Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Сущность товарного ассортимента
1.2. Основные факторы товарного ассортимента
1.3. Методы формирования товарного ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
3.1. Расширение ассортимента товаров в организации
3.2. Совершенствование сбалансированности товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
Основным фактором, влияющим на формирование товарного ассортимента, является покупательский спрос. Целью в этом случае будет максимальное удовлетворение спроса потребителей, а также активное влияние на его расширение. В своем развитии покупательский спрос и формирование ассортимента взаимосвязаны. При существенном изменении спроса происходят непосредственно изменения в сформированном ассортименте [11, с. 183].
При формировании ассортимента непродовольственных товаров в предприятиях розничной торговли следует учитывать то, что они, по сравнению с продовольственными товарами, не обладают высокой степенью устойчивости и консервативности [19, с. 165].
Непродовольственный товар – это продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.
По отношению к этому продукту у потребителя не возникает привыкание, поэтому, в отличие от продуктов питания, достигнуть определенной стабильности в формировании ассортимента не получится.
В этом случае необходима работа с покупателями непосредственно в самих магазинах, предлагая им альтернативу при отсутствии нужного товара. При этом нужно помнить, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора [13, с. 613].
При формировании ассортимента необходимо также учитывать отличия покупательского спроса на товары простого и сложного ассортимента. Товары простого ассортимента, например сода, сахар, мука, керосин, имеют небольшое число разновидностей, и имеют конкретный спрос, не допускающий замены этих товаров на другие. Товары сложного ассортимента, наоборот, подразделяются на огромное количество видов, сортов, наименований. Именно поэтому они обладают широкой взаимозаменяемостью. К ним относятся практически все непродовольственные и часть продовольственных товаров. Следует отметить, что большинство этих товаров пользуются периодическим спросом, т.е. не являются товарами повседневного потребления [3, с. 10].
Нельзя также не отметить то, что на спрос и потребление многих товаров, как непродовольственных, так и продовольственных, влияет сезонность их производства (ролики, лыжи, молочные продукты, мясо и др.). Из-за этого происходит неравномерное потребление этих товаров в течение года, и происходит переключение спроса на альтернативные товары. Например, зимой возрастает спрос на пуховики, заменяющие ветровки, или, например, для продовольственных товаров, весной и в начале лета, из-за недостатка картофеля, увеличивается спрос на крупы и макаронные изделия и т.п.
Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов:
а) из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены;
б) потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д.;
в) численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.;
г) доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться;
д) цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары [5, с. 796].
Большинство из этих факторов имеют числовое выражение и могут учитываться при формировании ассортимента товаров. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирование ассортимента [6, с. 740].
Необходимо также при формировании товарного ассортимента учитывать характер предъявляемого спроса, который бывает устойчивым, альтернативным и импульсивным [19, с. 170].
Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями.
При альтернативном спросе в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров допускается их взаимозаменяемость. К таким товарам относятся, например, одежда, обувь, кондитерские изделия и т.п.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца [13, с. 615].
В большинстве это спрос на неизвестные или малоизвестные товары, и появляется в основном при наличии новинок в товарном ассортименте магазина [25, с. 663].
Еще одним важным фактором в формировании ассортимента является цена на товар. Это связано с тем, что покупатель заранее ставит себе максимальную планку цены, по которой он сможет приобрести товар. Таким образом, обеспечение правильного сочетания товара с ценой является одним из основных критериев рационального формирования ассортимента.
Особо важное значение, под влиянием возрастающих требований покупателей к качеству и разнообразию товаров, а также непрерывного расширения и обновления товарного ассортимента, приобретают вопросы безошибочного формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли. Именно поэтому, в качестве еще одного главного фактора, наряду с покупательским спросом, выступает производство товаров.
В потребностях населения отражается достигнутый обществом уровень культурного и экономического развития, национальные и другие особенности. Другими словами, они определяются уровнем развития общественного производства, благосостоянием и культурой общества. Потребности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей [20, с. 682].
Как отмечалось, на формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торгового предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Например, продовольственные магазины, как известно, по ассортиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукты» [12, с. 1346]. В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продовольственных товаров, всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственных товаров повседневного спроса [25, с. 664].
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий. Привлечению большого числа покупателей способствует концентрация торговых предприятий в одном месте. Однако стоит заметить, что более удобными для покупателей становятся изолированные магазины, расположенные ближе к месту проживания или месту работы. В зависимости от места расположения различают:
- центральное городское расположение (в деловом центре города);
- центральное районное расположение (в деловом центре района города);
- периферийное расположение магазинов;
- в микрорайонах города, удаленных от центра города или центров административных районов [13, с. 616].
Магазины, продающие товары повседневного спроса, размещаются, в основном, в жилых зонах. Их цель - снабжение населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания населения города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров - представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин [11, с. 184].
Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий [19, с. 172]. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками [14, с. 16].
Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.
1.3. Методы формирования товарного ассортимента
Выделяют количественные и качественные методы формирования товарного ассортимента (рисунок 2) [9, с. 88].
Методы формирования товарного ассортимента
Количественные
Качественные
1. АВС-анализ
2. XYZ-анализ
3. Совмещенный анализ
Позволяют выявить ликвидные позиции и товары, приносящие наименьшие доходы
Методика сравнительной оценки с помощью семантического дифференциала
Направлена на анализ степени разрыва между мнениями потребителей и руководителей с целью формирования ассортимента, наиболее полно удовлетворяющего требования потребителей
Рис. 2. Методы формирования товарного ассортимента
1. АВС-анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект [4, с. 152].
Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж (реализованное количество) и получаемая прибыль (реализованная торговая наценка). АВС – анализ основан на правиле Парето (еще его называют «20» на «80»). Согласно этому правилу, 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли [15, с. 27].
Данный метод позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров процесса и показать, что является базовым ассортиментом. По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия [23, с. 24].
Группа А — товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования. Группа В — следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Группа С — остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля [16, с. 94].
Алгоритм проведения АВС анализа состоит из следующих этапов:
- определение объектов анализа, (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица, и т.п.);
- выявление параметров, по которым будет проводиться анализ объекта. (средний товарный запас, руб.; объем продаж, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт. и т.п.);
- сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра;
- определение групп А, В и С [4, с. 153].
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:
- рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов
- рассчитать эту долю с накопительным итогом.
- присвоить значения групп выбранным объектам [26, с. 48].
2. XYZ-анализ. Статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса [10, с. 36].
Товары подразделяются на три группы — X, Y, Z исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов. XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильность спроса [22, с. 332].
Категория X — товары характеризуются стабильностью продаж и как следствие — высокими возможностями прогноза продаж.