Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4. Влияние художественной литературы на людей
Влияние художественной литературы на людей зависит не только от характера произведений, но и от особенностей читателя. Одно и то же произведение может производить на различных читателей различное воздействие. Поэтому, для воспитания людей средствами литературы очень существенно выяснить характер воздействия литературы на людей и условия, при которых ее влияние на людей будет более глубоким и действенным.
Своеобразие влияния на людей художественной литературы определяется ее основной особенностью — тем, что она есть художественное обобщенное изображение жизни. Поскольку непосредственно и реально вмешиваться в изображаемую жизнь невозможно, переживание событий произведения относится читателями не к самому изображению, а к изображаемой действительности. Художественное изображение затрагивает личность читателей, вызывает у них реальные, порою очень сильные чувства, но эти чувства особого рода. Это реакции не на данную практическую ситуацию, а на чужой писательский обобщенный опыт, в своей сущности социальный. И относится эта реакция не к сиюминутному состоянию потребностей читателей, а к тому, что бывает или может быть. Благодаря этому, читательские чувства являются обобщенными теоретическими чувствами, оставаясь личными, они возвышаются до социальных, общественных, и, в то же время, очищены от всего мелкого, ситуационного, случайного, часто сопровождаются общим эмоциональным подъемом, просветленностью самих переживаний. Другой особенностью чувств, вызываемых литературным произведением, является их первоначально поверхностный характер, обусловленный тем, что они есть реакция читателей на чужой опыт, выстраданный не ими, а писателем. Для того чтобы они превратились в глубокие, содержание произведения должно быть соотнесено с личным опытом читателей, с его основными установками и т. д.
Читательские чувства, также как жизненные, всегда содержат в себе импульс к действию, к активности. Этот импульс может приводить читателей к определенным поступкам, однако, взрослых читателей он, прежде всего, заставляет осмысливать изображенную в произведении действительность и оценивать достоинства произведения. [19, с.120].
Поверхностное усвоение содержания произведений и вызванные ими поверхностные чувства могут не переходить в глубокие чувства, и тогда у людей может образоваться особая «литературная» личность, не связанная с их подлинной личностью, но, тем не менее, выражающаяся в некоторых их суждениях и в поступках, подражающих тем или иным литературным героям. Эта «литературная личность» читателей проявляется только в ситуациях, не затрагивающих коренных потребностей, интересов и установок их подлинной личности. [15]
Переход поверхностных читательских чувств в глубоко личностные зависит от следующих условий:
1. От характера отношения читателей к литературе. Имеется три вида отношения к ней. Одно из них «наивное», не полное отождествление изображения с самой действительностью. Оно наблюдается у маленьких детей и в несколько иной форме у школьников. При обеих формах наивного отношения к литературе ее воздействие выражается, главным образом, в импульсе к внешним действиям, но обычно отсутствует импульс к осмыслению и обобщению содержания произведений. Поэтому, чтение художественной литературы прямо не содействует формированию у таких читателей мировоззрения, общих личностных установок. Однако приобретаемый под ее воздействием опыт воспроизведения поступков героев или желание действовать определенным образом и не желания действовать другим образом создает почву для выработки определенного мировоззрения.
Другой вид отношения к литературе состоит в понимании ее как выдумки, не имеющей отношения к реальной жизни. Оно не содействует превращению поверхностных чувств, вызванных литературой, в глубоко личностные, а, наоборот, благоприятствует изоляции их от основных установок личности читателей.
Третий вид отношения к литературе — отношение к ней как к обобщенному изображению действительности. Такое отношение является основой для перехода поверхностных читательских чувств в глубоко личностные, условием глубокого влияния литературы на читателей.
2. Для глубокого воздействия литературного произведения на читателя необходимо также утверждение содержания произведения как жизненной правды и акт принятия этого содержания личностью читателя.
3. Оба рассмотренные условия воспитательного воздействия литературы, будучи необходимым, еще не обусловливают такого ее воздействия на личность читателей. Только обнаружение читателями соответствия содержания произведения их потребностями, тому, что их волнует, может превратить поверхностные читательские переживания в глубоко личностные.
4. Содействует более глубокому усвоению личностью читателей содержания произведения также обдумывание его, на котором мы подробно останавливались в третьей главе.
5. Наконец, имеет значение для характера воздействия произведений и умение читателей полноценно воспринимать художественную литературу.
Воздействие художественной литературы на людей многосторонне. Она, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов,
дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы пережить человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современных людей занимает существенное место и является одной из потребностей. Но самая главная, основная воспитательная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизировать свое мировоззрение, превращающих мировоззрение в действенную, направляющую силу, воздействующую на поведение личности. [19, с.127-130].
Таким образом, влияние художественной литературы на людей зависит не только от характера произведений, но и от особенностей читателя. Одно и то же произведение может производить на различных читателей очень различное воздействие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема изучения восприятия художественной литературы и его специфики остаётся по-прежнему актуальной, так как фундаментальные исследования в этой области проходят достаточно редко и разрознено. Отсюда возникает ещё одна проблема, которая заключается в том, что исследования, которые проводятся, ничего нового не добавляют. Также мало, что делается для развития восприятия художественной литературы в школе и вузе. Это всё говорит о всеобщем падении читательской культуры в целом.
Но самая главная, основная воспитательная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизировать свое мировоззрение, превращающих мировоззрение в действенную, направляющую силу, воздействующую на поведение личности. Что же тогда будет, если мы не будем стремиться к пониманию и полноценному восприятию художественной литературы.
При анализе литературы было установлено, что восприятие художественной литературы целостно и в то же время чрезвычайно сложно. Обычно оно протекает непосредственно, и только в затруднительных случаях становятся осознанными те или иные операции воображения или умственного действия. Поэтому читателю этот процесс представляется простым. В нем различают следующие стороны: непосредственное восприятие произведения (воссоздание его образов и переживание), понимание идейного содержания, эстетические оценки и влияние литературы на людей как последствие восприятия произведений. [19].
В нашем исследовании принимали участие студенты – психологи. В ходе реализации эксперимента нам следовало раскрыть основных стороны процесса восприятия в их взаимосвязи и выяснение условий, содействующих специфики восприятия литературных произведений.
В ходе исследования испытуемым предлагалось ответить на 11 вопросов после прочтения стихотворения А.А. Ахматовой. Данные вопросы позволяли выявить особенности читательского воображения, мышление участников словесно-художественными образами и особенности эмоционального восприятия.
Гипотеза, предложенная в начале исследования, частично подтвердилась и лишь некоторые студенты - психологи имеют специфический уровень
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. – М.; Худож. лит., 1975.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.; Худож. лит., 1972.
3. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет.
– М.: Просвещение, 1969.
4. Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989 год. № 6.
5. Братусь Б. С. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности. - Вестник МГУ. Сер. Психология 1985, № 2.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. «Феникс», 1998.
7. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.; 1974.
8. Граник Г.Г., Концевая Л.А. – Психологический анализ художественного текста. - Психологическая наука и образование, №3-4/1999
9. Жабицкая Л.Г. Психологический анализ критериев оценки литературного произведения старшими школьниками. Автореферат. Канд. Дис. 1966
10. Крупник Е.П. Автореферат канд. диссертации: Психологический анализ содержания и структуры интересов учащихся к произведениям художественной литературы. 1967
11. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста. – М.; 1990.
12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.; Смысл, 2003.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения Т2. – М.; Педагогика, 1983.
14. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы. М., 1968. №8.
15. Мазирка И.О. Автореферат диссертации. - Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы
16. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. - В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.