Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Алюмэкспо») (Методы оценки конкурентоспособности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3. Методы оценки конкурентоспособности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЮМЭКСПО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Алюмэкспо»
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Алюмэкспо»
Вывод: Можно оценить угрозу заменителей как среднюю, поскольку цена также имеет большое значение, поэтому часть потребителей, скорее, приобретут металлопластиковые окна.
Заменители – средний уровень угрозы, оценка 3 балла.
Новые участники (5)
-высокий спрос;
- свободная экономическая зона.
Высокий уровень угрозы
Конкуренты (5) «Эбург» , «Winta», «Горизонт-строй», «Основа», «Волшебные окна» «Новый дом», «Антураж», WinTime», «Алютех», «Немецкие окна» .
Высокий уровень угрозы
Заменители (3)
-деревянные окна;
- металлопластиковые окна
Средний уровень угрозы
Поставщики (5)
- Украина;
- Турция;
- Германия.
Высокий уровень угрозы
Потребители (4)
- Физические лица
- Строительные компании;
- Постоянные клиенты
Средний уровень угрозы
Рисунок 3 - Воздействие пяти сил Портера на сектор алюминиевых окон и дверей г. Москвы
Таким образом, если резюмировать анализ на основании модели 5 сил Портера, то мы имеем высоко конкурентный рынок с высокой властью поставщиков и покупателей, но рынок имеет высокую привлекательность за счет высокого спроса и благоприятных фискальных условий.
В таблице 5 приведены результаты оценки привлекательности рыночного сегмента ООО «Алюмэкспо».
Таблица 5
Оценка привлекательности рыночного сегмента ООО «Алюмэкспо»
Критерии оценки |
Значи-мость крите-рия |
Балы |
Общая оценка |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1. Положение сегмента |
1 |
Сегмент уменьшается |
Сегмент увеличивается |
Сегмент устойчивый |
2 |
2. Конкурентная устойчивость сегмента |
1 |
Значительная привлекательность сегмента для конкурентов |
Умеренная привлекательность сегмента для конкурентов |
Слабая привлекате льность сегмента для конкурентов |
2 |
3. Степень изменчивости потребностей клиентов |
3 |
Потребности клиентов значительно изменяются под влиянием разных факторов |
Потребности клиентов незначительно изменяются под влиянием разных факторов |
Потребности клиентов относительно постоянны |
6 |
4. Степень изменчивости возможностей и вкусов клиентов по отношению к продукции и услугам предприятия |
2 |
Значительно изменяются |
Незначительно изменяются |
Относительно постоянны |
6 |
5. Степень чуткости клиентов к изменениям уровня цен на продукцию и услуги |
1 |
Покупатели очень чутки к уровню цен на продукцию |
Покупатели чутки незначительно |
Покупатели не чутки |
1 |
6. Степень чуткости клиентов к стимулированию сбыта |
2 |
Покупатели очень чутки |
Покупатели чутки незначительно |
Покупатели не чутки |
2 |
Итого |
10 |
19 |
Таким образом, можно сказать, что рыночный сегмент является достаточно привлекательным для анализируемого предприятия, в связи с тем, что сегмент имеет тенденцию к увеличению, привлекательность для конкурентов умеренная, под влиянием различных факторов предпочтения клиентов меняются незначительно, также степень чуткости клиентов к изменениям в ценовой и сбытовой политиках несущественна.
Таблица 6
Оценка возможностей эффективного функционирования на рыночном сегменте ООО «Алюмэкспо»
Критерии оценки |
Значи-мость критерия |
Балы |
Общая оценка |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Уровень информированности покупателей о продукции и услугах предприятия |
1 |
Нет оповещения |
Недостаточный уровень информиро-ванности |
Широкое оповещение |
2 |
2. Степень зависимости предприятия от клиентов |
1 |
Клиенты имеют большую возможность выбора других предприятий |
Клиенты имеют ограниченную возможность выбора других предприятий |
Клиенты не имеют возможности выбора других предприятий |
1 |
3. Соответствие ассортимента продукции и услуг потребностям клиентов |
3 |
Ассортимент продукции в основном не соответствует потребностям клиентов |
Ассортимент продукции частично соответствует потребностям клиентов |
Ассортимент продукции целиком соответствует потребностям клиентов |
9 |
4. Приемлемость цен на продукцию |
2 |
Цены не приемлемы для клиентов |
Цены частично приемлемы |
Цены приемлемы целиком |
6 |
5. Соответствие качества продукции запросам клиентов |
2 |
Качество в основном не соответствует потребностям |
Качество частично соответствует потребностям |
Качество целиком соответствует потребностям |
6 |
Итого |
10 |
26 |
Положительными моментами являются: ассортимент продукции соответствует потребностям клиентов и цены приемлемы для клиентов. Недостаточно проработанными являются такой момент как: недостаточный уровень информированности клиентов о продукции предприятия.
Оценка конкурентной среды предприятия ООО «Алюмэкспо» представлена в табл. 7.
Таблица 7
Оценка конкурентной среды предприятия
Показатель |
Доля показателя |
Оценка в баллах |
Оценка степени влияния |
1 |
2 |
3 |
4 |
Интенсивность конкуренции |
|||
1. Зрелость рынка |
0,15 |
4 |
0,6 |
2. Количество конкурентов |
0,13 |
5 |
0,65 |
3. Соответствие в приоритетах, стратегиях и ресурсах предприятия |
0,10 |
3 |
0,3 |
4. Однородность продукции, которая реализуется на рынке |
0,07 |
2 |
0,14 |
5. Рост спроса на продукцию предприятия |
0,12 |
4 |
0,48 |
6. Высокие постоянные затраты |
0,08 |
4 |
0,32 |
7. Наличие конкурентных преимуществ |
0,12 |
3 |
0,36 |
8. Использование незаконных способов ведения конкурентной борьбы |
0,09 |
2 |
0,18 |
9. Деловая активность |
0,14 |
2 |
0,28 |
Итого: |
1,0 |
3,31 |
|
Сила влияния поставщиков: |
|||
1. Наличие крупных компаний поставщиков |
0,11 |
3 |
0,33 |
2. Отсутствие заменителей товаров, которые представляет предприятие |
0,14 |
2 |
0,28 |
3. Разнообразие и качество запасов, которые поставляются |
0,12 |
3 |
0,36 |
4. Ценовая политика поставщика |
0,15 |
3 |
0,45 |
5. Наличие выгодных условий продажи товаров |
0,12 |
2 |
0,24 |
6. Концентрированность групп поставщиков |
0,10 |
2 |
0,2 |
7. Стоимость перехода к другим поставщикам |
0,14 |
1 |
0,14 |
8. Важность предлагаемого поставщиками товара для предприятия |
0,12 |
3 |
0,36 |
Итого: |
1,0 |
2,36 |
|
Сила влияния покупателей |
|||
1. Привязанность покупателей к товарам предприятия |
0,15 |
3 |
0,45 |
2. Степень важности товаров для покупателей |
0,15 |
4 |
0,6 |
3. Отношения покупателей к товарам предприятия |
0,13 |
3 |
0,39 |
4. Наличие постоянных покупателей |
0,13 |
4 |
0,52 |
5. Чуткость постоянных покупателей |
0,13 |
4 |
0,52 |
Продолжение таблицы 2.6
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Уровень информативности покупателя |
0.09 |
3 |
0,27 |
7. Наличие товара-заменителя |
0,09 |
1 |
0,08 |
8. Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу |
0,08 |
1 |
0,08 |
9. Степень организации потребителей |
0,07 |
3 |
0,21 |
Итого: |
1,0 |
3,25 |
Таким образом, на деятельность предприятия позитивное влияние оказывает сила влияния поставщиков, но при этом сильное негативное влияние оказывает интенсивность конкуренции и влияние покупателей.
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.
2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Алюмэкспо» и оценка их эффективности
В ходе оценки деятельности ООО «Алюмэкспо» было выявлено, что одним из наиболее существенных факторов, негативно влияющих на деятельность предприятия, является недостаточная осведомленность о компании потенциальных потребителей.
По нашему мнению, для того, чтобы в полной мере реализовать все имеющиеся у предприятия конкурентные преимущества и получить в результате максимальный экономический эффект необходимо разработать маркетинговую стратегию, которая будет способствовать распространению информации о предприятии и, соответственно, будет направлена на стимулирование сбыта.
Для предприятия ООО «Алюмэкспо» с целью повышения эффективности деятельности (увеличения объемов продаж, прибыли и рентабельности) и было бы целесообразным инвестировать часть средств на открытие новых торговых точек для реализации собственной продукции. Это позволит увеличить объемы реализации продукции и получать дополнительную прибыль.
Предполагается открытие дополнительного офиса ООО «Алюмэкспо» в в офисном центре СЗАО г. Москвы.
Штат нового офиса будет составлять один менеджер по продажам, уборку в офисе осуществляет штатный технический работник ООО «Алюмэкспо». Менеджер по продажам дополнительного офиса в организационной структуре компании входит в штат отдела продаж и подчиняется непосредственно директору предприятия.
Рассчитаем расходы на создание дополнительного офиса и определим окупаемость проекта, а именно выполним:
- расчет единовременных расходов на открытие офиса,
- расчет ежемесячных затрат на обслуживание офиса,
- расчет окупаемости проекта (исходя из прогноза роста прибыли).
Планируемый размер затрат на открытие офиса приведен в таблице 8.
Таблица 8
Планируемый объем единовременных затрат на открытие офиса
Статья затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Вычислительная техника и сетевое оборудование |
45 |
Телефон |
5 |
Программное обеспечение |
10 |
Оргтехника |
20 |
Мебель |
60 |
Оформление офиса (вывеска, информационные стенды |
5 |
Канцелярия |
2 |
Итого: |
147 |
По данным таблицы 8, для открытия дополнительного офиса ООО «Алюмэкспо» потребуется единоразово 147 тыс. руб., эти затраты планируется профинансировать из нераспределенной прибыли предприятия.
Сумму расходов на обеспечение деятельности офиса рассчитаем с помощью данных таблицы 9.
Таблица 9
Смета расходов на обеспечение деятельности дополнительного офиса
Статья расходов |
Сумма в месяц, тыс. руб. |
Сумма в год, тыс. руб. |
Арендная плата площади |
30 |
360 |
Оплата связи (телефон, интернет) |
1 |
12 |
Наружная реклама |
3 |
36 |
Коммунальные услуги |
0,5 |
6 |
Канцелярия |
0,5 |
6 |
Фонд оплаты труда |
25 |
300 |
Прочие расходы |
1 |
12 |
Итого: |
51 |
732 |