Файл: Значение природы в жизни человека (игра Верюне верю).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»


Предмет

Мы и окружающий мир (внеурочная деятельность)

Класс

2

Тип занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Технология построения

Проблемный диалог

Тема

Значение природы в жизни человека (игра «Верю-не верю»)

Цель

Воспитание экологической культуры учащихся на основе практики осознанного потребления

Задачи

1. Создать условия для формирования представления о мусоре как экологической проблеме.

2. Способствовать формированию понятия грамотной утилизации бытовых отходов.

3. Организовать деятельность учащихся по приобретению первоначального опыта разумного потребления.

Основные термины, понятия

Экология, утилизация бытовых отходов, разумное потребление




Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление о мусоре как экологической проблеме;

- иметь понятие о грамотной утилизации бытовых отходов;

- приобрести первоначальный опыт разумного потребления.


Личностные:

- адекватно оценивать свои возможности;

- понимать важность и значимость решаемых задач;

- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности, удерживать учебную задачу;

- совместно планировать действия в соответствии с учебной целью;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно давать оценку деятельности на занятии.

Познавательные:

- проявлять активность в выборе деятельности;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логическую цепь рассуждений;

- подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

- формулировать и аргументировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в группах, индивидуальная

Карточки для команд «ВЕРЮ» и «НЕ ВЕРЮ», перчатки водонепроницаемые, лупы, ёмкости для сортировки пластика, пластиковые контейнеры с водой, предварительно собранные детьми крышки от пластиковых бутылок, продуктовые наборы (фото по числу команд).





Этап урока

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к деятельности.


Эмоциональная готовность к уроку.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Сегодня у нас очередное занятие клуба «Мы и окружающий мир». Я расскажу вам одну историю, вы послушаете, и мы обменяемся впечатлениями.

Жила-была бутылка. Новенькая, пластиковая. Под её гладкой крышечкой приятно булькало молоко. Однажды в магазин пришла девочка с весёлыми бантиками и забрала бутылку к себе в гости. Там крепкие руки открыли тугую крышку, и молоко звонкой струйкой потекло в кружки. А бутылка отправилась…

Как вы думаете, что произошло дальше?

Да, бутылка отправилась в тёмное мусорное ведро. Нетрудно догадаться, какова была её дальнейшая судьба: мусорный контейнер во дворе, свалка бытовых отходов и много лет бесцельного существования с тоннами бесполезного хлама.

Вам понравилась история? У неё счастливый конец?

А ведь всё могло быть совсем по-другому. Как? Ответим на этот вопрос сегодня в игре «Верю-не верю»! (Объясняю правила игры: команды слушают вопрос, совещаются, сигнальщик поднимает карточку, оратор отвечает, посыльный получает необходимые инструкции, испытатели проводят эксперимент, все проверяют ответ, делают вывод)



Ответы детей

Ответы детей

Дети, организованные в команды, слушают правила игры, выбирают оратора, сигнальщика, испытателя и посыльного.


Р: самоконтроль
К: построение речевого высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации
Л: самоопределение к деятельности

2.Целеполага-ние.

Сформулирована учебная задача в совместной деятельности с учителем.

Представление обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие умения определять и формулировать тему и цель для изучения материала урока в совместной деятельности с учителем.

Итак, первый вопрос:

Верите ли вы, что за год каждый человек на нашей планете в среднем производит один грузовик мусора?


Как вы думаете, откуда он берётся?


Проведём эксперимент, чтобы проверить ответы. Посыльные, подойдите за конвертами.

Перед вашей командой фотография продуктового набора для лёгкого перекуса. Проанализируйте, из чего он состоит, и определите «несъедобную часть».

Сделайте вывод, верны ли ваши предположения об источниках мусора.

Фиксирую на доске (разворачиваю ленту) высказывание «За год каждый человек на планете производит один грузовик мусора».

- Как вы думаете, чему будет посвящено занятие? Какая цель?


Совещаются, высказывают предположения, сигнальщик показывает карточку «Верю/ Не верю».

Ораторы после короткого обсуждения отвечают.
Посыльные забирают конверты и приносят команде.
Совещаются, высказывают предположения, оратор отвечает:

пластиковая бутылка, пластиковая ложка, баночка из-под йогурта, упаковка из-под печенья или булочки.

Отвечают: Да/ Нет/ Частично


Разговору о мусоре. Нужно понять, откуда он, и что с ним делать.


Л: установление связи между целью деятельности и её мотивом
Р: целеполагание
К: умение формулировать и аргументировать свою точку зрения


3. Актуализа-ция опорных знаний


Осознание необходимости получения новых знаний.

Подготовка мышления детей, повторение известного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Второй вопрос:

Верите ли вы, что в мировом океане существуют целые плавучие острова из мусора?


Как вы думаете, из чего они могут состоять?

Проведём эксперимент, чтобы убедиться в правильности предположений. На столах у вас та самая «несъедобная часть» продуктового набора и контейнер с водой. Опустите мусор в контейнер и понаблюдайте, что произойдёт с отходами.

Посмотрим видео, снятое учёными в водах Тихого океана. https://www.youtube.com/watch?time_continue=139&v=nayGSFWswL4

Сделайте вывод, верны ли ваши предположения о том, из чего могут состоять «мусорные» острова.

Фиксирую на доске (разворачиваю ленту) высказывание «В мировом океане существуют целые плавучие острова из мусора».

Совещаются, высказывают предположения, сигнальщик показывает карточку «Верю/ Не верю».

Ораторы после короткого обсуждения отвечают.

Испытатели выполняют задание, наблюдают, что мусор не утонул.

Смотрят видео.


Отвечают: Да/ Нет/ Частично



П: анализ учебного материала, умение провести опыт и наблюдение и сделать вывод
Р: определение границы собственных знаний
К: построение речевого высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации
Предметные: иметь представление о мусоре как экологической проблеме

4. Формули-рование проблемы, поиск путей решения.



Новое знание, понятие, приобретение нового опыта.

Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, способа деятельности.

Как вы думаете, как мусор влияет на природу?

Что может сделать человек, чтобы спасти планету от загрязнения и гибели?
Как лучше избавляться от мусора: сжигать, закапывать или по-другому?

Третий вопрос:

Верите ли вы, что пластик может пролежать в почве до пятисот лет?
Чтобы убедиться в правильности ответов, познакомимся с результатами научных исследований. https://vimeo.com/256468647

Сделайте вывод, верны ли ваши предположения.

Фиксирую на доске (разворачиваю ленту) высказывание «Пластик может пролежать в почве до 500 лет».

Четвёртый вопрос:

Верите ли вы, что пластику можно дать вторую жизнь?


Фиксирую на доске (разворачиваю ленту) высказывание «Пластику можно дать вторую жизнь».

Конечно, пластик можно использовать повторно. Как вы думаете, с чего нужно начать?
Пятый вопрос:

Верите ли вы, что сортировка мусора может быть увлекательным занятием?

Проведём эксперимент, чтобы убедиться в правильности предположений. Пластик сделан из разных химических веществ, поэтому для переработки его нужно сортировать, обращая внимание на маркировку – треугольники из стрелок с цифрами внутри. Посыльные, подойдите за конвертами.


Перед вами ёмкости для раздельного сбора пластика. На них нанесена маркировка только для перерабатываемых отходов. Рассортируйте мусор из «плавучих островов» (при необходимости пользуйтесь лупой).

Сделайте вывод об увлекательности и пользе сортировки мусора.

Фиксирую на доске (разворачиваю ленту) высказывание «Сортировка мусора может быть увлекательным занятием».

Ораторы после короткого обсуждения отвечают: Вредит, мешает жить, загрязняет.

Меньше мусорить, уничтожить мусор и т.п.
Отвечают.
Совещаются, высказывают предположения, сигнальщик показывает карточку «Верю/ Не верю».

Смотрят видео.

Отвечают: Да/ Нет/ Частично

Совещаются, указывают на выставку поделок, сигнальщик показывает карточку «Верю/ Не верю».
Отвечают:

Со сбора, сортировки и т.п.

Совещаются, высказывают предположения, сигнальщик показывает карточку «Верю/ Не верю».

Посыльные забирают конверты с обозначением маркировки пластика и приносят команде.

Испытатели выполняют задание, сортируют пластик, участники команды помогают

(задание используется в т.ч. в качестве физпаузы)

Ораторы отвечают.



Р: работа по плану, образцу, самоконтроль
П: сопоставление, сравнение по выбранному критерию
К: умение договариваться и приходить к общему решению, формулировать и аргументировать свою точку зрения, возможность слушать и понимать речь других
Предметные: иметь понятие о грамотной утилизации бытовых отходов


5. Примене -ние знаний на практике)

Умение применять знания, связанные с понятием «разумное потребление».

Формирование и развитие умения выполнять задание с использованием понятия «разумное потребление».

Шестой вопрос:

Верите ли вы, что ваши вещи сделаны из переработанного пластика?
Как вы думаете, что можно из него сделать?

Посмотрим слайды о возможной второй жизни пластика.

Дома вы провели свой эксперимент по превращению ненужных вещей в полезные. Результаты вашей работы в классе на выставке «Фантастик-пластик». Расскажите о ваших работах.


Сделайте вывод о том, можно ли дать вторую жизнь мусору.


Фиксирую на доске (разворачиваю ленту) высказывание «Вещи сделаны из переработанного пластика».


Совещаются, высказывают предположения, сигнальщик показывает карточку «Верю/ Не верю».
Отвечают.
Смотрят презентацию, обсуждают.

Рассказывают о назначении своей поделки и процессе её изготовления.
Отвечают:

Да, можно сделать полезные вещи для дома и человека.

Р: самоконтроль процесса и результата деятельности
Л: установление связи между целью деятельности и её результатом
Предметные:

- получить опыт разумного потребления


6. Подведение итогов, рефлексия.

Умение соотносить цели и результаты деятельности.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Оценка результатов своей деятельности и работы всего класса.

В начале урока мы поставили цель. Назовите её.


Какие вопросы решали для достижения цели? На какой вопрос было труднее всего ответить? Какой вопрос самый интересный?

Оцените результаты своей работы на уроке.




Не понял, работал в группе неохотно




Понял, но иногда был не уверен




Всё понял, был полезен в группе

Помните? Жила-была новенькая пластиковая бутылка…? Так что же ожидало её в счастливом финале?

Что мы можем сделать, чтобы у сказки был счастливый конец?

Сегодня мы с вами отправляемся в пункт приёма пластика, чтобы сделать доброе дело для нашего микрорайона и города.

Отвечают:

Понять, откуда берётся мусор, и что с ним делать.
Отвечают, используя опорный сигнал (ленты) на доске.

Приклеивают стикеры на выбранную стрелку.

Отвечают:

Бутылка отправилась на завод по переработке пластиковых отходов, и из неё сделали новые полезные вещи.


Сдать собранный пластик на переработку.



Л: установление связи между целью деятельности и её результатом
Р: самоконтроль, умение давать совместную оценку своей деятельности на уроке и осуществлять самооценку
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.