Файл: Билингвистическая педагогическая система обучения глухих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глухой ребенок запоминает слова, пользуется ими, зачастую не понимая значения слов, и проверить – правильно ли он понимает значение, можно только через жестовый язык. На мой взгляд, незнание жестового языка педагогами и воспитателями – серьезное препятствие для развития глухого ребенка, лишающее его свободы коммуникации и доступа к информации.

Международный и российский опыт работы экспериментальных билингвистических классов подтверждает необходимость использования жестового языка и словесного языка как равноправных средств обучения.

Использование словесного языка и жестового языка как в дошкольном и в школьном обучении (т.е. билингвизм), широко распространено во многих странах мира. В частности, это является государственной образовательной системой обучения глухих и слабослышащих всех Скандинавских стран уже более 20 лет; в США 20 спецшкол перешли на билингвистический подход. Использование жестового языка в обучении ни в коей мере не препятствует развитию устной речи.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы с использованием билингвистического метода. Я преподаю русский язык и литературу в специальной коррекционной школе I-II вида уже более 15 лет. Считаю, главное в обучении - наличие мотивации, заинтересованности, полное взаимопонимание с педагогом и уважение друг к другу. Моим ребятам интересно учиться, и это подлинный интерес. Родной для детей жестовый язык позволяет без затруднений объяснять самые сложные словесные конструкции. Многие преподаватели до сих пор не понимают, как можно использовать жестовый язык при обучении русскому языку и литературе. На самом деле это очень, очень эффективно. Например, тема «совершенный-несовершенный вид глагола» традиционно сложна для глухих детей – когда надо писать делал, а когда сделал? А если сравнивать как это показывается на жестовом языке и как в русском, то ребята усваивают это моментально.

На уроках литературы в различное время анализировались характеристики Чацкого, Фамусова, Хлестакова и других персонажей. Оказалось, что если слова, выражающие нравственные качества героев, имеют прямые жестовые аналоги, учащиеся точнее понимают характеристики литературных образов.

Применение русского (устного, письменного) и жестового языка, т.е. билингвистический метод на разных этапах урока дало возможность передавать учащимся большой объём информации, облегчить анализ, понимание и усвоение учебного материала.

Исходя из опыта работы, хочу отметить, что билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при:


  • формировании новых понятий;

  • объяснении лексического значения слов;

  • сообщении новой информации;

  • проведении экскурсий и бесед;

  • разборе детских конфликтов;

  • проведении коллективных мероприятий;

  • общении с глухими родителями и т.д и т.п .

Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др.

Кроме того, дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом. Расширяется словарный запас, опираясь на который учащиеся лучше воспринимают речевой материал. Это, в свою очередь, позволяет улучшить качество речи детей: темп, ритмико-интонационную структуру и разборчивость устной речи учащегося.

У детей возрастает интерес к учению, т.к. они лучше понимают, о чем идет речь на уроках, чаще находятся в ситуации успеха, чувствуют себя увереннее. Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми.

Мир меняется, меняется отношение к глухим и к жестовому языку. Надеюсь, что со временем в школах для глухих детей учителя постепенно изменят отношение к использованию жестового языка, ведь пользуясь русским жестовым языком, учитель сможет доступно донести новые знания в большом объёме, а это важно в наше компьютерное, интернетовское время, когда у детей пропадает желание учиться! Помимо этого, формируется совсем иное сознание - мы воспитываем не инвалидов с комплексом неполноценности, а уверенных в себе людей, знающих свои права и обязанности, полноценных членов общества.

3. Методология билингвистического обучения.

Методология билингвистического обучения основана на признании:

• культуры микросоциума глухих и жестового языка как полноценного естественного языка;

• лингвистического и культурного плюрализма современного цивилизованного общества;

• необходимости прекращения дискриминации глухих людей как представителей микросоциума;

• равных возможностей и прав человека независимо от этнического происхождения, расы, пола и наличия особых проблем в развитии (Pickersgill, Gregory, 1998).



На данный момент существует три основных системы обучения детей с нарушением слуха.

1.Устный метод.
Этот метод применяется в России. Как можно понять из названия, суть системы заключается в развитии устной речи, как средства общения. Т.е. основной упор на уроках происходит на то, чтобы сформировать у детей устную речь, потребность говорить. Присутствуют различные организационные моменты и фразы: можно войти в класс, я сел(а), у меня работают аппараты, можно мне ответить, я знаю ответ и т.д. Новые слова предъявляются детям устно, письменно, дактилируются. Письменная речь также занимает значительное место в этом методе.
В подавляющем большинстве российских школ для детей с нарушением слуха применяется эта система. У некоторых детей она дает хорошие результаты и позволяет сформировать возможность общаться с другими людьми посредством устной речи. Но для большинства детей, устная речь — недостижимая высота. Они способны достигнуть некоторого звукоподражания, произнесения отдельных фраз и слов, но полностью грамматический строй речи им не поддается. К сожалению, для таких детей устный метод становится автоматическим заучиванием привычных фраз и выражений.

2.Жестовый метод.
Этот метод почти нигде не применяется в чистом виде. Когда системы обучения детей с нарушением слуха только начинали развивать, существовали школы, работавшие по жестовому методу. Суть — обучение происходит при помощи только жестовой речи. Устная речь почти не используется. Наравне с жестовой речью используется дактильная речь. Письменная речь является вспомогательным средством. Данный метод более естественный для детей с нарушением слуха, он ими легко принимается.
Минус состоит в том, что, какая бы ни была, устная речь должна развиваться хотя бы немного. Это помогает детям научиться чувствовать вибрацию, наличие и отсутствие звука, ощущать свой голос и развивать ум.

3.Билингвистический метод.
В данном подходе к обучению можно увидеть соединение устного и жестового методов. В школах, где дети обучаются по такому методу, есть сурдопереводчики и учителя, владеющие жестовым языком. Обучение происходит с помощью устной и письменной речи, с использованием жестов. Когда ребенок читает слово или предложение, он должен показать его жестом (жестами). Это позволяет педагогам точно знать — понял ребенок прочитанное или услышанное, или нет. Также это позволяет соединять слово и жест, что способствует формированию четкого образа, осознанного понятия. При этой системе детей также обучают устной речи — в детском саду и начальной школе. Но после 4 класса индивидуальные занятия по развитию устной речи прекращаются.

В таких школах у детей есть уроки жестового языка, которые позволяют им освоить структуру их естественного языка, расширить словарный запас.
Чаще всего, уроки делятся на три вида:
— уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь;
— уроки с глухим учителем;
— уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком.
Данная система большей частью применяется в странах Европы и в России почти не используется. Большинство детей показывают действительно хорошие результаты обучения, успешно справляются с экзаменами, поступают в институт.

Но стоит понимать, что все дети абсолютно разные. И каждому необходимо подобрать адекватные его возможностям методы и программы обучения.

Помимо перечисленных существуют более редкие методы, такие как верботональный метод, метод семейного воспитания Р.М. Боскис. О них я постараюсь рассказать позднее

4. Стратегия билингвистического обучения.

Стратегия билингвистического обучения предполагает равный статус национального жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. Ставя своей целью создание наиболее благоприятной среды для социально-эмоционального развития глухого ребенка, предоставления ему возможностей реализации своих потребностей и способностей, получения полноценного образования, в том числе хорошего знания национального словесного языка, сторонники этой педагогической системы считают такой средой обстановку словесно-жестового двуязычия. Оба языка выступают в качестве равноправных средств в общении между глухими и слышащими учителями, учениками и родителями. Важные факторы педагогической среды словесно-жестового двуязычия: свободное владение учителями обоими контактирующими языками, участие в педагогическом процессе глухих учителей — носителей жестового языка. Глухие учителя, взаимодействуя со слышащими сотрудниками и неслышащими детьми, исполняют роль социальной модели для учащихся, помогают совершенствовать жестовый язык слышащим коллегам, организуют обучение жестовому языку технического персонала, родителей и других членов семей.

Одна из самых сложных и дискуссионных проблем билингвистического обучения — разработка системы использования речевых средств на различных этапах обучения. С какого языка начинать? Когда вводить второй язык? Какое место должна занимать устная речь как средство и предмет обучения?


Безусловно, теория билингвистического обучения требует дальнейшей разработки, а практика — решения многих методических и организационных проблем. В настоящее время билингвистические школы и детские сады работают в ряде стран Западной Европы, в России существует билингвистическая

гимназия (научный руководитель Г.Л. Зайцева), функционирующая в рамках адаптационной школы для глухих № 65.

Во всяком случае, в сегодняшнем мире глухим гарантировано право и предоставлены все возможности для реализации своих способностей, право выбора своего жизненного пути, в том числе способа получения образования. Перед теми глухими людьми, которые захотят жить так, как живут слышащие, открывается широкая перспектива преодоления (или значительной нивелировки) биологического фактора глухоты. Уже свершившиеся открытия и будущие достижения генной инженерии, раннее вмешательство (диагностика, слухопротезирование, обучение), все более совершенные слуховые аппараты и кохлеарные импланты, прогресс компьютерной техники и новые технологии в обучении в сочетании с использованием и развитием традиционных, годами выработанных методов и приемов обеспечат успешность движения по выбранному пути.

Глухие, которые решат связать свою судьбу с микросоциумом глухих и интегрироваться в макросоциум в качестве членов своего сообщества, смогут чувствовать себя максимально комфортно в среде субкультуры глухих и жестовой коммуникации. Приобщаясь к богатствам национальной и общечеловеческой культуры в условиях билингвистического обучения, они будут готовы к взаимопониманию и доброжелательному сотрудничеству с глухими и слышащими, с представителями большинства и членами различных меньшинств. Будем надеяться, что те образовательные сурдопедагогические парадигмы, которые существуют в настоящее время, будут развиваться в XXI в, становясь все более толерантными. Тенденции к взаимообогащению, отчетливо проявляющиеся сегодня, окрепнут и усилятся. Кто-то из глухих захочет жить «в мире слышащих» и выберет соответствующее образование, кто-то — «в двух мирах», тогда он будет учиться по другой педагогической системе. Изменится решение — изменится способ получения образования.

Самое главное в идее образования по выбору — диалог разных культур и воспитание свободного человека.

Список использованной литературы

  1. Зубаровская О. «Нужны ли жесты в школе?» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих « В едином строю» № 4, 2011;

  2. Сильянова Е. «Нет сомнений!» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих «В едином строю» № 4, 2011;

  3. Чаушьян Н. «Право на жестовый язык» Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих «В едином строю» № 3, 2008;

  4. Соколова Т.Н. ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», г. Екатеринбург «Билингвистический метод обучения – новое направление всурдопедагогике»;

  5. Скороходова О.И. «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». – М. : Педагогика, 1990

  6. Выготский Л. С. «Принципы социального воспитания глухонемых детей» М.: Педагогика, 1983.