Файл: История развития специальной педагогики в Западной Европе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История развития специальной педагогики в Западной Европе.
Период ЭО | Исторические события | Цели и ценностные периоды | Правовые основы | Религиозные и философские взгляды | Медико-психолого-педагогические разработки |
I период IX-VIIIв.до н.э.- нач. XII в. от агрессии и нетерпимости к осознанию необ-ти заботы о лицах с отклонениями в развитии | IX - VIII вв. до н.э. Закон Ликурга рекомендует умерщвлять физически неполноценных младенцев (Спарта). 451 - 450 гг. до н.э. Первое юридическое упоминание о людях с грубыми физическими и умственными нарушениями. Закон считает их недееспособными. IV в. до н.э. Медицина считает природу глухоты сверхъестественной, а глухого обреченным на немоту (Гиппократ). III - I вв. до н.э. Закон не различает умалишенных и глухонемых, относя их к одной категории недееспособных, и лишает их гражданских прав (Римское Право). Дано философское обоснование неполноценности и ненужности обществу людей с грубыми физическими и умственными недостатками (Платон, Аристотель, Сенека). 130 -2 00 В медицине утверждается мнение о невозможности излечения глухоты (Гален). 240 - 310 Выносится гражданский вердикт: "Глухой для закона мертвый" (император Максимиан). III - IV вв. Слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях. 369 Открывается первый Хоспис (больница при монастыре) с приютом для психически больных (Кесарея, Византия). IV - V вв. Зафиксированы факты заботы христианских подвижников об инвалидах: об умственно отсталых (Епископ Николай, Ликия), о слепых (Св. Лимнеус, Сирия). V в. Глухонемым отказано в святых таинствах как еретикам. Провозглашена невозможность учить глухонемого (Блаженный Августин). В Византии получает развитие феномен юродства, православие занимает по отношению к одержимым нейтральную позицию. 533 Кодифицировано Римское Право. Кодекс содержит классификацию инвалидов, признает право глухонемых на частную собственность, но запрещает им быть завещателем (Юстиниан I, Византия). 692 Трульский Собор предписывает православным строго наказывать юродивых по примеру наказания истинно бесноватых. 805 Указ, запрещающий убивать людей, подозреваемых в одержимости бесом (Карл Великий). XI - XIII вв. В результате Крестовых походов европейцы знакомятся с арабской и античной медициной. Приток иноверцев в города Средиземноморья делает их жителей более терпимыми к "инаковыглядящим" и "инакомыслящим" людям. 1119 — открывается первый университет в Болонье (ФРАНЦИЯ) 1160 — открытие университета в Париже (Сорбонна) 1167 — открытие университета Оксфордского 1198 Открывается первый приют для взрослых слепых (на ср-ва баварского Кюрфюрста). 1209 — открытие Кембриджского университета | Человеческая жизнь не имеет ценности, ребёнок является собственностью гос-ва, инвалиды являлись абсолютно бесправными. Дети, рождённые нездоровыми либо уничтожались, либо отавались на произвол судьбы В Риме калеки становятся популярными: их покупают для развлечений. слепые жили за счёт подаяний. Слова «слепец» и «нищий» были синонимами вплоть до 19 века. Власть, общ-во и подчас церковь продолжают относиться к инвалидам негативно Дискриминация людей с грубыми врожденными недостатками становится нормой общественного сознания. Христианство произвело радикальную переоценку всех ценностей. 4-6 века — особое милосердие некоторых христианских подвижников к людям с недостатками. Общ-во в целом не изменило отн-я к инвалидам. | Во втором столетии нашей эры полномочия отца ограничивались правом бросить своего ребенка на произвол судьбы, но к третьему веку такой поступок уже считался равносильным убийству В VII в. началось наступление на юродство со стороны церковных властей Византии. В ХI в. юродство проникает на Запад, но здесь юродивые " ведут себя с опаской и далеко не так разнузданы, как раньше" «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного ребёнка калеки кормить не следует» - Аристотель Римское право — Закон 12 таблиц (41-450 гг.до н.э.) император Максимиан — 240-310 лишал юрисдикции глухонемых. Византийский император ЮстицианI (482-565) кодифицировал Римское право, лишив глухонемых наследства. Кодекс классифицировал людей инвалидов на категории и явился основой законодательства большинства Европейских стран. Юридический статус не пересматривался с 6 до сер.18 века. | Гомер, Дидим Слепой и Эзоп оставили след в истории и культуре Церковный закон ставил калек и умалишенных в неблагоприятные условия, отказывая им в равенстве даже перед ликом Божьим. Государственный закон и общественная мораль также обрекали этих людей на бесправие и неравенство в душевнобольных людях искали причину недуга в происках дьявола, народ устраивал самосуды по их уничтожению Карл Великий (742-814) пытается ввести всеобщее обучение, вплоть до его смерти. Церковь призывает к милосердию к угнетённым и обездоленным, вскоре открываются первые приюты и школы для детей с отсутствием слуха и зрения, появляется опыт обучения. Философ Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) утверждал: "Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а, руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового." Император Август взял на себя ответственность за глухого КвентусаПедиуса, которого учили рисовать. Уникальна позиция императора Константина (IV в.), предложившего оказывать финансовую помощь семьям, которые по бедности могли бы отказаться от своих новорожденных или убить их. В средние века Католическая церковь трактовала глухоту как наказание Божье, что предопределило изоляцию ребёнка от общества. Гиппократ — мысль о сверхъестественной природе глухоты, это заблуждение разделял Аристотель, который считал зрение наиболее ценным для жизненных потребностей, а слух развивает интеллект В эпоху становления Христианства: Место греческого идеала "великой объемлющей души, радостно взирающей сияющими глазами на чувственно эмпирический мир, ценивший мужество, смелость, дерзание" занимает идеал смирения, погружения души в Бога, отказ от собственного "Я" Но нравственность плохо усваивалась, оправдывая недуги Божьим наказанием.. | Общественное внимание фокусировалось на дефектах понятие «инакие» Различали только категории сумасшедших, слепых и глухих (глухонемых). Не только обыватели, но и врачи, юристы, философы относили к одной популяции как людей с физическими дефектами (глухих, карликов, калек) так и тех, кто страдал выраженными интеллектуальными нарушениями или психическими заболеваниями. Античное законодательство предписывало отделять и уничтожать нездоровых детей в момент рождения. Идея «полезности» граждан по свидетельствам древнегреческого полиса Спарты (9-8 в. до н.э), возведший заботу о физической полноценности граждан в догму С конца 12 века горожане сами на свои средства начинают строительство светских больниц Слепота - недуг более серьезный, но менее влияющий на умственное развитие, чем глухота, в силу чего слепые от рождения умнее глухих от рождения.Аристотель охарактеризовал глухих людей как "необучаемых, бесчувственных и неспособных рассуждать, ничем не лучше животных. Это пагубно повлияло на педагогику в целом. |
Вывод по I периоду | Зарождение античной цивилизации, распространение христианства 800г, крестовые походы 1096-1099гг, развитие торговли и урбанизация городов, появление первых университетов (1119г – Болонья) привели к: 1)Изменению взглядов богословов и философов от нетерпимости (Блаженный Августин, Платон, Сенека) к возможности призрения, лечения и оказания помощи (св. Николай, св. Римнус); 2). Зарождение христианско-благотворительной помощи людям (инаким) в виде первых монастырских, богоугодных заведений и учреждений, городского самоуправления в виде хосписов, лепрозориев и больниц. 3). Подключение короны к делу призрения (Людовик IX, Парижский приют для слепых). Однако, в большинстве своем светские и церковные законы. Народные традиции едины во взгляде на инвалида как на неполноценного человека от которого следует защищаться, а средневековое законодательство не признает инвалидов недееспособными. | ||||
II период XII в.-конец XVIIIв. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возм-ти обучения глухих и слепых детей. | 2-ая половина XII в - Первый европейский закон, содержащий юридическое определениеотличия сумасшествия от идиотии(Англия). XIII в. Открываются первые психиатрические учреждения при монастырях XV - XVI вв. Люди с грубыми физическими и психическими нарушениями становятся жертвами инквизиции (инакомыслящие, инако выглядящие) XV в. Опровергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола, Нидерланды ) 1436 г. Иоганн Гуттенберг (ок. 1400 - 1468) изобретение книгопечатания 1578 - Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испания). 1620 Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания). 1648 - 1654 - Теоретически и практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глухоты и утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухонемых (Дж. Бульвер, Англия). 1662 В Англии проблема глухоты, обучения неслышащего речи ставится монархом как философская. Королевское научное общество отвергает предложение Дж. Бульвера открыть школу для глухонемых, как нереальное и бесполезное 1692 И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить». 1700 И. К. Амман публикует трактат «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи. 1770 Открывается первая школа для глухонемых детей (Делепе, Франция). 1784 Открывается первая школа для слепых детей (В. Гаюи, Франция). | Людовик IX построил для них особое здание (1254 - 1260), Хоспис. Избыточная опека со стороны двора и церкви сделала их богачами, деньги пускали на приобретение земель, строили лавки и дома и сдавали в наем. В 1775 году правительство продает приют, а для проживания слепых была куплена казарма. Идея Апокалипсиса порождает недоверие и нетерпимость к окружающим. Кодекс Инквизиции поощрял доносчиков, жертвами становились нищие, калеки, умалишенные, с грубыми физ.недостатками. определение: "Идиот - это такое лицо, которое не знает цифр, не может считать, не может назвать своих мать и отца, а также не знает, сколько ему лет и т.д., не может понять, что ему в пользу, а что во вред В крупных городах Средиземья возникла терпимость к инкаомыслящим и инаковыглядящим. Однако из-за идеологии Рима терпимость не получила распространения на всём континенте. "Человек, лишенный понимания со своего рождения" - идиот " | Инвалиды до сих пор не имеют права на наследство и не являются полноправными гражданами. Разные сословия, профессионально объединившиеся (например, в цехи) группы населения приобретают собственные права и привилегии Акт короля Англии "Depraerogativeregis" (1255 — 1290), который разграничивает понятия: помешанный и идиот. | (XII - XIII вв.) в Западной Европе окончательно складываются и оформляются устойчивые социальные группы, происходит выраженное сословное структу-рирование общества «Секуляризация» культуры (ослабление веры, расширение политической и экономической сфер) сэр Антони Фитцхерберт дал новое Лютер и его последователи отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией, считая носителем истины Священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верующим не нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном языке. Лютер (1483 – 1546) - умственно отсталый ребенок - это просто massacarnis (масса плоти, лишенная души). Кальвин же (1509 - 1564) проповедовал, что умственно отсталые люди одержимы Сатаной Эразм Роттердамский (1469 - 1536) утверждает, что подлинного человека формирует не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание ("Речь о достойном воспитании детей для добродетели и наук", "О приличии детских нравов") "невозможно изменить природные задатки совершенно, но исправить их отчасти – возможно» Джордано Бруно (1548 - 1600) о физических недостатках человека. "О героическом энтузиазме" (1585) Людвиг Вивес (1492 - 1540) убежден, что "так как нет ничего в мире совершеннее человека, а в человеке - его сознания, то надо в первую очередь заботиться о том, чтобы человек был здоров, и ум его оставался ясным…» Голландский медик Франциск Делебо (1614 -1672)"кто не умеет лечить болезни ума, тот не врач" Англичанин Томас Уиллис (1622 - 1678), автор "Анатомии мозга" (1664), убежденный сторонник теории мозговых локализаций, стал одним из родоначальников неврологического направления в психиатрии. Теофил Боне (1620 - 1689) из Женевы, автор первой патологоанатомической монографии, высказывал идеи о возможности преодолевать душевные болезни врачебной беседой. Феликс Платер (1537 - 1614) впервые предложил классификацию душевных болезней нидерландец Рудольф Агрикола (1443 - 1485) обучаемость глухого имеет не мистическую природу, а является результатом специального педагогического воздействия Джероламо Кардано (1501 - 1576) "теоретические основы воспитания и обучения глухонемых детей Педро Понсе де Леоном (1520 - 1584), сурдопедагогика, создал оригинальный метод обучения глухих(письмо, счёт, чтение на родном, а также латынь и греческий) Джон Уоллис (1616 - 1703) - профессор геометрии из Оксфорда, обучения глухонемых устной речи. Бульвер Педагогическое (вторичный эффект) и медицинское (первичный – биологический и его этиология) направления коррекции Известные слепые: органист из Флоренции ФранческоЛандино (1325 - 1397), пианист Арнольд Шлик (1455 - 1525), ученик И. Ньютона - математик Саундерсон (1682 - 1739); поэт Л. Мильтон (1604 - 1674). Ян Амос Коменский (1592 - 1670) первым из педагогов выдвинул положение о необходимости заботиться о воспитании и обучении слабоумных. | Появление общины слепцов, воинов, потерявших зрение в боях Продовольственный кризис повлекший число смерности, появление каннибализма. Проказа, эпидемия чумы резко сократили чиленность населения. Продолжительность жизни европеца колеблется от 22 до 35 лет. «Черная смерть» (3147-1351) сократила числ-ть Европы на треть. Растет появление больниц, которые в дальнейшем превращ-ся в благотворительные учреждения. Появляются новые психиатрические лечебницы, где использовались бессердечные и жестокие методы. С появлением университетов становится всё больше образованных людей. росло число профессионально подготовленных специалистов: медиков, педагогов, юристов; закладываются основы государственной системы образования, возникшее сословное разделение явилось первым шагом к сословному воспитанию, которое в дальнейшем приведет к попыткам индивидуального обучения аномального ребенка из знатной семьи XVI в. –во Франции и Италии разрабатываются проблемы психиатрии (забота о психическом здоровье, о щадящем отношении к больному, о профилактике обострения его состояния) |
Вывод по II периоду | Ростки терпимости гибнут в кострах инквизиции, однако развитие предпринимательства реформации с новыми ценностями, книгопечатывание подготовили почву для формирования гуманных тенденций философии и педагогике (Эразм Роттердамский, филосов Джон Локк, Ян Амос Коменский). В медицине (Феликс Платтер, Фаллопеу, Элис Тахио, Джироламо Меркуриале), что способствовало первым попыткам обучения глухих (Педро Понсе де Леоном), обобщению опыта обучения людей с сенсорными нарушения и появлению первых трактатов пособий(Педро Понсе де Леоном, Валентин Гаюи, Онет) и итоге к открытию первых частных школ в Париже для глухих в 1770 (Шарль Мишель де Л'Эпе)и для слепых школа в 1884 (Валентин Гаюи) | ||||
III период Конец XVIII – начало XX в. От осознания возм-ти обучения детей с сенсорными нарушениями к целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых и умстенно-отсталых. | 1717 - Попытка ввести всеобщее образование (Пруссия). 1745- Опыт индивидуального обучения глухонемых (Я. Р. Перейра, Франция). 1750-77 Реформы Иосифа Эммануила Португальского (борьба против иезуитов; основание школ; преобразование армии). 1756-88 - Реформы Фридриха II “во имя порядка и правосудия в государстве” (установление свободы вероисповедания, равенства всех перед законом, обязательного обучения) (Пруссия). 1757 - Изгнание иезуитов из Португалии. 1759 - 78 Реформы Карла III Испанского (преобразование школ, освобождение их от власти монастырей). 1760 - Открытие первой школы для глухонемых (Ш. М. Эпе, Франция). 1764 - Изгнание иезуитов из Франции. 1767 - Изгнание иезуитов из Испании. 1771 - 92 Реформы Густава II (улучшение судопроизводства; распространение просвещения) (Швеция). 1774 - Упразднен Орден иезуитов (папа Климент XIV). Указ о начальном всеобщем образовании (Австрия). 1778 Открыт первый Институт для глухих (С. Гейнике, Германия). 1779 Открыт Институт глухонемых (Австрия). 1780 - 90 Реформы Иосифа II (сокращение числа монастырей, подчинение церкви государству; отмена крепостного состояния крестьян; равенство всех перед законом; распространение просвещения) (Австро-Венгрия). 1784 Открыта первая школа для слепых (В. Гаюи, Франция). 1789 - 94 Великая Французская революция; 1800 - 15 Реформы Наполеона I. Войны Франции с Австрией, Пруссией, Россией. 1806 Реформы в Пруссии (введение общей воинской повинности). 1866 Австро-прусская война. 1870-71 Франко-немецкая война. 1871 - Создание Германской империи. 1872 Германия принимает “Общее положение о народных школах и подготовке учителей”. | Германия, разорённая войной и раздробленная на мелкие государства, экономический кризис повлияли на упадок культуры и огрубением нравов. Активисты благотворительных организаций вели большую пропагандистскую работу с населением страны, чтобы привлечь внимание граждан к тяжелой участи слабоумных и "разбудить" их общественную совесть | Нередко немецкое государство заботилось о судьбе ребенка больше, чем общество и даже родители. Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей косности, скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей все граждане страны, в том числе и умственно отсталые, должны быть полезными членами общества, поэтому последние должны получить элементарное образование и уметь трудиться. | Немецкая идеалистическая философия (И. Кант (1724 - 1804); И. Фихте (1762 - 1814); Г. Гегель (1770 - 1831) активно противостояла философской системе французского материализма. Кант - классификация душевных болезней Начало специальному обучению глухонемых в стране было положено врачом В. Кергером и учителем Георгом Рафелем (1673 – 1740 Г. Рафель “ Искусство научить глухого и немого говорить” (1718). С. Гейнике "чистый устный метод". Фридрих МорицГилль (1805 - 1874), “естественный метод обучения глухих детей”), А. Цейне, “слепой в состоянии достигнуть высокого уровня образования. Нужно только внушить ему веру в свои силы”. директор Дрезденского Института слепых К. Грегори (1802 - 1867) утверждал, что незрячий “хотя и способен к развитию, но имеет свои пределы, вытекающие из целей общества”. Й.Вайзе (1793 - 1859) в книге "Размышления о слабоумных детях, с точки зрения их различия, основных причин, признаков и средств, приблизиться к ним легким способом с помощью обучения" (1820) . В 1863 г. Карл Керн (1814 - 1868), выступая с докладом "О воспитании и уходе за слабоумными детьми" на Лейпцигском педагогическом обществе, предложил создать для умственно отсталых специальные школы | До середины ХIХ века большинство психиатрических учреждений напоминало зверинцы, где голые и одичалые больные сидели " в каменных мешках" на цепях Было сформировано понятие о двух сторонах образования: материальной (усвоение содержания обучения) и формальной (развитие мыслительных операций В 60-е годы 19в. Германия становится мощным гос-вом, у людей «оживление». Повсеместное открытие школ и введение обязательного образования оформляются три основных направления помощи лицам с отклонениями в развитии: - христианско-филантропическое (цель - призрение инвалидов; организационная форма - приюты, богадельни, дома призрения); - медико-педагогическое (цель - лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, организационная форма - специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения); - педагогическое (цель - образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, организационная форма - специальные классы, специальные школы, интернаты). |
Вывод по III периоду | В данный период, стали понимать, что обучать детей с нарушениями нужно стали открываться первые школы для глухонемых и слепых, улучшение судопроизводства; распространение просвещения, открываются первые институты для глухих глухонемых. И на данном этапе вопросы образования в целом и детей с нарушением в частности становится уже государственной задачей (вводится всеобщее образование). Но к сожалению, в этот период (военные действия) приводят к торможению развития общества. Идеи мыслителей эпох ренессанса и просвещения (Дэни Дедро, Руссо, Кант, Гегель), реформы и революции в странах западной Европы, принятие закона о всеобщем начальном образовании, внимание медиков, педагогов к проблеме слабоумных привели к открытию первых частных школ для УО. (Эдуард Сеген, Гюгенбюль в Швейцарии), накопление методических материалов по обучению 3-х категорий людей ( Рафель, Арнольди, Арнольд, Сикар и др). Оформлению дифференцированной системы обучения глухих ( Дания, 1891г). Дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных. (Германия). Вместе с этим совершенствуется общественное и государственное презрение и происходит окончательное оформление 3-х направлений помощи: христианско-благотворительной, медико-педагогической и педагогической и образованию 3-х категорий детей (нарушение слуха, зрения, интеллекта) | ||||
IV период Нач. ХХ – 70 гг. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. | 1914-18 гг. – Первая мировая война (в нее вовлечено 38 государств; людские потери составили – 10 млн. убитыми и свыше 20 млн. ранеными). 1918г. Капитуляция и распад Австро-Венгрии. 1919г. Подписание Версальского мирного договора с Германией. 1922г. Приход фашистов к власти в Италии. 1929-33 гг. Мировой экономический кризис. 1933 г. Установление фашистской диктатуры в Германии. 1936г. Гражданская война в Испании. 1938г. Оккупация Австрии Германией. 1939-45гг. Вторая мировая война (в нее вовлечено 72 гос-ва и погибло более 55 млн.человек) 1945г. Учредительная Конференция ООН по вопросам образования науки и культуры. Принятие Устава ЮНЕСКО. 1949г. Третья и четвертая Женевские Конвенции включают статьи об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны, которые становятся примером норм международного гуманитарного права, нарушение которых обычно вызывает инвалидность, усугубляет ее или имеет особые последствия для инвалидов. Протокол к Женевским Конвенциям перечисляет действия, «запрещенные повсеместно и в любое время: убийства, пытки, нанесение увечий и телесные наказания». 1950г. Подписано Европейское соглашение о защите прав человека. 1957г. Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Общего рынка. 60-е гг. распад колониальной системы. 1961г. Принята Европейская социальная Хартия, включающая статью «Право физически и умственно нетрудоспособных лиц на проф.подготовк, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию». 1963г. Создана Организация африканского единства (ОАЭ). 1969г. В Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, говорится о необходимости обеспечения неуклонного повышения уровня жизни, достижения самого высокого уровня здравоохранения и обеспечения охраны здоровья всего населения, по возможности, бесплатно. Отмечается необходимость защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками. | Усиление милитаризации Европы. Увеличение военных расходов. Дискриминация. В большинстве стран наблюдался экономический подъем, в силу чего, несмотря на увеличение военных расходов, заметно вырос жизненный уровень. Экономический кризис. Войны. . | Национально – государственное размежевание. | Экономический подъем. 1910-1924 гг. Психологические работы, касающиеся слепых и глухих: Е.Келлер «Оптимизм» и «История моей жизни». К.Бюрклен «Психология слепых». | Альфред Бине и Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи Жан Филипп и Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Эти дети не считаются психически ненормальным, они нуждаются лишь в благоприятных педагогически средсвах воздействия. У истоков организации обучения умственно отсталых в Италии стояли Мария Монтессори (1870 - 1952) и Санте де Санктис (1862 - 1954). Врач и педагог М. Монтессори начинала свою практическую деятельность в детской психиатрической клинике, где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. |
Вывод по IV периоду | 1 и 2 мировые войны, создание ООН, принятие деклараций о правах человека(1948г), о правах ребенка (1959г), о правах УО людей (1971г), о правах инвалидов (1975г) приводит к осознанию важности любой человеческой жизни и к смене философии полезности к философии достоинства. Это приводит к осознанию необходимости обучения всех категорий детей с нарушением в развитии, что ведет к дифференциации с ССО, к совершенствованию законодательно-правовых и организационных основ образования лиц с ОВЗ. Развитие психологии и совершенствование диагностики. Возникают первые претенденты закрытия спец школ и перевода их учащихся в классы при общеобразовательных учреждениях. Этот период считается расцветом, то есть от кризиса к небывалому осознанию принятия и гуманности на международном уровне. Все имеют право на право обучение. Мировое сообщество готово взять на себя обучение этих детей, происходит дифференциация, идет глобальное учение во всех областях. Государство обязало «наркомпросы» организовать в крупных городах, в 1 очередь в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве, в 1935/36 уч. г. специальные школы с особым режимом для дефективных дётей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину, но требовалась большое финансирование. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» не содержало отдельной статьи о детях с отклонениями в развитии и соответственно распространило на них нормативы обучения, предназначенные для нормально развивающихся детей. (единый образовательный ценз) (СВЕРЗАДАЧА)- появление эффективных «обходных» путей обучения для разных категорий детей с отклонениями в развитии. дифференциация системы специального специального появление образования дошкольного новых типов (развитие образования, специальных школ и классов); В этот период, принимается, решение, что необходимо обучения всех. | ||||
V период 70 г.г - ? от изоляции к интеграции | 1971г. Декларация ООН « О правах умственно отсталых лиц» 1973 г. Вступление в силу договора о присоединении к ЕЭС Великобритании, Дании и Ирландии. Маргарет Тэтчер (Госсекретарь по образованию правительства) инициирует формирование Комитета по всесторонней проверке степени обеспечения, образованием детей и подростков с физ. и умств.недостатками. 1975 г. Подписание в Хальсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и Сотрудничеству в Европе. 1975 г. В Великобритании опубликован отчет Комитета (доклад М.Уорнок), предложивший упразднить «все существующие официальные категории нарушений заменив единым понятием «трудности в обучении». 1979 г. Декларация ООН о правах лиц, утративших зрение и слух. 1981г. ООН объявляет 1981г. – Международным годом инвалидов под девизом «Полное участие и равенство». 1981г. В Великобритании Акт об образовании | Идея интеграции людей с отклонениями в развитии возникает в контексте противостояния всем видам дискриминации (по расовому, половому, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам). Введение и пропаганда новой лексики. | Демократизация западноевропейского общества: развитие тенденций к гарантированному обеспечению прав каждого: проведение антидискриминационной политики в условиях экономического подъема; активный рост благотворительности. | Формирование новой культурной нормы – уважение к различиям между людьми. | 1980г. Эксперты ЮНЕСКО утверждают: «главное – содействоват максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры». Ген. Директор ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса пишет: «Большими правами обладают те, кто менее всего может ими пользоваться. Школа для всех – да, но не только для всех «нормальных» детей. Внимание ко всем – да, но не только к «нормальным» больным…Напротив, общество должно стремиться компенсировать особым вниманием несчастье тех, кого природа или судьба сделали беспомощными». 90-е гг. Нидерланды внедряют Проект «Идем в школу вместе», цель которого обеспечить необходимую ПП помощь детям с отклонениями в развитии в условия общеобразовательной школы, стабилизировать количество уч-ся специальных школ; препятствовать росту школ для умственно отсталых и детей с задержкой психического развития. 1980 г. Швеция приняла учеб.план, зафиксировавший изменение подходов к организации обучения детей с нарушениями в развитии. Концепции: «mainstreaming» и «билингвизм» отражают разные полюса нового отношения общества к детям с особыми нуждами. Гуманистическое направление в педагогике (Р.Миллер, Ч.Паттерсон, Т.Киршенбаум, С.Б.Саймон, К.Роджерс) характеризуется призывом перенести акцент с техники на человека и создать «гуманное», а не «индустриальное» общество, осознанием необходимости учить школьников искать «новую гуманистическую значимость знаний», «познавать их личностную значимость», которая позволит человеку раскрыть свои возможности и изменить себя Разрабатывается "концепция нормализации" (Н. Э. БенкМиккельсен, Б. Нирдже), в основе которой первоначально была заложена идея о нормализации условий социальной жизни для лиц с нарушениями умственного развития. Оонар разработал программу сопровождения детей с умственной отсталостью; - Исследование Шнеца рассматривалось в учебной ситуации; - Бреш утверждает неполноценное дефектное функционирование закладывает основы для конфликта, которое харатерно для любого человека имеющее отклонение в развитии. Анализ результатов психолого-педагогических исследований зарубежных педагогов и психологов конца ХХ в. позволяет выделить четыре базовые психолого-педагогических концепции интеграции/ инклюзии детей и подростков в современное общество. К ним относятся: образовательно-деятельностная концепция интеграции Г. Фойзера, В. Янтцена; • социально-экологическая концепция интеграции особых людей в общество А. Зандера; • интеракционистская (коммуникативная) концепция интеграции людей с инвалидностью в общество Г. Райзера; • антрополого-этическая концепция интеграции У. Хэберлина и О. Шпека |
Вывод по V периоду | Благодаря “Акту об образовании” (1970) в системе спецобразования для детей с глубокими интеллектуальными нарушениями, упразднилась категория "необучаемых". Хочется отметить, что в указанный период специальное образование регулируется соответствующими законами и нормативными актами: принятие Организацией Объединенных Наций деклараций "О правах умственно отсталых" (1971) и "О правах инвалидов"(1975). Названные международные законы юридически упразднили существовавшее на протяжении нескольких тысячелетий в умах человечества деление общества на “полноценное большинство” и “неполноценное меньшинство”, был сделан еще один крупный шаг в эволюции сознания людей. Появляются идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии, возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Общество стало относиться с уважением к различиям между людьми, а специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. Вводится терминология, использовавшаяся на протяжении столетий (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается в этот период некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в речи "нормальных" людей. Дети с особыми потребностями “включаются в общий поток” (интеграция). Расширяется возрастной диапазон детей, с которыми ведется коррекционно-развивающая работа, впервые создаются группы для детей раннего и дошкольного возраста. Одной из концептуальных в разработке программ раннего вмешательства становится концепция нормализации детей вне зависимости от их медицинского, генетического или какого-либо другого индивидуального отличия, разработанная шведским ученым Бенгото-ном Нирье (Nirye, 1968). Второй концептуальной основой реализуемых программ является принцип интеграции. Медицина не стоит на месте, в 1977 году в лор-клинике при Венском техническом университете была выполнена имплантация первого многоканального микроэлектронного кохлеарного импланта. Так начиналась история компании MED-EL – одного из ведущих производителей медицинских товаров для слабослышащих. Почти в то же самое время в 1978-м году была произведена удачная операция по вживлению подобного прибора пациенту в Австралии, в медицинском университете Мельбурна. На волне успеха в стране появилась компания Cochlear. Сегодня это еще один мировой лидер по производству медицинского слухового оборудования. Гуманистическое направление в педагогике (Р.Миллер, Ч.Паттерсон, Т.Киршенбаум, С.Б.Саймон, К.Роджерс) характеризуется призывом перенести акцент с техники на человека и создать «гуманное», а не «индустриальное» общество, осознанием необходимости учить школьников искать «новую гуманистическую значимость знаний», «познавать их личностную значимость», которая позволит человеку раскрыть свои возможности и изменить себя. Комплексный подход к оказанию помощи лицам с отклонениями в развитии (как пример – развитие ранней комплексной помощи). Идея интеграции становится предметом активных научных дискуссий ведущих ученых в области специальной педагогики, начиная с середины 70-х гг. (О. Шпек, У. Хаймлих, В. Янтцен, У. Хэберлин, Г. Фойзер и др.). |
Образовательно-деятельностная концепция интеграции Г. Фойзера, В. Янтцена. Г. Фойзер обращает особое внимание на факт развития самой общности, деятельность которой должна иметь как субъективную, так и социально-культурную, общественную значимость для всех ее участников — детей и взрослых. Речь при этом идет не просто о толерантности по отношению к участникам, отличающимся
от других, но о полном признании идентичности, неповторимости, уникальности каждого из участников. И здесь особая роль принадлежит позиции ассистента, тьютора для ребенка с ограниченными возможностями развития. При этом тьютор действует в зоне
как актуального, так и ближайшего развития ребенка. Для достижения интеграции учащихся с разными возможностями развития необходима кооперация не только самих учащихся в деятельности, но и объединение усилий в общей активности взрослых — учителей, воспитателей, родителей. Основной технологией организации социального (образовательного, культурного) процесса являются проекты. Они дают возможность всем участникам работать в рамках общей проблематики, но с разным конкретным содержанием.
Интеракционистская (коммуникативная) концепция интеграции людей с инвалидностью в общество Г. Райзера. Г. Райзер предлагает свою модель взаимодействия на четырех уровнях: интерпсихическом, интеракционистском, институциональном и общественном.
Интерпсихический уровень интеграции касается преодоления противоречий внутри личности, которая должна осознать свои особенности, воспринять себя как нечто целое и научиться презентовать себя во внешний мир.
На интеракционистском уровне интеграция осуществляется между разными индивидами, которые включаются в совместные действия и учатся «социальному выравниванию», фиксации разных проявлений, противоречий и нахождению возможностей единения.
Институциональный уровень интеграции характеризуется специальной организацией интеграционных процессов на базе определенной концепции и адекватных технологий, в которые включаются все работники учреждения.
Для общественного уровня интеграции характерно положительное отношение разных слоев общества к включению людей с проблемами в общественную жизнь. Успешность интеграции зависит от взаимодействия всех четырех уровней. Например, процесс интеграции в учреждении не будет успешным, если он не подкреплен активным неформальным общением детей друг с другом, также усилиями каждого индивида, связанными с изменениями внутри самой личности. Эффективность институциональных процессов интеграции зависит также от состояния нормативноправовой базы отношения общества к инвалидам.
Анализ современных психолого-педагогических исследований свидетельствует об образовании двух противоположных позиций в инклюзивном движении. Речь идет о «тотальной» и «радикальной» инклюзии. Представители тотальной инклюзии, Г. Вокен,
А. Гинц и др., трактуют инклюзию как политико-идеологический принцип, как универсальный постулат для демократизации всего общества Критикуя «агрессивную», «массированную» специальную педагогику, Г. Вокен считает необходимым провести коренную реформу всей школьной системы, отказаться от типов школ и создать общую «школу для всех», где не будет общих стандартов, оценок, второгодничества, специального педагогического сопровождения, разделения по типам нарушений. Не индивид должен приспособиться к школе, а школа должна удовлетворять всем потребностям индивида.
Среди представителей радикального направления инклюзивного движения есть такие, которые очень критически относятся в целом к идее инклюзии. Так, М. Бродкорб сравнивает социально-политическую трактовку «радикальных инклюзионистов» с введением коммунизма в школе, а К Маркса он называет «первым и главным теоретиком инклюзии». Инклюзия не может быть «заклинанием» или претензией на истину». По его
мнению, инклюзия как «волна доброй воли» схлынет, и через 15—20 лет все «инклюзивные меры», которые очень дорого стоят, «уйдут в прошлое»
Результаты многочисленных исследований эффектов инклюзии достаточно противоречивы. В частности, некоторые исследования показывают, что для детей с умственной отсталостью совместное обучение может оказывает позитивное воздействие на когнитивные процессы (У. Пройс-Лаузитц, Г. Вокен, К. Хубер и др.). Вместе с тем, социально-эмоциональное развитие таких детей оптимальнее протекает в спецклассах или школах (К. Хубер, И. Шнелл, А. Зандер и др.). Б. Арбек выступает против эйфории тотальной инклюзии, против отказа от диагноза факта инвалидности как «негуманной маркировки», так называемой «декатегоризации». Б. Арбека подчеркивает, что ответ на вопрос, что хорошо для ребенка, надо искать в результатах эмпирического изучения, а не в вопросах морали. В любом случае определение форм совместного образования, нахождение оптимального варианта для каждого ребенка предполагают серьезный и ответственный поиск ответа на вопрос, для кого, при каких условиях и
что является лучшим. Есть дети с нарушениями в развитии, кому хорошо в инклюзивной модели, а кто-то «расцветает» в специальной школе.
В настоящее время на повестку дня выдвигаются вопросы организации совместного воспитания и обучения на разных уровнях системы образования, поиск научно обоснованных и ответственных решений для реализации принципа инклюзии. В современных психолого-психолого-педагогических исследованиях инклюзивного плана четко прослеживается идея отказа от расширенного и политизированного понимания сущности инклюзии. Важной является ориентация на обеспечение качества инклюзивного образования на базе солидных эмпирических исследований. Все большее распространение находит идея о разнообразии инклюзивных практик, которые должны выступать как способ поддержки и создания позитивных межчеловеческих отношений в гетерогенных группах.