Файл: Семинар 2 с примерами решения задач по логике к теме Понятие (часть 2).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание на семинар 2 с примерами решения задач по логике к теме 1.2. «Понятие» (часть 2)
1. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями
Пример решения представлен на стр. 25 задание 2.15. учебного пособия Носкова А.П. Логика
А
1) Хозяйственное преступление(А), обман покупателей(В), незаконное изготовление спиртных напитков(С).
В
С
2) Литературное произведение(А), стихотворение(В), поэтическое произведение(С), роман(D).
А
D
В
С
А
3) Наука(A). Социология(B). История(C). Физика(D). Наука о природе(E). Наука об обществе(F). Право(G). Уголовный кодекс(H).
G
F
C
B
B
А
H
E
D
2. Произведите деление понятий по избранным вами основаниям, используя, если надо выражения «и т.д.», « и т.п.». укажите основание деления. Пример: Улики бывают прямыми и косвенными (основание -деление по видоизменению признака - указание на прямое или косвенное уличение в преступлении).
Денежный знак - бывает в виде монет и бумажных банкнот (основание – деление по видоизменению признака – указание на форму денежного знака).
Цивилизация - бывает аграрная, индустриальная итд., (основание – деление по видоизменению признака – указание на ступени развития).
Дерево - бывает хвойным и лиственным (основание - деление по видоизменению признака – указание на форму листьев / иголок)
Корабль - Бывает парусный и не-парусный (основание – дихотомическое деление – указание на вооружение корабля т.е. оснащение корабля).
3. Найдите ошибку в объявлениях:
1) «Молодая семья без детей и других вредных привычек снимет однокомнатную квартиру»
Ответ: дети – это не вредные привычки, необходимо из предложения убрать “и других” и добавить запятую.
2) «Уважаемые жильцы дома! Очищайте свои балконы от снега, льда, ненужных вещей во избежание несчастных случаев!»
Ответ: Очитка балкона от ненужных вещей не приведет к несчастному случаю.
4. Дайте определения через ближайший род и видовое отличие. Пример: Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета.
Дипломат - лицо, представляющее интересы конкретного государства или полномочной международной организации
Монархия - форма правления, при которой главой государства является монарх, носящий соответствующий титул
Колледж - это учебное заведение, в котором можно получить среднее полное образование по основной или углублённой программе
5. Установите правильность (неправильность) определений. Объясните, почему неправильно.
1. Медицина – наука, изучающая человеческие болезни.
Ответ: Неправильно, медицина изучает не только человеческие болезни.
2. Солдат – это храбрец, готовый умереть за свою Родину.
Ответ: Неправильно, не все солдаты храбрецы, так же как и не все готовы умереть за Родину.
3. Гладиатор – в Древнем Риме раб, осужденный преступник и т.п., специально обученный для вооруженной борьбы между подобными лицами или дикими зверями на арене цирка.
Ответ: Неправильно, бои проходили не на арене цирка