Файл: Анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша. История создания Стих написан в 1914 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.
История создания – Стих написан в 1914 году.
Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.
Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».
Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».
Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».
История создания
Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.
Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.
Тема
Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.
В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.
Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:
В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.
Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.
В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.
В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Жанр
Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.
Средства выразительности
Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».
Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.
Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».