ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ: В этом тексте встречаются орфографические ошибки.Выявитевсеневерныенаписания,перепишитев ВОРДЕ, висправленномвиде.Объяснитеупотреблениепрописныхбукв,сокращений,небуквенныхзнаков.


Изучение архетипа героя русского фольклора и художественной литературы


А теперь подробнее остановимся на том, как рассматривался герой русского фольклора и литературы.

В книге «Предыстория литературы у славян» В.Н. Топорова [1998] на основе фольклорных текстов (сказок, былин, заговоров, присловий, загадок и т.д.) реконструирует так называемый «основной «миф»».

Основной миф – это важнейшие идеи, мотивы (включая и персонажей), ключевые образы праславянского мифа.

Ядро сюжетной схемы (основного мифа) представлено диалогом двух антагонистов, тема которого – выбор между жизнью и смертью.

В своём исследовании В.Н. Топоров ведёт важнейшие архетипы славянских сказок от трёх праславянских божеств: Перуна, Велеса и Мокоши, которых он считает праславянскими ипостасями генетически связанных с ними индоевропейских божеств.

По В.Н. Топорову, трансформация персонажей «основного мифа» от части зависит от жанровых особенностей, а от части подчиняется иным требованиям – времени, состояния сознания, культурных реалий, моде, эстетическим и иным стандартам. В результате В.Н. Топоров выстраивает цепочку образов:

  • Перун → Гром, царь Гром, Илья пророк, святой Илья, архангел Михаил, кузнец змеи борец, Козьма и Демьян, богатырь Илья Муромец, человек по имени Илья в соответствующих текстах;

  • Велес (Волос) → Змей, Змей Горыныч, Змей Тугарин, чудовище, Св. Власий, Св. Николай и др.;

  • Мокошь → царица Маланьеца, Маланья, св. Пятница, Параскева Пятница, Марина, Мария.


Все мотивы, составляющие сюжет «основного мифа», и все персонажно-функциональные типы оказались разобранными и включёнными в другие сюжеты, локус которых сказка, былина, героическая песнь и т.д., где персонажи не редко собираются в триады нового типа, каждый персонаж которых отчасти дублирует двух других, а отчасти представляет собой специализированный вариант единого типа. Такие триады, каждая из которых является результатом трансформации некогда единого персонажа-функции, представлены, например, русской былинной традицией в виде богатырской троицы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Все они змееборцы.
Архетипические мотивы не трудно проследить и в художественной литературе. Например, как пишет Е.М. Мелетинский, архетипическими мотивами чрезвычайно богато творчество Н.В. Гоголя. Например, в образе Тараса Бульбы и других сечевых казаков нашел своё отражение героико-эпический архетип, утрировано представлен богатырский героический характер смелый, склонный к переоценке своих сил, строптивый («Бульба был упрям страшно», «весь был он создан для браной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»). Гоголь стилизует сечевиков под общерусских православных богатырей, под так называемую «широкую русскую натуру»; «казачество широкая, разгульная замашка русской природы <…> Пить и бражничать, как только может один русский <…> русский характер получил здесь могучий,

широкий размах, дюжую наружность».

В «Мёртвых душах» все архетипические категории перенесены на почву реальной российской действительности. Действительность эта мыслится деградировавшей: «на Руси начинают уже выводится богатыри». Своеобразным пародийным образом «богатыря» является медведеподобный «человек-кулак» Собакевич. Раз богатырская эпоха осталась в прошлом, соответственно, писателю нельзя уже рисовать эпические характеры: «гораздо легче изображать характеры большего размера» и даже просто «добродетельного человека».