Файл: Эссе. Волонтёрская деятельность как фактор формирования социально значимых качеств личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 772
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе. «Волонтёрская деятельность как фактор формирования социально значимых качеств личности».
В каждом социуме есть люди, для которых труд на благо других людей является важным способом связи и общения с миром и самим собой, средством самореализации и самосовершенствования. Анализ эмпирических фактов свидетельствует о том, что современное российское общество характеризуется все возрастающей направленностью на помощь и гуманизацию отношений между людьми самых разных возрастных и социальных групп населения. Одним из способов реальной помощи и социального служения выступать волонтёрство. Как известно, волонтёрство ( volunturius -в переводе с латинского означает добровольно)- это деятельность, которая осуществлялся добровольно на благо людям, без расчёта на денежное вознаграждение. Волонтёрская деятельность направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим . Поэтому в научной литературе и в практике социально - педагогической работы часто используются эти два понятия: волонтёрская и добровольческая деятельность. Более того, понятием добровольческая ( волонтёрская ) деятельность в русском языке часто подменяют понятие « общественная деятельность» , которой обозначают любую полезную деятельность во блога общества.
Цель исследования заключалась в осмыслении содержания и форм организации волонтёрской деятельности студентов - будущих специалистов психолого - педагогической и социально образовательной сферы как фактора их личностно - профессионального формирования. Мы в своей работе используем понятие волонтёрская деятельность, подразумевая при этом практическую деятельность студентов - волонтёров, направленную на помощь и организацию взаимопомощи тем людам, которые оказалась в трудной жизненной ситуации. Это конечно, пожилые и старые больные люди, инвалиды разного возраста и пола, беспризорные дети и подростки, убегающие из семьи, детского дома или приюта по разным причинам, в том числе « беглецы - романтики», желающие посмотреть мир . В трудной жизненной ситуации могут оказаться семи, пострадавшие в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или социальных конфликтов, а дети и подростки становятся сиротами. Другими словами, в трудной жизненной ситуации может оказаться любой человека, поэтому важно, чтобы наряду с профессиональной подготовкой специалистов, призваниях по долгу службы помогут людам, развивалось волонтёрство как способ социального служения человека независимо от своей профессии. В то же время мы считаем, что организуя профессиональную подготовку специалистов, так наливаемых
помогающих профессии - социальных педагогов, социальных работников, психологов - педагогов , педагогов - дефектологов - необходимо создавать условия для формирования их социальной зрелости и проявления социальной активности. От ответственных профессиональных решений этих специалистов часто зависят жизни и здоровое ребёнка или взрослого, находящегося в трудной жизненной ситуации. А эффективная, неформальная, действенная профессиональная помощь в область социальной защиты детства и помощи семье может быть оказана только социально зрелым специалистом. Приобрести опыт такой деятельности студентам может помочь участие в волонтёрском движении. Ведь очень часто волонтёрская деятельность - это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность студенту проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, аа пробовать свой умения, разрыть компетенции в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути и своей будущей профессиональной карьеры. Как показывают данные проведённого нами социольического опроса, студентам - волонтёры включаются в работу по проекту в связи с различными причинами. Студенты работают в волонтёрских проектах:
« ради приобретения опыта взаимодействия с разными людьми» ( 20 % опрошенных);
« ради знакомства и изучения особенностей различных жизненных ситуаций» ( 12% опрошенных):
«для выявления причини возникновения трудных и проблемных ситуации - в одних случаях по вине самого человека, в других - из -за стечения негативных факторов и случайностей» ( 15% опрошенных);
«в целях развития специальных навыков и знаний» ( 18 % опрошенных);
«ради установления деловых связей и контактов» ( 35% опрошенных).
Другими словами, более половины опрошенных студентов включаются в разработку и реализацию волонтёрских проектов ради приобретения нового учебно - профессионального опыта и установления деловых связей.
Анализ практики работы авторов с волонтёрами позволил выделить основны потребности молодых людей, которые успешно реализуются в рамках волонтёрской деятельности. Рассмотрим характеристику основных из них: потребность человека быть нужным другом человеку. Волонтёрство позволят ощутить свою полезности. Это быть серозным мотивом т для подростков и молодых людей: « я очень необходимо, во мне нуждаются другие люде; эти незнакомые ранее, возможно разного возраста и пода, представители разных националностей и религий, людей считают меня полезным». Такие переживания обладают несомненной ценностью для самоопределяющейся личности; потребность в общении. Как известно, для подросткового возросли и молодёжи общение является ведущим видом деятельности, « общение становится локомотивом всего личностного индивидуального развития человека». Большинство молодёжных волонтёрских акций и проектов - это массовые мероприятия, организованные и группой волонтёров. В компании единомышленников студентам интересно работы, у них « расширяется круг общения». Для студентов - волонтёров важно знать, что по завершении проекта каждый из них
будут знаком не менее чем с сотней людей, что мобильный телефон многих пополнится « нужными» телефонами, что предстоит общаться с представителями власти и бизнеса. Это новый опыт общения с представителями других возрастов, а, главное, общение с людьми других социальных и профессиональных групп является срезным и осознанным мотивом активной волонтёрской деятельности. И это очень серознее новое качество общения - ведь студентов с этими людьми обедняет дело, общие трудности и общи успех; потребность в творчество. Как показывает опыт в волонтёрские акции и проекты включается молодые люди из разных сфер - студенты гуманитарных и технических бузов, молодые рабочие и специалисты, молодые мамы и домохозяйки, молодые бизнесмены. И вне зависимости от профессиональной подготовки и места работы или учёбы у волонтёров есть возможность включаться в творческий процесс. Это могут быть и выступления перед публикой, подготовка сценариев, и журналистика, дизайн, реклама. По мнению исследователей, искусство и творчество обладают неисчерпаемыми возможностями для самовыражения и саморазвития личности. Искусство и творчество выполняют эстетическую функцию, которая позволяет сформировать эстетические ценности и ценностные ориентации человека в мире, развить коммуникативные способности человека, связанные с обменом мыслями, идеями и эмоциями между людьми разных национальностей, даже говорящими на разных языков. Кроме этого , творчество обладает терапевтическими свойствами, выступая как средство самовыражения, самопознания личности. В ходе разработки и реализации проекта волонтёрам часто бывает нужно составить листовку, сочинить и написать текст и продумать её оформление. В разработке сценария важно уметь написать стихи или сочинить песню придумать « слогам - девиз», выполнить коллаж или плакать, подготовить выступление на сцене, написать пресс - релиз или статью, сделать фото - отчёт и многое - многое другое . Навыки такой индивидуальной и коллективной творческой работы студентов - волонтёров, а затем её успешная реализация оказывают позитивное влияние на выбор дополнительной профессии, что особенно важно в условиях рыночной экономики, или становятся хобби, что также важно, как средство самопомощи студентов - волонтёров в их сложных жизненных ситуациях;
потребность в самореализации и построении карьеры. Как мы уже отмечали, участие в волонтёрское позволяет студентам устанавливать деловые и личные связи, « приобретать» уважения в студенческой среде и среди преподавателей. Кроме этого, в волонтёрской деятельности у многих студентов часто проявляются и развиваются организаторские, лидерские способности. Руководителю волонтёрской группы важно создавать условия, при которых каждый волонтёр сможет попробовать себя на разных « ролях» на разных участках работы, сравнить, выбрать для себя наиболее интересную, привлекательную, в меру сложную но достижимую её часть ;
Потребность в приобретении социального опыта. Как известно, человека становится личностью в процесс и в результате формирования определённого социального опыта. И чем больше социального опыта, про социального большей частию ( разнообразных переживаний ии эмоции, всевозможных отношений и событий), тем в большей степени развиваются личностей качества молодого человека. Участие в волонтёрской деятельности позволю студентам формировать опыт « обнаружения и определения» различных социальных проблем, развивать умения выявляет их причины. Но главным является формирование опыта проектирования содержания социально - педагогической работы, умения создать условия для успешной реализации проектов и программ, а также развитие способности рефлексии. Это такой опыт, который позволят в той же логике успешно и легко решать собственные профессиональные и личные задачи;
Потребность в подтверждении самостоятельности и взрослости. Работая над серьёзными « Взрослыми» социальными проблемами, молодые волонтёры демонстрируют обществу свою зрелось, оригинальность, самостоятельность. Волонтёрские акции по сбору средств для приобретения дорогостоящих лекарств, проведение операций тяжелобольным детям своими гуммами часто впечатляют даже очень составных.
Кроме удовлетворения потребностей, интересов и личностных мотивов для студентов - волонтёров не бывают лишними так называемые « ресурсые возможности».
Включась в волонтёрскую деятельность, люди становятся обладателями сопутствующих благ. Участники волонтёрских акции и проектов получают одежду ( футболки, бийсболки , галстуки), фирменную продукцию ( ручки, блокноты, сувениры), питание. Волонтёры - участники многочисленных конкурсов и фестивалей награждаются ценными призами, путёвками, бесплатными образовательными курсами и прочее. Кроме того, за время участия в акциях и проектах у волонтёра собирается портфоло ,представляющее интерес для потенциального работодателя. И на наш взгляд, самый сильный мотив и самая большая отдача волонтёрской работы - это вера, убеждённость и реальное доказательство того, что силами волонтёрской деятельности невозможное возможно. Волонтёрская практики авторов убеждает, что какой бы нереальной на первый взгляд не казалась идей, на если - это кому то очень нужно, кого то спасает, кому - то помогает, всегда можно найти ресурсы и возможности, а главное , найдутся люди, готовые помочь, и все получается! « ведь, если звезды зажигают, значит это кому то нужно!»
Участвуя в волонтёрской деятельности, молодые люди приобретают ряд практических навыков, необходимых им и в повседневной жизни. К их числу относятся:
Умение слышать и слушать;
Умение вести за собой;
Умение расположить к себе собеседника;
Умение принимать решения;
Опыт работы с группой, знание основ психологии;
Организаторские и лидерские способности.
Анализ волонтёрской практики показал, что организация и участие в волонтёрской деятельности способствует развитию молодых людей так х личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Наблюдается динамика в развитии творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность молодых людей в саморазвитий и самосовершенствовании. Основным новообразованием, свидетельствующем о личностном развитии человека, выступает социальная зрелость. Сущность феномена социальной зрелости личности проявляется в её ценностях, целях, жизненных смыслах, в отношении с ценностями и целями развития общества и цивилизации. Социальна зрелость - это целостное качество личности, которое проявляется: в потребности человека быть и считается значимый для других людей и общества а целом;
В активности самого человека в организации труда, быть его стремлении планировать свою жизни ти достигать успеха;
В уровне и качестве общественных связей человека с другими людьми;
В чувстве сопричастности с общественно - политическими процессами, происходящими в обществе при выборе своего жизненного пути;
в способности осуществлять свободный и ответственный выбор, стремлении к гуманному отношению к себе самому, другим людям, обществу и миру целом на основе ценностей добра, любви, веры и совести;
В стремлении человека к своему собственному идеалу - себе самому;
В активности, творчестве, потребности человека в само актуализации;
В силе духа, ответственности, высокой морали человека.
И если на начальном этапе волонтёрской деятельности мотивы участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на общении в группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более социальными, направленными на других, даже незнакомых людей Как известно, личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом и молодёжном возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду, к миру. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, формируются навыки самоконтроля в нетипичных ситуациях, развиваются проектировочные, аналитические, коммуникативные умения. Таким образом, волонтёрство понимается нами как социальный феномен, реализуемый в гуманистически ориентированном обществе. Волонтёрство выступает как возможность социального служения, оказания добровольной и бескорыстной помощи различным категориям детей и взрослых. Мотивы волонтёрской деятельности определяются социальными и духовными потребностями и не связаны, как правило, с удовлетворением материальных потребностей. В волонтёрской деятельности человека человек становится и развивается как личность. В волонтёрской деятельности у человека формируются представления, идей, цели и ценности, через которы человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. В волонтёрскую работой, как правил, включаются люди уже имеющие необходимый и достаточно высокий уровень социального, духовного и нравственного развития. В месте с тем волонтёрская работам может выступать как фактор формирования социально значимых личностных свойств студентов - будущих специалистов, от профессиональной деятельности которых в будущем и настоящем зависит развитие российского общества. Особенно важно иметь опыт участия и руководства волонтёрскими проектами для специалистов психолого - педагогической и социальной - образовательной сферы. Их профессиональная подготовка осуществляется в вузе согласно ФГОС ВПО по направлению « Психолог - педагогическое образование» . Стандарт определяет перечень профессиональных задача, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. К их числу относятся