Файл: Практическая работа к теме 6 Человек созидание Внеурочное мероприятие Известные люди, связанные с малой родиной.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.6 «Человек: созидание»
Внеурочное мероприятие : «Известные люди, связанные с малой родиной»
Цель: Формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей.
Задачи:
Обучающая: расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни
Развивающая: развивать способность к анализу, обобщению; развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда.
Ход занятия
Родная Астрахань
автор: Мила Земцова
Родная Астрахань - краса Поволжья, -
Природа южная да летний зной.
Когда-то степь одна и бездорожья.
Лишь пыль кочевников мела столбом.
И как тебя тогда не называли! -
Итиль и Астархан, Сарай - Бату.
Тут гунны, печенеги воевали,
Столицей Ига стояла ты в цвету.
К России перешла при царе Грозном -
Очаг торговли, южных стен форпост.
Кремль неприступный, важный, грациозный
Являет нам к векам минувшим мост.
Любимый град Петра столь многоликий! -
Приют для вер и наций всех мастей.
Открытый, теплый, щедрый и великий,
Он восхищает местных и гостей!!!
Учитель: Вы уже знаете, что труд — одна из главных человеческих ценностей. В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры. Вспомним лишь некоторых из тех, чьи жизнь и труд могут служить примером для каждого человека.
Сегодня мы свами познакомимся с прославившими наш Астраханский край земляками, с некоторыми из них вы уже знакомы.
Главная ценность новгородской земли - это живущие на ней люди. Всем своим духовным и материальным богатством Астахань обязан им.
Слайд 3
Великие люди Астраханского края
Астрахань является областным центром южного региона
, славившегося в советские годы, как всесоюзная рыбница и огород всей страны. История Астраханского края не сложилась бы без людей, оставивших яркий след в развитии нашего региона, или просто прославивших его за пределами государства.
Слайд 4
Петр Первый.
Он заложил в Астрахани первый зоопарк, а во время визита в Астрахань Петр I обратил внимание на состояние астраханских улиц и повелел их замостить, а для этого просил губернатора Волынского довести до сведения шкиперов и лоцманов, чтобы они, ведя суда по Волге к Астрахани, обязательно привозили с собой по несколько пудов кирпичей или булыжников. А еще, по преданию, Петр посадил в Замановском саду несколько дубовых деревьев. В самом живописном месте Астрахани Петр в 1722 году заложил порт и предложил осушить болота, указав прорыть от Волги до Кутума канал, который бы давал пристанище многочисленным мелким судам во время шторма, служил своеобразным, естественным дренажом и давал бы в центр города чистую проточную воду.
Слайд 5
Татищев Василий Никитич (1686–1750 гг.)
Всего 4 года служил губернатором астраханского края. Но за этот небольшой срок губерния сделала резкий скачок в экономическом развитии. Татищев на посту астраханского губернатора уделял много внимания вопросам развития рыбного и соляного промыслов, легкой промышленности, заселения обширного края, в том числе выходцами из восточных стран и Закавказья, охраны юго-восточных рубежей России, противодействию агрессивным проискам Персии и Англии в Каспийском бассейне, а также причерноморским вассалам Турции на Северном Кавказе, координировал работу российских дипломатических и консульских представителей в Персии. Оказывал покровительство иностранным купцам из стран Востока, привлекая их капитал в экономику губернии и в развитие русско-восточной и транзитной европейско-восточной торговли. Выдвинул предложения по совершенствованию внешнеторговой политики России в отношении взаимодействия со странами Востока.
Слайд 6
Григорий Васильевич Тетюшинов (1826-1894)
Он был Астраханским купцом 1-й гильдии, потомственным Почетным гражданином. В 1850 г. Г.В. Тетюшинов начинает заниматься коммерческой деятельностью и уже через четыре года, в 1854 г. становится главой основанной им пароходной компании «Тетюшинов и Кº», осуществлявшей грузовые перевозки по р. Волга. В течение 40 лет предпринимательской деятельности. Г.В. Тетюшинов, помимо судостроения и транспортных перевозок занимался рыбным промыслом в Каспийском море, винным откупом и переработкой нефти. 12 декабря 1872 г. за двадцатилетнее беспорочное пребывание в первой купеческой гильдии Григорию Васильевичу Тетюшинову присвоено потомственное Почетное гражданство. Г.В. Тетюшинов известный в Астрахани благотворитель и общественный деятель. Умер Григорий Васильевич 9 октября 1894 г., оставив потомкам рубленый дом, являющийся ныне памятником архитектуры второй половины XIX в.
Слайд 7
Борис Михайлович Кустодиев.
Настолько горячо влюбленного в провинциальную Россию: самобытную, яркую, удивляющую. В 2018 году исполняется 140 лет со дня рождения астраханского художника. Будучи мальчиком, он посетил выставку художников-передвижников и, впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен и твердо решил стать художником. Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств. Самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина. Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» - неповторимые образы русской красоты.
Слайд 8
Митрофан Алексеевич Орлов
Родился в Брянской области, но большой след оставил в лесоводстве Астраханской области, где безуспешные попытки закрепления песков предпринимались с середины 19 века, и только в начале 20 века началась агролесомелиорация песков на научной основе при участии Российской Императорской Академии наук.
У села Сасыколи, которое особо страдало от песчаных заносов, Орлов с помощью сельчан заложил лесной питомник. Такие же питомники появились у других сел. Отсюда со временем можно было получать посадочный материал для облесения песков. На песках села Бирючья Балка он создал сад. На огромных степных пространствах добровольные отряды крестьян сеяли песчаный овес, высаживали джузгун, тамариск, иву каспийскую и другие кустарники. Со временем в засушливой степи и полупустыне появились травы, сенокосы, пастбища. Поступательное движение песков замедлилось. В пустынной степи был заложен «Зеленый сад», ныне участок Богдинско-Баскунчакского заповедника. В двадцатые годы делались посадки леса среди песков у сел Болхуны, Сасыколи, Михайловка, Замьяны, Тамбовка для защиты населенных пунктов, ильменей. Многие посадки сохранились до наших дней. Создавались государственные опытные станции, где ученые испытывали породы деревьев и кустарников, способных расти без полива, испытывали всевозможные варианты полезащитных лесных полос. В тридцатые годы астраханские пески,
заросшие или полузаросшие, поступили в распоряжение колхозов и совхозов, стали кормовой базой для скота. Ежегодно колхозы организовывали сенокосы в степи, куда направляли и добровольцев из школьников-старшеклассников.
В полупустыне было создано три опорных пункта для испытания различные породы растений в экстремальных условиях (Богдо, Хошеутово и Сасыколи). Хошеутовский пункт служил для опытов по кормовой базе для животноводства. На участке Сасыкольского пункта у станции Чапчачи благополучно росли могучий тополь канадский, достигший высоты почти в тридцать метров, гибрид тополя канадского и осокоря, дубы, березы, белая акация, шелковица, китайский ясень. Расширялись плодовые насаждения и виноградарство на песках при орошении.
Когда жители села Вольное возбудили ходатайство о переселении ввиду напора песков, Митрофан Орлов убедил их отказаться от этой шага и оказал соответствующую помощь. Пески были остановлены.
Более полувека жизни было отдано борьбе с песками. Самоотверженный, многолетний труд агролесомелиоратора Митрофана Орлова был высоко оценен Советским правительством. В 1928 году Орлову было присвоено звание Героя Труда, в 1951 году — Лауреата Сталинской (Государственной) премии. Скончался Митрофан Алексеевич 8 мая 1955 года, похоронен на главной аллее Астраханского кладбища. Его личный фонд Р-2973 (1912-1955) хранится в Государственном архиве Астраханской области.
Слайд 9
Мария Максакова.
Во время войны Мария Петровна помогла создать в Астрахани филиал Большого театра, и благодаря ее помощи в нашем городе открылась консерватория. Хотя обычно консерватории не открывали в таких небольших городах.
Астраханская государственная консерватория
Астрахань подарила миру и стране много выдающихся певцов и музыкантов: Валерию Барсову, Марию Максакову, Тамару Милашкину, а еще Надежду Бабкину, композитора Юрия Дунаева и многих других. Открытие консерватории позволило продолжить эти богатые музыкальные традиции, заложенные в том числе астраханским музыкальным училищем – одним из старейших в стране, и взращивать молодые таланты для всего Поволжья, Калмыкии и регионов Кавказа.
Обсудим вместе.
1. Какой вклад в культуру общества внесли люди, с которыми мы познакомились?
2. Могут ли они стать примером для подражания?
3. Есть ли в жизни место трудовым подвигам, или героем можно стать только на войне?
4. Пострадала бы нравственность общества, если бы люди не думали о результатах своего труда, а заботились только о своём благе?
Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1 |
- сценария | 1 |
- интерактивных заданий для школьников | 0 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 1 |
- видеоролика | 0 |
- методического описания | 0 |
- презентации в формате ppt, pdf | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 0 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1 |
Итого | 10 |