Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли, на примере ИП Беспоясова А.Б..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любого современного предприятия является эффективной, когда производимый ею товар или оказываемая им услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Одним из условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети и обеспечения необходимого уровня обслуживания покупателей является создание оптимального ассортимента товаров. В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет одно из главных направлений коммерческой работы.

Успех розничной торговли зависит от способности угодить клиенту. В настоящее время увеличение ассортимента товара не всегда соответствует качеству и не отвечает современным мировым требованиям.

От неправильного формирования ассортимента влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит социальная среда, экономика предприятия.

Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

Данная тема актуальна, так как при правильном формировании ассортимента товаров торгового предприятия будет удовлетворен спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным.

Цель исследования заключается в исследовании теоретических и практических основ формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли

Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические основы формирования ассортимента товаров, их классификацию, показатели, порядок формирования;

2) выявить особенности формирования оптимального ассортимента товаров в розничном торговом предприятии;

3) изучить состояние ассортимента и организацию товароснабжения мини-маркета «Лукошко»;

4) проанализировать эффективность коммерческой деятельности и направление совершенствования мини-маркета «Лукошко»

Объектом данного исследования является мини-маркет «Лукошко».

Предметом данного исследования является формирование ассортимента в мини-маркете «Лукошко».

Методологическую и теоретическую основу данной работы составили труды западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области маркетинга, таких как: Ламбен Ж.Ж. [19], Леви М., Вейтц Б.А. [20], Мани И.Б. [21],  Анурин В., Муромкина И., Е. [1] , Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. [8], Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. [9].


Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.

1.Теоретические основы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли

1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров

Товар – главное звено товарной политики. Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров, поддержанию конкурентоспособности товаров на заданном уровне.

Одной из главных характеристик товара является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортиментом называется совокупность товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку: назначению, размеру, сырью, способу производства. Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы, в это понятие включено самое главное свойство – упорядоченность. [1, 47]

С экономической точки зрения ассортимент - это отражение межотраслевой и отраслевой пропорций в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности организаций и предприятий сферы товарного обращения. Процентное соотношение этих групп товаров в ассортименте разных розничных торговых предприятий может быть различным. [3, 156]

Товарный ассортимент розничного торгового предприятия должен создаваться не только в соответствии с видом торгового предприятия, но и с особенностями покупательского спроса населения, прежде всего, данного района, который входит в его «торговую зону».

На процесс формирования ассортимента предприятий розничной торговли оказывают влияние демографические, экономические, социальные, национально-бытовые и природно-климатические факторы. Кроме того, необходимо учитывать сезонные колебания в спросе, степень приверженности вторичным культурным ценностям и т.п.


Товарный ассортимент любого розничного торгового предприятия можно условно разделить на три составляющие:

1) базовый ассортимент товаров — это товары, отражающие ассортиментный профиль розничного торгового предприятия, которые постоянно имеются в наличии и на которые приходится не менее 50% продаж;

2) «привлекающие» товары - это товары, которые способны выделить торговое предприятие среди его конкурентов и которые нередко являются для покупателей показателем уровня цен;

3) дополняющие товары - это товары, которые могут обеспечить комплексное удовлетворение требований покупателей, и их присутствие в ассортименте торгового предприятия вызывает большее доверие покупателей. [16, 58]

Товарный ассортимент розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. Поэтому при формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.

По местонахождению товаров ассортимент может быть промышленным и торговым. В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торговый ассортимент товаров.

Производственный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности либо отдельным промышленным или сельскохозяйственным предприятием. Производственный ассортимент отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. [7, 62]

Торговый ассортимент – ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он, как правило, шире промышленного, поскольку формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам. В данном случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия. [7, 63]

В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары: продовольственные или непродовольственные, выпускаемые различными производителями.

Товарная группа – это совокупность товаров определенного класса, т.е. имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и другое. [16, 54]

В товарном ассортименте любого розничного предприятия выделяют следующие группы товаров:


1) основная группа товаров — это товары, приносящие основную прибыль предприятию;

2) поддерживающая группа товаров — товары, стабилизирующие доходы от продаж;

3) уходящая группа товаров — товары, приносящие слишком малую прибыль или даже продаваемые с убытками;

4) стратегическая группа товаров — товары, призванные обеспечить в будущем основную прибыль;

5) тактическая группа товаров — товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп. [22, 189]

Структура ассортимента товаров любой группы состоит из двух составляющих:

1) стабильное ядро;

2) мобильная часть, за счет которой происходит пополнение и обновление ассортимента.

Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, образует вид товара. По степени удовлетворения потребителей различают следующие виды:

1. Рациональный – набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.

2. Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах. [11, 69]

Внутри каждого вида товаров по ряду частных признаков выделяют их разновидности. Разновидность товаров представлена конкретными марками, моделями, артикулами, сортами. Ассортимент товаров, представленный их разновидностями, называется развернутым. Если же товары объединены по общим признакам в классы, группы или по видам, то такой ассортимент является укрупненным.

Разновидности ассортимента подразделяются по характеру потребностей:

1) реальный – действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца;

2) прогнозируемый – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности;

3) учебный – набор товаров для изучения и достижения учебных целей. [17, 56]

Соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе представляет собой структуру ассортимента товаров.

В зависимости от количества признаков, по которым классифицируются товары, их ассортимент может подразделять по широте охвата на:

1) простой – это набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;

2) сложный – это набор товаров представленный значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности;


3) развернутый – это набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками;

4) сопутствующий – это набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным;

5) смешанный – это набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения;

6) групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров – летний и зимний спортивный инвентарь;

7) видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п.;

8) внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, обувь – разного фасона, ткани – разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку;

9) марочный ассортимент – это набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Например: престижные фирмы удовлетворяют потребности покупателей. [9, 97]

По частоте и характеру предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на: товары повседневного спроса; товары периодического спроса; товары редкого спроса; сезонные товары; сопутствующие товары. [8, 54]

Товары повседневного спроса регулярно приобретаются населением: ежедневно или через небольшие промежутки времени.

Товары периодического спроса покупатели приобретают тоже регулярно, но через более длительные промежутки времени: например, несколько раз в год.

К товарам редкого спроса относят преимущественно те из них, сроки службы которых исчисляются годами: товары длительного пользования. Приобретаются они, соответственно, один раз в несколько лет, к ним можно отнести: технически сложные товары, мебель и другое.

Реализация сезонных товаров производится в определенные периоды года, в зависимости от времени их производства, например: некоторые виды ягод, плодов, овощей, или возникновения спроса на них, например: отдельные виды одежды, спортивного инвентаря, елочные украшения и другое.