Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Сущность товарного ассортимента
1.2. Основные факторы товарного ассортимента
1.3. Методы формирования товарного ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
3.1. Расширение ассортимента товаров в организации
3.2. Совершенствование сбалансированности товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
Анализ маркетинговой деятельности ООО «Одежда для детей» начнем с анализа основных конкурентов (таблица 3).
Таблица 3
Анализ конкурентов ООО «Одежда для детей»
Критерии |
ООО «Одежда для детей» |
Магазин детской одежды «Acarkids» |
Магазин детских товаров «Жарптица» |
Наличие скидочных карт |
+ |
- |
- |
Наличие интернет-магазина |
- |
+ |
+ |
Оформление товара в кредит |
+ |
+ |
+ |
Наличие подарочных карт |
+ |
+ |
+ |
Наличие группы в Вконтакте |
- |
+ |
+ |
Проведение розыгрышей |
- |
+ |
- |
Проведение распродаж |
+ |
+ |
+ |
Демонстрация товара |
- |
+ |
- |
Анализ конкурентов, приведенный в таблице 3, показал, что является ООО «Одежда для детей» является достаточно конкурентоспособным предприятием. К его конкурентным преимуществам относятся: наличие скидочных карт. К минусам можно отнести отсутствие интернет-магазина, отсутствие группы в Вконтакте, а также, то, что не организовываются розыгрыши, не демонстрируется товар.
Далее для оценки внешней среды ООО «Одежда для детей» проведем PEST-анализ (таблица 4).
Таблица 4
PEST-анализ внешней среды ООО «Одежда для детей»
Описание фактора |
Влияние фактора |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Политические факторы |
||||||
Политическая нестабильность |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3,75 |
Государственное регулирование конкуренции |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2,75 |
Экономические факторы |
||||||
Ослабление курса рубля по отношению к корзине основных валют |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Ценовой диспаритет |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Динамика занятости |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
3,5 |
Социально-культурные факторы |
||||||
Отсутствие квалифицированных специалистов |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2,75 |
Низкая платежеспособность населения |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
Демография |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Технологические факторы |
||||||
Изменение и адаптация новых технологий |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,25 |
Информация и коммуникации, влияние сети Интернет |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,75 |
Потенциал инноваций |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,5 |
Общий итог |
48,25 |
Для PEST-анализа были приглашены 3 эксперта:
- эксперт 1 – Заведующая магазином;
- эксперт 2 – менеджер по закупкам и заказам;
- эксперт 3 – главный бухгалтер.
Как видно по данным таблицы 4, наибольшее влияние имеют экономические и социально-культурные факторы. Поэтому предприятию необходимо постоянно учитывать эти факторы и быть готовым даже к малейшим изменениям.
Политические факторы имеют незначительное влияние, которое связано изменением государственного вмешательства и контроля в деятельность фирмы.
Проведем SWOT-анализ ООО «Одежда для детей», выявим сильные и слабые стороны, а также обозначим возможности и угрозы (таблица 5).
Таблица 5
SWOT-анализ ООО «Одежда для детей»
Сильные стороны: - большая база постоянных клиентов; - высокая квалификация сотрудников; - высокое качество реализуемой продукции. |
Возможности: - расширение ассортимента. |
Слабые стороны: - месторасположение отдалено от центра города; - затраты на рубль продаж выше чем у основных конкурентов - цены превышают среднеотраслевые. |
Угрозы: - снижение уровня доходов потребителей; -обострение конкурентной борьбы; - спад в экономике страны; - нестабильность социально-экономической и политической ситуации. |
На основе проведенного SWOT-анализа можно сделать следующие выводы о том, что основными рисками ООО «Одежда для детей» являются: усиление конкуренции на рынке; снижение уровня доходов потребителей; спад в экономике страны.
Основными возможностями ООО «Одежда для детей» являются дальнейшее расширение ассортимента.
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Согласно приведенной методике первым этапом анализа формирования товарного ассортимента является АВС – анализ. Объектом исследования выступают следующие товарные группы: платья; перчатки, шарфы, шапки; футболки, майки, блузы; брюки, шорты; юбки; костюмы; верхняя одежда; свитера, толстовки; спортивная одежда различных производителей.
АВС – анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров продаж и выявить базовый ассортимент ООО «Одежда для детей». АВС-анализ по обороту – это ранжирование ассортимента по выручке. Удельный вес каждой группы товаров в общем объеме продаж ООО «Одежда для детей» за 2018 год, представлен в таблице 6.
Таблица 6
Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа (по обороту)
Товарная группа |
Оборот за I квартал, тыс. руб. |
Оборот за II квартал, тыс. руб. |
Оборот за III квартал, тыс. руб. |
Оборот за IV квартал, тыс. руб. |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа |
Платья |
2400 |
2700 |
2200 |
2815 |
10115 |
28,78 |
28,78 |
А |
Перчатки, шарфы, шапки |
250 |
270 |
210 |
317 |
1047 |
2,98 |
31,76 |
С |
Футболки, майки, блузы |
1750 |
2000 |
1600 |
2189 |
7539 |
21,45 |
53,21 |
А |
Брюки, шорты |
880 |
900 |
800 |
938 |
3518 |
10,01 |
63,22 |
В |
Юбки |
680 |
710 |
620 |
689 |
2699 |
7,68 |
70,90 |
В |
Костюмы |
1300 |
1500 |
1000 |
1511 |
5311 |
15,11 |
86,01 |
В |
Верхняя одежда |
200 |
220 |
150 |
309 |
879 |
2,50 |
88,51 |
С |
Свитера, толстовки |
600 |
650 |
510 |
704 |
2464 |
7,01 |
95,52 |
С |
Спортивная одежда |
390 |
420 |
270 |
494 |
1574 |
4,48 |
100 |
С |
Итого |
8450 |
9370 |
7360 |
9966 |
35146 |
100 |
Анализ данных таблицы 6 свидетельствует о том, что товарные группы «платья» и «футболки, майки, блузы» являются явными лидерами, которые составляют 28,78% и 21,45% оборота соответственно и требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. По данной группе товаров должна проводиться полная инвентаризация не реже одного раза в квартал, необходимо постоянное отслеживание спроса (например, с помощью анкетирования).
Брюки, шорты; юбки; костюмы относятся к группе В, они составляют около 30% оборота. Эти товарные группы в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета. Перчатки, шарфы, шапки; верхняя одежда; свитера, толстовки; спортивная одежда относятся к группе С – составляют 20% оборота. В ассортименте они являются аутсайдерами, в связи с тем, что на эти товары пониженный спрос.
Оценить весомость каждой группы товаров ООО «Одежда для детей» в прибыли предприятия за 2018 год позволит АВС – анализ (таблица 7).
Таблица 7
Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа (по прибыли)
Товарная группа |
Прибыль за I квартал, тыс. руб. |
Прибыль за II квартал, тыс. руб. |
Прибыль за III квартал, тыс. руб. |
Прибыль за IV квартал, тыс. руб. |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Доля в прибыли с накопительным итогом, % |
Группа |
Платья |
350 |
370 |
300 |
388 |
1408 |
30,13 |
30,13 |
А |
Перчатки, шарфы, шапки |
36 |
40 |
28 |
41 |
145 |
3,10 |
33,23 |
С |
Футболки, майки, блузы |
230 |
250 |
150 |
296 |
926 |
19,82 |
53,05 |
А |
Брюки, шорты |
96 |
100 |
80 |
110 |
386 |
8,26 |
61,31 |
В |
Юбки |
92 |
100 |
70 |
108 |
370 |
7,92 |
69,23 |
В |
Костюмы |
170 |
220 |
130 |
230 |
750 |
16,05 |
85,28 |
В |
Верхняя одежда |
18 |
22 |
15 |
25 |
80 |
1,71 |
86,99 |
С |
Свитера, толстовки |
94 |
100 |
70 |
110 |
374 |
8,00 |
94,99 |
В |
Спортивная одежда |
59 |
62 |
45 |
68 |
234 |
5,01 |
100 |
С |
Итого |
1145 |
1264 |
888 |
1376 |
4673 |
100 |
Анализ данных таблицы показал, что в группу В, на основании АВС-анализа по прибыли, входят не только брюки, шорты; юбки; костюмы, как было выявлено в результате исследования ассортимента по обороту, но и свитера, толстовки. Это позволяет сделать вывод о том, что руководству предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента. Платья; футболки, майки, блузы удерживают свои позиции в группе А.
Для того чтобы определить товарную группу, приносящую предприятию наибольший оборот и прибыль, необходимо провести АВС-анализ по двум параметрам (таблица 8).
Таблица 8
Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа (по обороту и прибыли)
Товарная группа |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Группа по обороту |
Группа по прибыли |
Платья |
10115 |
28,78 |
1408 |
30,13 |
А |
А |
Перчатки, шарфы, шапки |
1047 |
2,98 |
145 |
3,10 |
С |
С |
Футболки, майки, блузы |
7539 |
21,45 |
926 |
19,82 |
А |
А |
Брюки, шорты |
3518 |
10,01 |
386 |
8,26 |
В |
В |
Юбки |
2699 |
7,68 |
370 |
7,92 |
В |
В |
Костюмы |
5311 |
15,11 |
750 |
16,05 |
В |
В |
Верхняя одежда |
879 |
2,50 |
80 |
1,71 |
С |
С |
Свитера, толстовки |
2464 |
7,01 |
374 |
8,00 |
С |
В |
Спортивная одежда |
1574 |
4,48 |
234 |
5,01 |
С |
С |
Итого |
35146 |
100 |
4673 |
100 |