Файл: Список использованный литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

                      СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретическая часть

   1.1. Специфичность восприятия

   1.2. Особенности восприятия художественной литературы

   1.3. Особенности эстетической оценки у читателей

   1.4. Влияние художественной литературы на людей

Заключение

Список использованный литературы
                          

              

 ВВЕДЕНИЕ 
 Проблема восприятия художественного произведения в отечественной психологии изучается в различных аспектах: возрастные особенности восприятия, структура читательского восприятия, особенности восприятия различных жанров, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (Бахтин М.М, Граник Г.Г, Жабицкая Л.Г, Крупник Е.П, Леонтьев А.Н, Мосунова Л.А, Никифорова О.И, Якобсон П.М).

        В настоящее время проблема восприятия художественной литературы остается по-прежнему актуальной. Необходимость изучения проблемы понимания художественных произведений обусловлена фундаментальной потребностью общества в приобщении молодежи к процессам духовного производства, в которой важнейшее место занимает такая форма человеческой активности, как чтение художественной литературы. Отторжение молодого поколения от мира подлинной литературы стало реальностью. Формальное отношение даже к самым величайшим писателям и их произведениям является серьезной проблемой и одной из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности её духовного опыта.

        Однако ни в школе, ни в вузе не воспитывается потребность в чтении художественной литературы. Эта потребность особенно тормозиться, если возникают трудности в полноценном восприятии художественной литературы и понятии смысла произведения. Сегодня школа и вуз оказались не способны учить смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста. Преобладание литературоведческих методов анализа в вузовских курсах литературы препятствует обязательному участию личностных смыслов читателя, воспринимающего художественное произведение. Тем самым не учитывается специфика процесса воздействия искусства, которая заключается в том, что открытия человека в области смыслов всегда субъективно пристрастны, продиктованы его личностными смыслами и заставляют обнажать свой собственный смысловой мир. [1, с. 45].


        Именно данный аспект — взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа — представляется нам особенно актуальным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а, следовательно, велико поле деятельности для научных исследований.

        В соответствии с этим, целью нашей работы будет являться: раскрытие основных сторон процесса восприятия в их взаимосвязи и выяснение условий, содействующих специфики восприятия литературных произведений.

  Объект исследования: особенности восприятия студентов.

Предмет исследования: специфика восприятия художественной литературы.

Задачи:

1) Раскрыть понятие  восприятие художественной  литературы.

2) Рассмотреть специфику восприятия художественной литературы.

3) Проследить этапы  воздействия художественной  литературы на  людей.

4) Провести исследование  по выявлению специфики  восприятия студентов.

Гипотеза: студенты-  психологи имеют специфический уровень восприятия художественной литературы.

Методы: теоретический анализ литературы, тестирование.  
I. Теоретическая часть. 

1.1. Специфика восприятия 

        Современные исследователи подчеркивают важную роль гуманистических начал в развитии личности, что особенно актуально сегодня, в технократический век. Огромный развивающий и воспитательный потенциал несет в себе художественная литература, являясь одним из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Необычайно расширяя жизненный опыт человека, она помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительности. В связи с этим актуальной становится идея индивидуализации чтения, которую в начале XX в. пропагандировал в своих работах Н.А. Рубакин, писавший о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются» [20, с. 67]. Он считал более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей [20, с. 140]. В предложенной Н.А. Рубакиным триаде «автор—книга—читатель» на первом месте, по его мнению, должен стоять читатель. Он считал, что книги живут лишь в процессе восприятия их человеком, то есть в ситуации общения автора и читателя, опосредованного текстом книги.

       Действительно, восприятие и понимание искусства, в частности художественной литературы, начинается с элементарной потребности в общении. В искусстве эта потребность многократно усилена. Художественная литература — это особый эмоционально-эстетический вид общения, в котором участвуют не только читатель и герой, но и само произведение. Поэтому актуальна концепция диалога культур М.М. Бахтина. Общение личностей в диалоге происходит благодаря некоторому «атому общения» — тексту. Как отмечал автор, «быть — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Два

голоса - минимум жизни, минимум бытия» [2, с. 345].

        Предпринимались также попытки определения самого процесса восприятия искусства слова, которое рассматривалось в двух ракурсах:

1) Восприятие как активная деятельность, целью которой является адекватное воссоздание картины художественного произведения

(Л.С.  Выготский, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов и др.). Основу такой деятельности составляют мотивация, потребности и интересы читателя и отчасти автора.

2) Восприятие как коммуникативный акт (Л.Г. Жабицкая, А.А. Леонтьев и др.). Л.Г. Жабицкая предлагает свою формулу коммуникативного акта: жизнь—автор—произведение—читатель—жизнь [9, с. 51].

        Восприятие искусства, его эстетическое переживание не могут сводиться только к тому, чтобы найти в произведении средства выражения чьих-то судеб, поступков, характеров, разрешения каких-либо проблем. Основное содержание эстетического восприятия состоит в том, чтобы пережить сам акт художественной деятельности с ее внутренними, глубинными мотивами, задачами, ценностной направленностью, которые, по словам А.Н. Леонтьева, могут даже «актуально не осознаваться субъектом». [13, с.49]. Как показывают исследования психологов в области восприятия художественной литературы, эта проблема до сих пор остается актуальной и требует новых подходов к своему изучению.

        Многие исследователи, в том числе Л.С. Выготский, Е.А. Корсунский, О.И. Никифорова, Ю.Н. Емельянов, З.Л. Рез и другие, справедливо отмечали огромную роль художественной литературы в нравственном и эстетическом развитии молодого поколения. Подобное влияние художественной литературы, по мнению ряда исследователей, определяется самой ее природой, которую традиционно связывают с субъективностью художественного текста, то есть с непременным наличием авторской оценки изображаемого.

        Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства.

          Полученное при частом общении  с искусством, оно рождает ожидание. Главная особенность художественного восприятия - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.

        Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия [24].


        Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

        Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, то есть предшествующую контакту с произведением и подготавливающую к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

        Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, то есть психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной. В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения, радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие художественных произведений.

        При восприятии произведений литературы смысл восприятия не исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и здесь носит духовно- практический характер, а потому, как и в других сферах искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия [4].

        Особое воздействие оказывают поэтические тексты, в силу своей эмоциональной генетической особенности они в наибольшей степени обладают этим свойством, по сравнению с другими художественными жанрами. Поэзия сильнее, чем другие роды художественной литературы, способна одновременно развивать такие ценнейшие качества личности, как эмоциональная тонкость, способность к сопереживанию, сочувствию, пониманию других людей, богатству воображения [8, с. 89].

        Следовательно, восприятие читателем  литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом.


1.2. Особенности восприятия художественной   литературы 

        Восприятие художественной литературы является сложнейшим видом психической деятельности, который состоит из непосредственного восприятия, обдумывания идейного содержания произведения, его эстетической оценки и, как результат всего этого, влияния художественной литературы на личность читателей.

        Многоплановая структура художественного текста обуславливает трехслойный его анализ. Первой слой - анализ предложений, второй - анализ сложных элементов текста (описаний поступков литературных персонажей, их внешности, событий, пейзажей, интерьеров, а также диалогов и монологов литературных персонажей) и третий слой — анализ приемов изображения литературных персонажей.

        Слова имеют абстрактные значения, но, в то же время, связаны с представлениями. При понимании обычной речи мы опираемся только на абстрактные значения слов. Писатель стремится преодолеть эту абстрактность речи и так подбирает слова, чтобы вызвать у читателей образные процессы, связанные со словами. Анализ художественного предложения происходит по обычной логико-грамматической схеме, но с установкой не на понятийное значение слов, а на образное содержание. При этом логико-грамматическая схема направляет и регулирует образные процессы у читателя; притормаживает их до выделения подлежащего, содержание которого выделяет из представлений, связанных со словами предложения элементы, соответствующие ему; на основе подлежащего происходит и синтез этих элементов. [19, с. 51].

        Анализ художественного текста во всех его трех слоях происходит непосредственно, сам ход анализа по логико-грамматической схеме и операции воображения (диссоциация образов прошлого опыта, синтез образных элементов, акцентирование) не осознаются читателями. Однако непосредственный характер анализа и восприятия художественного текста не является прирожденным, а опосредствован предшествующим сознательным овладением навыками анализа в процессе обучения или самостоятельно в практике чтения художественной литературы. И далеко не все люди, кончившие школу, умеют полноценно анализировать образное содержание художественного произведения и правильно воссоздать  систему образов. Анализ художественного текста наиболее трудно усваиваемая читателями часть механизма непосредственного восприятия.

        Механизм творческой и эмоциональной активности читателей состоит из двух частей. Первая часть — ориентировочная. Читатели в начале текста произведения выясняют ориентиры, необходимые для творческой и эмоциональной их активности. Так Никифорова О.И. выделяет следующие  ориентиры: