Файл: Задание к каким культурологическим подходам, рассмотренным в лекции, относятся следующие определения культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 1. К каким культурологическим подходам, рассмотренным в лекции, относятся следующие определения культуры?

  1. Культура – совокупность высказываний (например, произведений), символических рядов, служащих целям коммуникации (например, ритуалов), и средств коммуникации (языков, знаков).

Ответ: Знаково-символический подход

Л. Уайт считал, что ведущую роль в культуре играют символы, представляющие собой совокупность физической формы и значения.

Культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации и рассматриваемых в экстрасоматическом («надорганизменном», «внетелесном») аспекте.

  1. Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, созданные и приобретенные человеком как членом общества.

Ответ: Антропологический подход

Рассматривает культуру как мир «второй природы», творимой человеком, мир искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнении к природным.

Э. Тэйлор: «культура … слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»

  1. Культура – это мир ценностей как трансцендентных сущностей и их воплощений в сфере человеческого творчества.

Ответ: Деятельностный подход

Э.С. Маркарян, М.С. Каган, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов предполагают понимание культуры как специфической технологии человеческой деятельности, направленной на преобразование природной среды, транслирующейся через внебиологические механизмы наследования (традиции, язык, письменность) и потому выступающей объективированной памятью общества и человечества.

Деятельностный подход концентрируется на способах человеческой деятельности.

  1. Культура – это система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом.


Ответ: Аксиологический подход

Культура как мир материальных и духовных ценностей – идеальных моделей должного бытия, характеризующих специфическую ценностно-смысловую направленность человеческой жизни.

Аксиологический описывает специфические цели и смыслы этой деятельности.

Задание 2. О каких функциях культуры (из рассмотренных в лекции) идет речь в следующих высказываниях (объясните свой ответ):

  1. «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием» (Бернар Шартрский).

Ответ: Функция трансляции социального опыта

Функция трансляции социального опыта – культура сохраняет и накапливает социальную память, объективированную в форме устойчивых образований и артефактов, независимых от ограничений памяти и жизни конкретного человека.

  1. «Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами; вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития… И наконец, культура имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям человеческого организма» (Дж.П. Мёрдок).

Ответ: Адаптационная функция

Адаптивная функция – посредством культуры человек приспосабливается к условиям окружающей среды. В

  1. «Если молодой человек приносит цветы девушке на свидание, он предполагает, что она будет рада. Культура дает нам символические образы того, как порадовать, огорчить или обидеть человека, как сгладить конфликт и т.д., модели жестов, поступков, реакций на них и чувств по их поводу» (А. Зорин).

Ответ: Нормативная функция

Нормативная (регулятивная) функция – в культуре формируется система регулятивов (норм) деятельности человека в различных сферах его жизни: в труде, быту, в межличностных отношениях.