданы условия для профессионального развития
педагогических и руководящих работников ДОО, их консультативной поддержки и организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать действующим квалификационным характеристикам соответствующих должностей работников образования.
Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в ФГОС.
В случае включения в группу детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, прописана возможность привлечения сверх нормативов дополнительных педагогических кадров, имеющих соответствующую квалификацию,
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и противопожарными нормами и правилами, требованиями к средствам обучения и воспитания, оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой, учебно-методическими комплектами, оборудованием, предметами оснащения.
Результатам освоения программы соответствуют целевые ориентиры дошкольного образования, представляющие из себя социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не должны влиять на оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, аттестацию педагогических кадров, тем более, на распределение стимулирующего фонда оплаты труда в ДОО.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать действующим квалификационным характеристикам соответствующих должностей работников образования.
Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в ФГОС.
В случае включения в группу детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, прописана возможность привлечения сверх нормативов дополнительных педагогических кадров, имеющих соответствующую квалификацию,
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и противопожарными нормами и правилами, требованиями к средствам обучения и воспитания, оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой, учебно-методическими комплектами, оборудованием, предметами оснащения.
Результатам освоения программы соответствуют целевые ориентиры дошкольного образования, представляющие из себя социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не должны влиять на оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, аттестацию педагогических кадров, тем более, на распределение стимулирующего фонда оплаты труда в ДОО.
Таким образом, ФГОС задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.
Стандарт разработан не на пустом месте, а с учетом всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании. Более того - является своего рода «охранной грамотой» его достижений от различных форм разрушительного администрирования. Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОО, а не штамп для тиражирования бумажных форм.
Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года новый закон «Об образовании в РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того - исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта
– обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.
Тема 2. Психолого-педагогическая поддержка развития личности ребенка как основа реализации ФГОС
Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольной организации заключается в педагогической актуализации личностного развития ребенка, обеспечении его физического, психического и социального здоровья.
Для успешной реализации программы дошкольного образования дети должны быть обеспечены уважением взрослых к их человеческому достоинству, формированием и поддержкой собственной положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
В образовательной деятельности необходимо использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, при этом недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление их развития.
Построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе взаимодействия взрослых с детьми и ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, и учитывающего социальную ситуацию его развития. Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог.
Необходима поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда взрослые могут пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.
Одной из важных задач психологической службы ДОО является психологическое просвещение и обучение. Его цель – создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Рекомендуется проводить со слушателями тренинговые занятия, на которых взрослым дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли,
возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают ситуации вместе с ними.
Особое внимание следует уделить поддержке родителей и вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества.
Вместе с формированием гуманистической направленности образования стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Она возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
●
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
●
Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.
Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
●
Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
●
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Особое внимание следует уделить поддержке родителей и вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества.
Вместе с формированием гуманистической направленности образования стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Она возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
●
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
●
Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.
Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
●
Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
●
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В соответствии с этими принципами позиция психолога и педагогов позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Для решения образовательных задач, как определяет ФГОС, может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики, или мониторинга.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, таких, как индивидуализация образования, или оптимизация работы с группой детей.
Психологическая диагностика развития детей может быть проведена только по отдельным показаниям с привлечением квалифицированных педагогов- психологов или психологов. Участие ребенка в психологической диагностике возможно только с согласия его родителей или законных представителей.
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Тема 3. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда при реализации ФГОС
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Каждому коллективу дошкольного образовательной организации приходится
искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Серьезные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО предъявляет ФГОС.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная.
Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Так, предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, быть содержательно-насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметно- пространственная среда должна иметь пространства для игры, учебных занятий, конструирования, подвижных игр, а также предусматривать возможность уединения детей.
При современном проектировании и строительстве зданий для ДОО требования к помещениям для реализации предметно-пространственной среды предусмотрены, но если учесть, что большинство зданий детских садов были построены во второй половине прошлого века и не имеют достаточного пространства для организации образовательного процесса, перед коллективами
ДОО стоит серьезная задача.
Для увеличения размеров открытого пространства дизайнеры предлагают активнее использовать мебель-трансформеры, когда обычные столы, например,
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная.
Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Так, предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, быть содержательно-насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметно- пространственная среда должна иметь пространства для игры, учебных занятий, конструирования, подвижных игр, а также предусматривать возможность уединения детей.
При современном проектировании и строительстве зданий для ДОО требования к помещениям для реализации предметно-пространственной среды предусмотрены, но если учесть, что большинство зданий детских садов были построены во второй половине прошлого века и не имеют достаточного пространства для организации образовательного процесса, перед коллективами
ДОО стоит серьезная задача.
Для увеличения размеров открытого пространства дизайнеры предлагают активнее использовать мебель-трансформеры, когда обычные столы, например,
могут превращаться в мольберты, мольберты – в теннисные столы. Подъемные кровати могут встраиваться в стены, ширмы могут разделять пространство на удобные зоны для занятий, игр или уединения.
Психологи считают, что у современных детей большие проблемы с воображением. Поэтому у них должна быть возможность домысливать, представлять себе каждый раз новые условия игры. А в точном, буквальном интерьере и додумывать нечего. Поэтому интерьер не должен быть законченным, в нем должен быть предусмотрена возможность вариантности.
Дизайнеры говорят: стены групповых комнат не должны быть полупустые.
Надо все оборудование, которое расположено в комнате - лампы, светильники, приборы для кондиционирования, использовать для декора, а для оформления использовать положительных отечественных мультяшных героев. Узкие длинные коридоры рекомендуется разделить цветом на отдельные участки, чтобы зрительно сократить пространство и помочь ориентироваться малышам, которые будут знать: желтый цвет - дверь в группу, голубой - в кабинет директора, красный - в актовый зал... При выборе цвета предпочтение стоит отдавать желтому, он вызывает у ребенка радостные ощущения, но не отвлекает его от занятий или игры. При покупке мебели для ясельных групп лучше отдавать предпочтение так называемым "мягким модулям".
При проектировании предметно - развивающей среды главная задача заключается в том, чтобы учитывались особенности восприятия мира ребенком, при этом предметно-пространственная развивающая среда эстетично выглядела.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
•избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
•создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;
Психологи считают, что у современных детей большие проблемы с воображением. Поэтому у них должна быть возможность домысливать, представлять себе каждый раз новые условия игры. А в точном, буквальном интерьере и додумывать нечего. Поэтому интерьер не должен быть законченным, в нем должен быть предусмотрена возможность вариантности.
Дизайнеры говорят: стены групповых комнат не должны быть полупустые.
Надо все оборудование, которое расположено в комнате - лампы, светильники, приборы для кондиционирования, использовать для декора, а для оформления использовать положительных отечественных мультяшных героев. Узкие длинные коридоры рекомендуется разделить цветом на отдельные участки, чтобы зрительно сократить пространство и помочь ориентироваться малышам, которые будут знать: желтый цвет - дверь в группу, голубой - в кабинет директора, красный - в актовый зал... При выборе цвета предпочтение стоит отдавать желтому, он вызывает у ребенка радостные ощущения, но не отвлекает его от занятий или игры. При покупке мебели для ясельных групп лучше отдавать предпочтение так называемым "мягким модулям".
При проектировании предметно - развивающей среды главная задача заключается в том, чтобы учитывались особенности восприятия мира ребенком, при этом предметно-пространственная развивающая среда эстетично выглядела.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
•избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
•создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;
•исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
На этапе проектирования предметно-развивающей среды желательно придерживаться следующих принципов:
•дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза" необходимое условие установления оптимального контакта с детьми;
•активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
•стабильности – динамичности, предусматривающего создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
•комплексирования и гибкого зонирования, реализующего возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;