Файл: СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Согласно положению, закрепленному на конституционном уровне, Российская Федерация является демократическим правовым социальным государством. В связи с этим общество претерпевает изменения во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе в социальной сфере.

Социальной сфере свойственен собирательный характер, который включает в себя наиболее важные для человека стороны жизни (медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, вопросы трудовой занятости и др.). Состояние социальной сферы жизни общества дает возможность составить представление о том, на каком уровне находится качество жизни людей, как удовлетворяются их основные потребности, затрагивающие как индивидуальные интересы, так и общественные, как реализуются положения, которые гарантируют реализацию прав, свобод, законных интересов индивида.

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности, в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

В научно-правовой литературе можно найти немало работ, посвященных социальному государству, где оно рассматривается с различных сторон, приводятся его определения, называются сущностные признаки, функции и цели. Тем не менее, общепринятого мнения относительно природы социального государства в правовой литературе нет.

Научный и теоретический фундамент рассматриваемой проблемы в отечественной литературе был заложен в трудах ученых таких как: В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, И.А. Исаева, Ю.П. Титова, С.А. Чибиряева, О.И. Чистякова, В.К. Цечоев, Н.Е. Орлова, В.М. Сырых, А.С. Емелин, В.М. Курицын, Н.А. Зенькович и др. Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.


Таким образом, выявление сути и характерных отличий социального государства от социалистического видится актуальным.

Объектом исследования являются отличия социального государства от социалистического.

Предметом исследования выступают социализм и социальность, как признаки политической системы.

Целью курсовой работы является выявление различий между социальным государством и социалистическим.

Для детального изучения этой цели необходимо выделить следующие задачи для раскрытия темы:

- рассмотреть понятие, концепцию и институт социального государства.

- рассмотреть приоритетные направления деятельности социального государства;

- рассмотреть понятие и признаки социалистического государства;

- рассмотреть переход России от социалистического государства к социальному.

В процессе работы над исследованием использовались системно-структурный, исторический, формально-правовые методы познания.

1. Теоретические основы социального государства

1.1. Социальное государство: понятие, концепции, социальный институт

Первой страной объявившей себя социальным государством на конституционном уровне стала Германия, в Основном Законе от 23 мая 1949 года, где в части 1 ст. 20 было установлено, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством». После этого, аналогичная конституционная норма была заимствована многими конституциями стран мира. Например, в части 1 статьи 1 Конституции Испании говорится: «Испания является правовым демократическим социальным государством…», в Конституции Французской Республики утверждается, что «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой…», в ст. 3 Конституции Турецкой Республики Турция объявлена «демократическим, светским и социальным государством…», в ст. 3 Конституции Украины записано, что «Украина – суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» и т.д. В справедливом комментарии Маклакова В.В. закрепление социального государства – константа современных зарубежных конституций [9].


В конституциях некоторых стран нет специальной нормы, объявляющее государство как социальное. Это обстоятельство не означает, что эти страны имеют слабую социальную политику и что они не стремятся к достижению целей социального государства. Конституция Швейцарии, например, от 18 апреля 1999 года не содержит нормы о позиционировании Швейцарии как социального государства, хотя и зафиксировала другие социальные положения. Идея социального государства поддерживается рядом социальных положений, многие из которых были найдены в конституционной рефлексии в разных странах. Сегодня уже нет никаких сомнений в необходимости конституционной консолидации формулировок о том, что страна консолидирует группу социальных норм, которые поддерживают конституционную формулировку социального государства.

Необходимо привести теоретическое развитие конституционных социальных положений, которые нашли конституционное отражение в зарубежных странах. Важнейшим конституционным социальным элементом является формулирование социальной солидарности, и оно может быть, как между социальными группами, так и отдельными людьми, между целыми поколениями людей, государств, более того, между группами государств. Но в данном случае мы имеем в виду социальную солидарность между социальными группами, поколениями людей и индивидами. Социальная солидарность между поколениями в конституционной сфере может быть выражена в формулировке «ответственность перед будущими поколениями», такое обозначение содержится в преамбуле Конституции Швейцарии, Российской Федерации и ряда других стран.

Конституционная норма о социальном партнерстве близка к этому положению. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [3] содержит специальный раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда». В соответствии со ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» создана и действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Статья 27 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает определенные формы социального партнерства. Так, Чиркин В. Е. считает, что основой социального порядка в современной России являются «не идеи классовой борьбы и ликвидации определенных классов и слоев эксплуататоров, не руководящая роль одного (рабочего) класса и лидирующее положение другого, а социальное партнерство. Часть 2 ст. 17 Конституции Республики Татарстан гласит: «Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем».


Нужно уточнить, что важнейшей конституционной составляющей регулирования социальной системы отношений является положение о социальной справедливости. Согласно справедливому комментарию Зорькина В.Д., «проблема социальной справедливости имеет решающее значение для построения социального государства» [13].

В конституциях иностранных государств можно найти положение о справедливости, например, в ст. 1 Конституции Португалии записано: «Португалия – суверенная республика, которая основывается на уважении к человеческой личности и воле народа и ставит своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества», а в статье 8 Конституции Республики Македонии закреплено, что социальная справедливость является основополагающей ценностью конституционного строя Республики Македония.

Показатели социальной справедливости могут быть разными: минимальная заработная плата, потребительская корзина, прожиточный минимум, степень предоставления социальной инфраструктуры, разрыв в доходах между богатыми и бедными и т.д. Более того, эти показатели можно позиционировать как отдельные элементы Конституционных норм, регулирующих социальную сферу общественных отношений, например, специальная формулировка о установлении минимальной заработной платы может найти конституционное выражение: во второй части ст. 7 Конституции Российской Федерации гласит, что «в Российской Федерации ... устанавливается гарантированная минимальная заработная плата ...». Однако субъекты Федерации могут увеличить минимальную заработную плату, что было сделано в отдельных регионах.

Фактическим показателем состояния социальной справедливости в стране являются количественные показатели разрыва в доходах между определенными сегментами населения.

Особое внимание следует уделить установке параметров потребительской корзины, которая также принята на федеральном и региональном уровнях. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012)»"О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его средствами к существованию.

Прожиточный минимум в соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определяется как «оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов» [6]. Следует отметить, что в части 2 ст. 22 Конституции Королевства Нидерландов закреплено: «Государственные органы должны заботиться о том, чтобы обеспечить населению достаточный жизненный уровень», что может быть достигнуто путем установления размера прожиточного минимума по всей стране. В то же время субъекты Российской Федерации устанавливают свои региональные прожиточные минимумы. В заключение следует отметить следующее: можно конституционно зафиксировать отдельное положение о социальной справедливости, которое предполагает среди прочих элементов рассматриваемого положения также минимальную заработную плату, потребительскую корзину, прожиточный минимум, социальную инфраструктуру. Эти конституционные формулировки должны обеспечивать главную цель социального государства: создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека, что может быть достигнуто последовательным развитием постулата в действующем законодательстве.


Построение социального государства – явно выраженное творчество конституционного выражения идей современной политики в России и развитых зарубежных странах.

Проведенный анализ показывает, что проблема усиления социальной роли государства сохраняет свою актуальность на протяжении многих десятилетий, при этом она перешла из области исключительно теоретических вопросов в область нормативно-правовой реализации, что определяет дальнейшее развитие данной концепции.

1.2. Приоритетные направления деятельности социального государства

Под социальным государством понимается правовое демократическое государство, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь и здоровье.

Государство обязано создавать такие условия, которые будут отражать суть достойной жизни человека, его развития и самореализации. Достойная жизнь человека – это материальная обеспеченность личности на то уровне стандартов, на котором находится современное общество.

Также в понятие достойной жизни можно включить непосредственный доступ к ценностям культуры, гарантированные права личной безопасности. Свободное развитие человека в социальном государстве предполагает развитие всех его сторон:

  • физической,
  • умственной,
  • нравственной.

Социальное государство будет по праву называться таковым только в том случае, если сможет выполнять определенные направления деятельности, которые и характеризуют его, как социальное. Данные направления направлены на предоставление и защиту социальных прав человека.

Социальные права могут быть воплощены в социальном государстве, которое представляет собой вид политической системы, где материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости. Основная функция социального государства:

  • обеспечение каждому человеку достойного уровня жизни,
  • сглаживание социальных различий,
  • помощь неимущим [20].

Так, основными направлениями деятельности социального государства можно выделить следующие.

  1. Поддержка социально незащищенного населения.

Каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по конкретные критериям. Пенсия и социальные пособия устанавливаются законом. Государство должно создавать условия для осуществления данного права.

  1. Охрана труда и здоровья людей. У каждого человека есть право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая должна оказываться бесплатно.