Файл: Профилактика вредных привычек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическая культура как альтернатива вредным привычкам


Занятия физической культурой и спортом не только являются средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), а также профилактики вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и т.д.). Являясь одной из граней общей культуры человека его здорового образа жизни, физическое воспитание, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Специфика физкультурно-профилактической деятельности заключается в том, что она оказывает комплексное воздействие на личность, включающее в себя изменение поведения (большие физические нагрузки существенно изменяют психоэмоциональную сферу), удовлетворение естественных потребностей в самоутверждении, самореализации. В отличие от всех других форм досуговой деятельности, спорт, кроме интеллектуальной и психоэмоциональной, имеет и физическую составляющую и тем самым является более сильным средством воздействия на растущий организм. Физические нагрузки, оказывая формирующее воздействие на различные системы организма, удовлетворяют и естественную потребность молодого человека в движении. В этом отношении физкультурно-спортивная деятельность может рассматриваться как альтернатива вредным привычкам, предлагающая вместо иллюзорного решения проблем личного становления реальный путь формирования сильной и здоровой личности.

Предупреждение вредных привычек средствами физической культуры - это нивелирование факторов риска, которые усугубляют возникновение зависимостей, и усиление факторов защиты, способствующих формированию пониженной склонности к употреблению психоактивных веществ посредством организованных занятий физическими упражнениями, укрепления здоровья и совершенствования функциональных систем организма человека. Коррекция вредных привычек средствами физической культуры - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление последствий вредных привычек посредством физкультурно-оздоровительного потенциала занятий физической культурой. Профилактика и коррекция вредных привычек средствами физической культуры среди учащихся должна проводиться в образовательных учреждениях в зависимости от возраста школьников, уровня физической подготовленности школьников, и выступать в качестве последовательной, целенаправленной работы, которая осуществляется как в процессе учебных занятий, так и на внеучебном уровне.


Физическая культура в учебном заведении должна активнее рассматриваться не только как средство физического воспитания, но и как средство, дающее возможность использовать его для нравственного воспитания учащихся. Этого трудно достигнуть, если физическую культуру не включить в комплекс средств нравственного воспитания молодежи. В связи с этим уместно отметить, что воспитание негативного отношения к вредным привычкам составная часть нравственного воспитания. Средства физической культуры и спорта включенные в  систему борьбы за здоровый образ жизни выполняют нравственно-воспитательную функцию.

Педагогический процесс по использованию физической культуры и спорта как одного из средств профилактики вредных привычек должен быть специально скорректирован на такую целевую установку, но не в ущерб эффективности физического воспитания.

Физическая культура является нетрадиционным средством широкого нравственного воздействия на молодежь, своеобразным резервным средством, которое нужно научиться эффективнее использовать, активнее вводить в сферу нравственного воспитания, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.

Очень важно в традиционно сложившиеся формы работы на занятиях по физической культуре и во внеурочное время педагогически вводить в эмоциональную и психологическую сферу личности учащихся общественно важные мировоззренческие и нравственные установки, способствую нравственному становлению воспитания. Становление мировоззренческих позиций, идейно-нравственных взглядов и убеждений молодежи – процесс сложный и противоречивый. В решении этой задачи средства физической культуры и спорта должны занимать большое место. Нравственное воздействие на учащихся оказывает не средства физической культуры и спорта сами по себе, а их включение с систему взаимодействия с другими, несущими в себе мощные нравственно-воспитательный потенциал средствами. Средства физической культуры и спорта должны включаться в нравственную оценку своей значимости для гармоничного развития молодежи.

Социальная ценность физкультурно-спортивной деятельности видится нам не только в самих занятиях ими, а в том, какие социальные ориентации несет в себе эта деятельность, как она способствует нравственному развитию учащихся. Иными словами, ценность занятий физической культурой и спортом для обучающихся определяется не только их воздействием на физическое состояние, но и в том, какое влияние они оказывают на формирование представлений учащихся о своем нравственном здоровье. В таком качестве средства физической культуры и спорта должны шире включаться в систему нравственного воспитания, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Физическая культура, спорт, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха - все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек, и, прежде всего привычек к употреблению алкоголя и табачных изделий.

   Занятия физической культурой и спортом оказывают большую помощь в ограждении молодежи от вредных привычек. Регулярные и разносторонние занятия помогают успешно решать задачи по самовоспитанию и саморазвитию личности, эффективно познавать свои физические и духовные возможности, снимают у молодого человека комплексы неполноценности, придают уверенность в себе, что позволяет ему активно противостоять вредным привычкам, аморальному и безнравственному образу жизни. Спорт и физкультура помогают успешно решать задачи по самовоспитанию и саморазвитию личности, эффективно познавать свои  физические и духовные возможности.

Поэтому становится очевидным, что занятие физическими упражнениями являются альтернативой вредным привычкам. Физические упражнения оказывают оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт. Таким образом, физическая культура и здоровый образ жизни, первостепенной задачей которых является сохранение и укрепление здоровья, должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Рассмотрев данную тему можно сделать следующие выводы:

Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. В ходе употребления табака и алкоголя происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих, нарушаются важные биологические процессы в организме, возникают различного рода заболевания.

Напротив же, занятия физической культурой и спортом оказывают положительный эффект на человека, укрепляют его здоровье.

Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости