Файл: В большинстве случаев каждую научную.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В
большинстве
случаев
каждую
научную
проблему
можно
сформулировать в виде вопроса. Но не каждый вопрос - научная
проблема. Какой же вопрос является научной проблемой?

сформулированный на границе известного и неизвестного, предполагающий выход за эту границу, подразумевающий противоречивую ситуацию, требующую разрешения, предполагающий наличие научного метода решения проблемы; при понимании научной проблемы как обнаруженной неспособности объяснить новые факты посредством существующего научного знания

сформулированный за границей известного, подразумевающий любую ситуацию, требующую разрешения, предполагающий решение проблемы любым известным методом, при понимании научной проблемы как обнаруженной неспособности объяснить новые факты посредством существующего научного знания

сформулированный в границах известного, но предполагающий выход за эту границу, подразумевающий непротиворечивую ситуацию, предполагающий поиск любого нового метода решения проблемы при понимании научной проблемы как обнаруженной неспособности объяснить новые факты посредством существующего научного знания
Исследователю нужно было провести беседу с детьми в рамках темы его
исследования. Помня о факторах, нарушающих достоверность
результатов беседы, исследователь заранее познакомился с детьми,
организовал проведение беседы в естественной для детей обстановке.
Чтобы не нарушать режимные моменты (прием пищи, занятия, сон,
прогулка и др.) исследователь выбрал удобное время - после полдника,
когда все дети в группе были заняты совместными играми. Он по очереди
подзывал детей и задавал запланированные вопросы беседы. Будут ли
ответы детей достоверны и почему? (укажите 2 варианта ответа)

ответы детей нельзя считать достоверными, так как, отвечая на вопросы, дети будут думать о прерванной игре

ответы детей нельзя считать достоверными, так как на ответы ребенка повлияет его неспокойное эмоциональное состояние

ответы детей можно считать достоверными, так как дети находятся в естественной обстановке

ответы детей можно считать достоверными, так как исследователь хорошо знаком детям


В
исследовании
изучалась
удовлетвлетворенность
подростков
взаимотношениями с одноклассниками. Выяснилось, что удовлетворены
взаимоотношениями 62% респондентов, а не удовлетворены - 38%. То
есть в рамках шкалы наименований исследователь установил на
элементах множества только одно отношение - эквивалентности или
равенства/неравенства (наличия или отсутствия измеряемого свойства).
Что сможет установить исследователь, если в исследовании будет
использована шкала отношений?

исследователь сможет установить, насколько удовлетворенность одних обучающихся больше удовлетворенности других, так как шкала отношений позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого

исследователь сможет установить, во сколько раз удовлетворенность одних школьников больше удовлетворенности других, то получается пропорциональная шкала, так как шкала отношений позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого

исследователь сможет установить степень удовлетворенности обучающихся взаимотношениями с одноклассниками, так как шкала отношений позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого
В исследовании были использованы шкалы отношений и интервалов.
Применялись точно и объективно измеряемые оценки на двух выборках.
Какие критерии можно использовать для проверки статистической
достоверности дифференциации (разности) двух средних показателей
(среднее значение по одной и по другой группе)?

так как данные измерены по интервальной шкале и распределение признака существенно не отличается от нормального (необходимо в этом убедиться: это верно, если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают), то можно применять параметрические критерии: t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера.

так как данные измерены по интервальной шкале и распределение признака существенно не отличается от нормального (необходимо в

этом убедиться: это верно, если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают), в исследовании участвуют две выборки, то можно применять непараметрические критерии: U-критерий Манна —
Уитни, Q-критерий Розенбаума, φ*-критерий (угловое преобразование
Фишера)
При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута
гипотеза, что развитие запоминания содержания литературных
произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой
группировки материала и включения этих приемов в процесс
запоминания. Какие виды эксперимента необходимо провести, чтобы
подтвердить данную гипотезу, имея ввиду, что в одном и том же
исследовании могут сочетаться разные виды эксперимента?

констатирующий эксперимент в процессе специально организованной деятельности позволит выявить определенные особенности памяти и даст в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента

формирующий эксперимент организуют путем специального воздействия на ребенка для формирования у него определенного качества

обучающий эксперимент предполагает формирование в процессе обучения

воспитывающий эксперимент предполагает формирование какого-либо качества личности ребенка
В.А. Ганзен дал описание психики в соответствии с предложенной им
универсальной схемой анализа и компоновки - на основе пентабазиса
исходных свойств. В качестве таковых взяты «пространство», «время»,
«энергия», «информация» и объединяющий их «субстрат». Используя
соответствующие категории, В.А. Ганзен предложил логически полное
четырехсекторное описание психики человека. Выделенные компоненты
психики были объединены по «логической и семантической близости» в
«перцепцию» (ощущения и восприятие), «мышление» (представление и
речь), «аффект» (эмоции и чувства) и «волю» (мотив и действие). Эти
объединения становятся компонентами системы посредством их
интеграции таким образованием, как «сознание», объединяющим
внимание и память. И дополнительным структурообразующим фактором
является активность - пассивность. Определите, на основании какого

методологического
подхода,
предопределяющего
направление
интерпретации результатов исследования, построена описанная теория?

комплексный подход способ исследования, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования

генетический подход, так как этот подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах

системный подход, так как он ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему

функциональный подход, так как он ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)
Философский уровень методологии представлен философскими
направлениями психолого-педагогических наук, например, неотомизм,
позитивизм,
прагматизм,
диалектический
материлизм,
экзистенционализм и т.д. В чем заключается различие философских
направлений?

философские направления конкретизируются основными положениями, которые лежат в основе теорий построения педагогических систем и психологических концепций воспитания и обучения

философские направления нацеливают на пользование разными ориентирами в практических ситуациях

философские направления имеют разную степень практической значимости

философские направления имеют разную степень достоверности

философские направления имеют разную степень операционализированности
Под руководством Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой было проведено
большое исследование по проблеме возрастного и индивидуального
развития подростков. Исследователи исходили из предположения, что
возрастные особенности всегда существуют в форме индивидуальных
вариантов развития. Они и их сотрудники провели систематическое и
детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего возрастного


периода (в течение четырех лет - с V по VIII класс) с фиксацией их
поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими в
основных сферах жизни. При этом были изучены и условия жизни,
воспитания и обучения ребенка. В результате исследователи составили
тщательные подробные аналитические характеристики подростков,
которые, по мнению психологов, отличаются охватом всех сторон
личности во всем богатстве ее связей и отношений. Примененный
основной методологический подход позволил им на основе огромного
объема собранного материала сделать весьма основательные научные
выводы о возрастных особенностях подростков. Какой методологический
подход, предопределяющий направление интерпретации результатов
исследования, применили исследователи?

комплексный подход, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования

генетический подход, так как этот методологический подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах

системный подход, так как этот методологический подход ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему

функциональный подход, так как этот методологический подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)

структурный подход, так как этот методологический подход ориентирован на выявление и описание структуры объектов (явлений)
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса
- Даймонд представляет собой опросник, в котором содержатся
высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях,
привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим
собственным образом жизни. Стимульный материал представлен 101
утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного
числа, без использования каких-либо местоимений. Прочитав очередное
высказывание опросника, респонденту предлагается примерь его к своим
привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это
высказывание может быть отнесено к нему. Возможные ответы
пронумерованы цифрами от 0 до 6, где 0 — это ко мне совершенно не
относится; 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев; 2 —
сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 — не решаюсь отнести это к


себе; 4 — это похоже на меня, но нет уверенности; 5 — это на меня похоже;
6 — это точно про меня. Какая измерительная шкала лежит в основе
построения данной методики?

номинативная шкала, так шкала получается путем присвоения имен- идентификаторов объектам, предполагающая их сравнение друг с другом по наличию или отсутствию признака и образование совокупности классов эквивалентности по измеряемому свойству

шкала интервалов, так как эта шкала позволяет определять не только признаки свойств предметов, но и количественное различие степеней свойств этих предметов посредством присвоения объектам чисел, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям

шкала отношений, так как эта шкала позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого

порядковая шкала, так как эта шкала устанавливает не только равенство между объектами по выбранным признакам, но и отношения порядка
(ранжирование). Она позволяет обнаружить в предметах различия в степени выраженности признака или свойства. Каждое значение, таким образом, находится в отношениях к другим будучи равным, больше или меньше их.
Анализируя ряд диссертаций, автор аналитического обзора пишет: «В
диссертациях по педагогике очень часто при обосновании предложенной
методики сравниваются результаты учащихся, с которыми по этой
методике занимались дополнительно, и результаты контрольной группы.
Но ведь если с детьми регулярно заниматься дополнительно, при любой
методике от этого должна быть какая-то отдача! В действительности
основная и контрольная группа должны заниматься одинаковое время,
но по разным методикам. Представляется, что эта логическая ошибка
проистекает из желания авторов исключительно подтвердить свою
позицию, вместо того чтобы ее действительно проверить». Какой
общенаучный методологический принцип нарушается при подобном при
обосновании предложенной методики?

принцип развития

принцип детерминизма

принцип верифицируемости

принцип единства психики и деятельности

принцип фальсифицируемости

Ученый изучал влияние особенностей воспитания в племенах на
интеллект и личность детей. Исследование длилось несколько лет, в
течение которых исследователь проживал поочередно в нескольких
племенах. Он изучил, как проходит детство у детей из этих племен,
составив подробное описание изучаемых феноменов для каждого
племени. Какие из характеристик качественного подхода отражены в
представленном тексте? (укажите 2 варианта ответа)

анализ социального контекста исследуемого события, что предполагает выявление и учет культурных, социальных, исторических, идеологических, политических, обрядово-традиционных, коммуникационных условий жизнедеятельности обследуемых

предпочтение полевой формы работы, ориентация на контекстуальное описание феномена и ситуационный анализ, что предполагает относительно продолжительное вхождение исследователя в изучаемые социальные группы, сообщества и использование включенного наблюдения, бесед, эмпатии.

предпочтение лабораторной или специально организованной обстановки исследования и сбора высокоструктурированных данных, так как специфическая организация исследования предназначена для получения как можно более четких и «чистых» данных, свободных от ситуационных помех и касающихся непосредственно интересующих исследователя переменных