Файл: Проектирование фрагмента занятия Разговоры о важном.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии
в работе классного руководителя (куратора)
«Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном»
с учетом возрастных, психофизиологических, эмоционально-волевых
особенностей обучающихся».
Ознакомьтесь с перечнем методических разработок,
представленных на федеральном информационном ресурсе
(https://razgovor.edsoo.ru/). Выберите из представленных федеральных
занятий одно, фрагмент которого Вы планируете разработать.
Определите, какой фрагмент занятия Вы будете проектировать.
При проектировании фрагмента занятия следуйте логике
методической разработки. Фрагмент занятия должен быть оформлен
в соответствии со стилистикой размещенных методических материалов
и включать разделы:
1. Описание методической составляющей из материалов
федерального занятия: цели занятия, формирующиеся ценности;
планируемые результаты (в соответствии с ФГОС
для общеобразовательных организаций).
2. Разработанный фрагмент содержательного блока занятия:
педагогическая(ие) задача(и), решаемая(ые) в разработанном
фрагменте занятия; комплект материалов, используемых
при проведении фрагмента занятия.
Определите продолжительность фрагмента занятия.
Подготовьте содержательный и иллюстративный материал,
который, по Вашему мнению, будет соответствовать заявленным
в методической разработке целям занятия и планируемым результатам,
способствовать формированию ценностей и отвечать особенностям
обучающихся: возрастным, психофизиологическим, эмоциональноволевым.
Свой проект фрагмента занятия оформите в формате, который
представляется Вам наиболее удобным: текстовый документ,
презентация, видеолекция. При оформлении предусмотрите
титульный(ые) лист(ы) (слайд(ы), заставку(и), содержащий(ие)
информацию об авторе: ФИО, субъект Российской Федерации, место
работы, должность), тему занятия, наименование раздела/фрагмента.
Проверьте разработанный Вами проект на соответствие
критериям, каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора)
В работе почти каждого учителя есть трудная
, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Позиции педагога в его отношении к воспитанникам «педагог - ученик» обрела новый вариант - «человек - человек», т.е. «безусловного уважения» к ребёнку как человеку. Качество работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) перспективы планирования процесса воспитания;
2) направленности содержания воспитательной работы на развитие детей;
3) системности воспитательного взаимодействия;
4) ориентации на развитие индивидуальности подростка;
5) технологичности работы;
6) кропотливой диагностической работы классного руководителя.
Перед классным руководителем ежедневно есть проблемы:
-Как поддержать интерес учащихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
-Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?
-В какой форме проводить, к примеру, родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
-Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная технология, как известно, – система форм, методов, способов, приемов воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные цели.
Педагогические технологии могут различаться:
-
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции); -
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности); -
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты); -
по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями); -
по подходу к ребёнку.
В своей работе применяю следующие педагогические технологии, которые разделяю на личностные и коллективные, причём каждая из них взаимосвязана:
-
технология проектного обучения; -
технология здоровьесбережения; -
технология деловой игры; -
технология развития критического мышления; -
технология КТД И. П. Иванова; -
технология проведения дискуссий; -
Тьюторство – технология педагогической поддержки; -
ситуативные технологии; -
технология «Портфолио» -
технология принятия общих решений
Более подробно остановлюсь на некоторых:
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Каждое дело - творчески, с пользой и для людей!
Технология основана на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным положительным результатом? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
Принципы КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД
Интеллектуальные КТД
Художественные КТД
Спортивные КТД
Экологические КТД
Преимущество коллективного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классу увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции. Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.
Важное обстоятельство: рамки творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика.
Круг социальных ролей обучающихся широко представлен также в системе классного самоуправления. В процессе самоуправленческой работы у школьников развивается коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Классному руководителю следует помнить, что в любой работе должен быть системный подход не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания единой системы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Классному руководителю, к примеру, необходимо обсудить “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задать участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. дать “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсудить с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);
- подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса);
-представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);
-направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);
- помощь группе в претворении ее решений в действие
Результатами подобной работы в моем классе становится, во-первых, энциклопедия классных идей, которая включает в себя интересные идеи ребят в разнообразных формах: «Наше классное сообщество»; «Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует...»); «Необсуждаемые правила нашего учителя»; «Физические потребности»; «Таблица упражнений на случай пожара»; «План поведения в чрезвычайной ситуации»; «Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»); «Социальные потребности»; «Жизнь в нашей школе»; «Наша игровая площадка»; «Наша столовая»; «Наши туалетные комнаты»; «В школу и домой»; «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.); «Правила по составлению правил»; «Составление правил для решения наших проблем»; «Учимся на собственных ошибках»; «Домашняя работа»; «Помощники в школе»; «Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады).