Файл: Цель занятия формирование и закрепление знаний об обучении навыку чтения младших школьников, приемов работы над правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью чтения формирование умения применять их. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сделав глубокий вдох перед началам чтения, во время пауз следует произвести добор воздуха — дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу. Добор воздуха рекомендуется делать быстро, коротко, неслышно, чтобы он не нарушал смысловой структуры фразы.

Какие упражнения можно предложить детям для тренировки дыхания? Подберите упражнения (не менее 5).



  1. «Качели». Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:


Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.



  1. «Дерево на ветру». Сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.


  2. «Дровосек». Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.


  3. «Сердитый ежик». Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.


  4. «Надуй шарик». Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.


Задание 6.

Чтение былин, русских народных эпических песен о богатырях происходит на ритмико-мелодичной основе. Какие рекомендации должны соблюдать при выразительном чтении былины?

При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.

Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.


Кульминационный момент - это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.

Прочитайте  выразительно:

 Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле 

На добром коне на богатырском,

Тут он ездил целый день сутра до вечера 

Да по славну по раздолъицу чисту полю.

(былина «Добрыня и Змей»)

Составьте методические рекомендации по выразительному чтению данного отрывка.

Учителю необходимо помнить о том, что перед чтением произведения детей необходимо эмоционально настроить к его восприятию. На этом этапе можно используют беседу. Однако не только содержание беседы, но и тон, жест, улыбка, сопровождающие ее, показывают детям, что учитель сам очень любит былины, что встреча с ними для него праздник. Кроме беседы учитель может использовать в своей работе и прием иллюстрирования текста: рассматривание готовых иллюстраций.

Первичное восприятие текста былины, как показывает большинство методик по данной теме, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. При этом задача учителя – сохранить целостность восприятия произведения, в котором так тонко сочетается содержание и стих. Учитель должен суметь передать ритм, интонационно-мелодическое своеобразие. 

 

Задание 7.

Прочитайте предложение:

 В лесу растут хвойные деревья.

Поставьте к предложению несколько вопросов так, чтобы логическое ударение падало на разные слова. Изменится ли смысл предложения? Поясните свой ответ.

Где растут хвойные деревья? Какие деревья растут в лесу? Да, смысл предложения изменится. Если мы ставим логическое ударение на слово лес, то мы объясняем, где именно растут хвойные деревья. Если же ударение падает на слово хвойные, то мы уточняем вид деревьев, которые растут в данном лесу.

Разработайте разноплановые упражнения на постановку логического ударения в литературных текстах для младших школьников (не менее 6).



  1. Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.


Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?



  1. О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.


  2. На доске или на карточке написаны предложения: Дети идут в кино. Дети идут в кино. Дети идут в кино.


  3. Учитель читает предложения, выделяя голосом указанное слово. Дети объясняют смысл предложений. Затем произносят предложения (сопряжено, отраженно, самостоятельно).



На доске написано предложение.

Скоро наступит жаркое лето.

Учитель предлагает ответить на вопросы: "Когда наступит жаркое лето?", "Какое лето скоро наступит?".

Педагог обращает внимание на то, что смысл предложений меняется из-за усиления громкости и протяжности голоса.

Учитель читает предложения. Дети слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.



  1. Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение.


  2. Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение то на одном, то на другом слове, объясняя смысл сказанного.


Например, предложение Петя починил лыжи можно прочитать по-разному, делая логическое ударение на разных словах.

Чтобы показать, кто починил лыжи, надо сделать логическое ударение на слове Петя:

Петя починил лыжи.

Чтобы показать, что сделал Петя с лыжами, надо сделать логическое ударение на слове починил:

Петя починил лыжи.

Чтобы показать, какую вещь починил Петя, надо сделать логическое ударение на слове лыжи:
Петя починил лыжи.