Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие оперативно-розыскных мероприятий. Основания их проведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
1.2. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий и их виды
2.2. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий
3. СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3.1. Опрос и наведение справок
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.
Актуальность изучения темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время происходит смещение в сторону расширения полномочий оперативно-розыскных отделов полиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Активно стали использоваться такие методы, как телефонное прослушивание, запись разговоров, оперативное внедрение и т.д. Такой шаг вперед, расширение классических форм оперативно-розыскных мероприятий (осмотр, наблюдение и т.д.) обуславливает необходимость всестороннего правового толкования данных мероприятий.
Невозможно на сегодняшний день представить себе оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел без такого важного элемента как оперативно-розыскные мероприятия, представляющие собой систему взаимосвязанных действий, целью которых является решение конкретных поставленных задач.
Сущность таких мероприятий кроется в добыче информации, выявлении скрываемых преступлений или преступных умыслов, розыск скрывающихся лиц и т.д.
Отметим, что подобные мероприятия по своему характеру относятся к поисковым мероприятиям, которые могут проходить как в открытой, так и скрытой формах.
Цель работы заключается в изучении основных характеристик оперативно-розыскных мероприятий, без которых невозможно понять сущность данных мероприятий.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие оперативно-розыскных мероприятий, основания их проведения;
– изучить условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;
– рассмотреть содержание оперативно-розыскных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе выступают оперативно-розыскные мероприятия.
Предмет исследования – общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Выводы и основные положения данной работы могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях в области правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий.
Вопросы оперативно-розыскных мероприятий являются предметом размышлений многих поколений правоведов. В нашей стране существует классическая литература по данной теме, которая и в данное время вполне востребована.
С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю. Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания. Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.
1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
Под оперативно-розыскными мероприятиями (ОРМ) понимаются закрепленные в ФЗ об ОРО действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД [11, с. 8].
ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.
По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц [13, с. 12].
О разведывательно-поисковом характере ОРМ свидетельствуют реализующиеся в них принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств; указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе проведения ОРМ; правомерность проведения ОРМ при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и др.
Разведывательный характер ОРМ подтверждают и преимущественно негласный режим работы ОРО, объективная необходимость защиты сведений о лицах, участвующих в ОРМ, организации и тактике ОРМ как составляющих гостайну, возможность конфиденциального использования конфидентов [10, с. 21].
ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего – от объектов, в отношении которых они проводятся [10, с. 22]. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.
Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников ОРМ Только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.
Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения. ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер [12, с. 28]. Так, прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.
Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми являются только должностные лица ОРО [15, с. 45]. Вместе с тем участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРМ, участвующие в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению.
Проведение подразделениями, не включенными в число оперативных, отдельных мероприятий, аналогичных оперативно-розыскным, не образует ОРД, а может рассматриваться как элемент административной, частной детективной или другой деятельности [17, с. 65].
Например, в своей работе участковые уполномоченные, сотрудники патрульно-постовой службы, ДПС и других гласных служб МВД России гласно проводя такие мероприятия, как опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение и др. Такого рода мероприятия не содержат всех существенных признаков ОРМ, и, соответственно, ими не являются. Негласное проведение подобных мероприятий может быть квалифицировано как нарушение Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" [5], который содержит специальный признак субъекта этой деятельности – уполномоченность на ее осуществление.
ОРМ не образует и содержание частной детективной (сыскной) деятельности. Хотя в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение – эти мероприятия осуществляются в ином порядке и при ограничениях, не содержащихся в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" [5].
Мероприятия, проводимые в рамках частно-сыскной деятельности, содержат ряд и других коренных отличий:
– они могут проводиться физическими и юридическими лицами, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, т.е. не субъектами ОРД;
–осуществляются в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов, т.е. преследует иные цели, чем ОРД [14, с. 38].
Более того, при занятии частной детективной деятельностью запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания [13, с. 15]. ОРМ входят в содержание разведывательной и контрразведывательной деятельности. Они являются средством такой деятельности, представляют способ реализации этих видов деятельности. Проведение ОРМ, в наибольшей степени ограничивающих права человека, в частности затрагивающих тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, неприкосновенность жилища.
Необходимо учитывать и то, что ОРМ носят разведывательно-поисковый характер независимо от субъекта их осуществления. Именно ОРМ, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" [5], являются средствами получения информации о событиях или действиях, содержание которой позволяет оценить наличие и характер угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Содержательную сторону ОРМ составляют действия, образующие конкретные виды этих мероприятие – в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" дается их исчерпывающий перечень. Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего перечня не только обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, но и определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие), отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность их деятельности.
В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" [5], каждое из ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ, быть как гласным или негласным, причем гласное проведение одних ОРМ не исключает негласного проведения других, и наоборот. Именно в рамках ОРМ применяются силы, средства и методы ОРД. Хотя перечень ОРМ законом строго ограничен, их реализация предполагает также проведение организационных мероприятий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в них специалистов, применение специальных технических и иных средств, которые в конечном итоге способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности. Важно отметить, что и организационные, и иные обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, часто предшествуют им, либо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают.