Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем что; Проблема изучения факторов профессионального стресса у руководителей является более чем важной темой, бурно разрабатывающейся на стыке большинства наук . В современном быстро развивающимся мире, когда от человека требует все больше знаний и умений. Перед руководителями стоит непростая задача, как человек на которого возложена большая ответственность, суметь противостоять и преодолеть стресс.

Начиная с последних десятилетий 19 века, в повседневной жизни все чаще и чаще стало мелькать слово «стресс». Человек реагирует на стресс психическим и физическим напряжением. Это и есть проявление стресса, подготовка организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток-«убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемости среди студентов резко падает.

В информационном, быстро меняющемся современном обществе, причин, вызывающих стрессовую ситуацию, становится все больше и больше. Сегодня стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утра до самого вечера и даже во время сна. Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем внимания на него, в то время как длительное влияние отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Стресс стал нашим ежедневный «попутчиком», поэтому с ним надо считаться. Особенно значима эта тема для управленцев, в связи с тем, что стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Цель исследования изучить факторы влияющие на психологический стресс руководителей.

Задачи.

Провести теоретический анализ причин появления стресса.

Изучить основные представления о стрессе и его последствиях.

Проанализировать и систематизироваться предупреждения и преодоления стресса.


Исследовать управление профессиональным стрессом в учреждении.

1.Понятие и причина возникновения стресса

1.1 Понятия стресса.

Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении колличества возникновения негативных эмоциональных переживаний , которые накапливаясь, вызывают формирование длительных стрессовых состояний . Это свою очередь ведет к увеличению развития целого ряда заболеваний - так называемых (болезней стресса ).

В настоящее время высказывается мнение, что до 80 % всех заболеваний современного человека могут быть вызваны стрессом. Впервую очередь, это заболевания сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, заболевания на нервной почве. Разное внешнее действие на организм, требующее от него адекватной реакции путем мобилизации тех или иных защитных сил, принято называть стрессом. Голод, опасность нападения, природные стихии – таковы источники стрессовых ситуаций для живого мира, неотъемлемой частью которого был первобытный человек. Ответом на такие стрессы неизменно являлось мышечная реакция: спастись от опасности или убить врага, добычу, победить противника в поединке и т. д. Так вырабатывался механизм, работающий по принципу стресс – физическая активность. Это правило действует тогда, когда находится в равновесии. В процессе эволюции, длившейся миллионы лет, изменения человеческого организма происходили чрезвычайно медленно. Но очень быстро происходят социальные развития обществ ,которые в свою очередь обрушививают на организм человека множество разнообразных для него факторов, причем не только положительных. Современный человек за маленький промежуток исторического развития оказался в среде, переполненной стрессовыми факторами, усовершенствование средств коммуникации, ускорение темпа жизни, усложнившееся отношений между социальными группами и в семье.

При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных ситуациях. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно падает.


1.2 Причины появления стресса.

Причины стресса находятся не во внешнем мире, не в каких-то обстоятельствах или других людях. Причины стресса целиком находятся в том, кто испытывает этот стресс. Если вы обвиняете в своем стрессе кого-то или какие то обстоятельства, находите основную причину вовне, то совершенно впкстую. Это просто события, обстоятельства и просто действия других людей , а реакция в виде стресса — она ваша.

Внешнее ведь изменчиво — ну разберетесь вы с какой-то ситуацией, и стресс уйдет, со временем может быть тоже самое что спровоцирует стресс, , и снова нужно разбираться с ситуацией, чтобы устранить стресс . Если разобраться со стрессом внутри себя, то что бы ни окружало вас и в какие ситуации вы бы не попадали стресса уже не будет. Иначе, могут возникнуть непредвиденные ситуации, ноиз за отсутствия у вас внутренних причин, их легко будет решить, не попадая в стрессовую ситуацию.

Первое что заставляет людей испытывать стресс — это личные психологические проблемы. Из за этого возникает в жизни множество разнообразных запретов, не позволяющих делать то что хочется и заставляют делать совсем другое, тем самым формируя устойчивые негативные состояния и эмоции. Идя долгое время на поводу у своей психологической проблемы, можно легко дойти и до серьезного стресса. Психологическая проблема — это не только страх, неуверенность в себе или что-то подобное, но также, например, чрезмерный контроль у успешного уверенного человека или завышенная самооценка у красивой девушки. То есть всё то, что заставляет суетиться, нервничать, беспокоиться, так или иначе напрягаться, впадать во всевозможные негативные состояния, и что в конечном итоге может привести к стрессу.

Стресс может быть и не «накопленным», а наступить резко, неожиданно, из-за крайне неприятного события. Возможно в этом случае степень стресса и сам факт его возникновения тоже являются следствием чего-то внутреннего. Это можно назвать психологической проблемой, но, природа стресса в данном случае все равно психологическая.

Причины возникновения стресса, могут быть чисто физиологического плана — большая скопившаяся усталость, нездоровый образ жизни, проблемы со здоровьем. Как их решать — понятно — находить время для отдыха и вести здоровый образ жизни. Когда стресс имеет психологическую природу, средств для преодоления проблемы предлагается очень много, но в большинстве своем они все направлены на его подавление, профилактику, но не на решение проблемы .


Стрессор - фактор, вызывающий состояние стресса - (синоним стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма. Существуют различные классификации стрессоров. В наиболее общей форме различают стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).


Выделяют две группы стрессоров (факторов):

1.Субъективные 
2.Объективные
Можно выделить две группы субъективных стрессоров, вызывающих стресс:
- первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека;

- вторая группа стрессоров носит динамический характер.
В обоих случаях стресс может вызываться различием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными
Субъективные стрессоры

К субъективным стрессорам относятся :

1) несоответствие генетических программ современным условиям;

2) стресс от реализации негативных родительских программ;

3) стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты;

4) стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности;

5) невозможность реализации актуальной потребности;

6) стресс, связанный с неправильной коммуникацией;

7) стресс от неадекватной реализации условных рефлексов;

8) неумение обращаться со временем (стресс и время).

Характеристика стрессоров.

1)Несовпадание генетических программ современным условиям.

Многие исследования показывают, что большинство ответных реакций человека на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК. 
З.А. Васильева в своей работе «Резервы здоровья» раскрывают сущность проблемы современного человека: природа подготовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, в то время как современный человек живет в условиях гиподинамии, переедания и температурного комфорта.


Нужно сказать, по своей природе люди в большинстве своем устойчивы к природным факторам , обладают повышенной чувствительностью к факторам социальным, к которым еще не выработалось индивидуальной защиты. 

2) Стресс от реализации негативных родительских программ.

Э. Берн в работе «Секс в человеческой любви» отмечает, что часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть полезными для маленького ребенка, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.

3) Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической зашиты.

Сущность. Со временем освоения среды обитания в сознании каждого человека формировались различные картины восприятия окружающего мира, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. 

Впервые это явление описал психолог Леон Фестингер, который ввел понятие когнитивного диссонанса - противоречия между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. 

4) Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности.
Оптимизм и пессимизм.

Одной из достаточно важных установок сознания является оптимизм и пессимизм - т.е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохое. В Гарвардском университете США в течение 34 лет под наблюдением находилось 2185 мужчин. По итогам психологических и медицинских исследований было принято заключение: «Пессимисты страдали от серьезных проблем сердца в 4,9 раза больше, чем оптимистичные люди.
Политические и религиозные установки.

Очень часто причинной стресса являются мировоззренческие установки личности - политические или религиозные. Такого рода стрессы могут принимают массовый характер в эпоху социально-экономических перемен , однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются достаточно часто. 

Неадекватные установки.

К ним относятся подсознательные программы, которые заставляют человека придерживаться определенных стратегий поведения даже в тех случаях, когда они явно ведут его к неудачам, стрессам и разочарованию. Эти программы могут иметь самое разное происхождение (внесены в сознание родителями в раннем детстве, учителями в школе, получены самим человеком в случае неправомерного обобщения личного опыта и т.д.), но в данном случае это не так важно. Главное, что подобные ошибочные установки есть в той или иной мере у каждого человека, и нужно стараться распознавать их и уметь нейтрализовать.