Файл: Практическое занятие по теме 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ (ЧАСТЬ 1/1)



Группа

Студент


МОСКВА 2022

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ 1

2. Расскажите о методах исследования в языкознании. Разделы языкознания.

Ответ:

Языкознание, языковедение, лингвистика эти три термина обозначают одно и то же - науку о языке, об общих законах существования и исторического развития человеческого языка. Лингвистический метод - это средство, способ, с помощью которого мы получаем знания о языке, познаем язык. Совокупность таких способов составляет систему специальных методов, без которых нет лингвистики как науки.

Методы языкознания

  1. Описательный метод, применяемый для однородного материала, например, одного языка;

  2. Сравнительно-исторический метод, применяемый для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития;

  3. Сопоставительный (типологический) метод, применяемый для сравнения неродственных языков;

  4. Статистический метод, применяемый в прикладном языкознании, для составления словарей, для машинного перевода;

  5. Экспериментальный метод, используемый для изучения образования и восприятия речи.

Описательный метод относится к числу самых древ­них в науке о языке. Древнейшие грамматики были по преимуществу описательными; такими же по преимущест­ву являются и современные грамматики. Описательный ме­тод и сегодня является ведущим приемом анализа языко­вых фактов в научной, учебной литературе, в многочис­ленных толковых словарях, энциклопедических изданиях и т.д. Причем в энциклопедиях для описания фактов часто используются рисунки, фотографии, карты, схемы, табли­цы и т.д. В качестве лингвистического инструмента опи­сания естественного языка используется метаязык. Описательный метод по своей природе является методом син­хронического анализа.


Становление сравнительно-исторического метода связано с возникновением и развитием сравнительно-ис­торического языкознания. Обычно его возникновение свя­зывают со знакомством в конце XVIII в. европейских лин­гвистов с литературным языком Древней Индии - санск­ритом и обнаружением сходств между корнями и форма­ми слов санскрита, латинского и древнегреческого языков. Сущность этого метода заключается в сравнении состояния одного и того же языкового факта или их совокупности в различные периоды времени, в выявлении тех изменений, которые произошли за этот временной промежуток.

Сопоставительный метод впервые описал В. фон Гумбольдт вместе с за­рождением в компаративистике новой дисциплины — лингвис­тической типологии. Сопоставительный метод называется также сравнительно-сопоставительным, или типологическим. Из­начально он предназначался для исследования грамматического строя неродственных языков. Главными исследовательскими приемами сравнительно-сопо­ставительного метода являются:

А) Установление основания сопоставления — это определение предмета сопоставления.

Б) Сопоставительная интерпретация опирается на методику па­раллельного изучения, когда факты и явления сначала изучаются в каждом отдельно взятом языке, а затем результаты такого описательного изучения сопоставляются.

В) Типологическое исследование языков обычно осуществляется по одной из двух моделей — анкетной или эталонной. В основе анкетной модели лежит список признаков, присущих тому или иному языку. Эталонная модель разработана Б.А. Успенским. При этом эталоном служит язык, в котором имеется исследуемое язы­ковое явление.

Возможность применения лингвостатистического метода в языкознании обусловлена природой и сущностью языка. Язык как система представляет собой совокупность взаимо­связанных дискретных (членимых) единиц, обладающих ко­личественными характеристиками. Лингвостатистический метод применим для изучения как языка, так и речи. Лексикографическая статистика -— это теория и практика составления частотных словарей. Статистические методы используются также для изучения употребительности языковых фактов с точки зрения их нормативности, принадлежности стилю языка и отдельного автора.

Экспериментальные методы в языкознании позволяют изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем.

Тер­мин «Экспериментальный метод» в язы­ко­зна­нии поя­вил­ся во 2-й пол. 19 в. в свя­зи с изу­че­ни­ем экс­пе­риментальной фо­не­ти­кой ме­ха­низ­мов про­из­не­се­ния зву­ков и вна­ча­ле свя­зы­вал­ся не столь­ко с ак­тив­ным опе­ри­ро­ва­ни­ем изу­чае­мы­ми объ­ек­та­ми, сколь­ко с при­ме­не­ни­ем при­бо­ров (ин­ст­ру­мен­таль­ная фо­не­ти­ка). Фак­ти­че­ски этот метод в язы­ко­зна­нии ис­поль­зу­ют­ся по­сто­ян­но при изу­че­нии жи­вых язы­ков и диа­лек­тов, как бес­пись­мен­ных. В настоящее время экспериментально изучается значение слова, смысловая структура слова, лексические и ассоциативные группировки, синонимические ряды, звукосимволическое значение слова. Насчитывается свыше 30. Особое место занимает методика психолингвистических экспериментов, с помощью которых исследователи проникают вглубь слова, изучают, к примеру, его эмоциональную нагрузку и коннотацию в целом.  экспериментальных приемов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Разделы языкознания

Общее языкознание изучает общие свойства, присущие любому языку.

Частное языкознание изучает свойства, присущие отдельным языкам (напр., русистика);

группам родственных языков (напр., славистика, тюркология, германистика, романистика);

определенным географическим областям (ареалам), где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика).

Теоретическое языкознание - научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического, прикладного языкознания.

Прикладное языкознание - практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

Лексикография - наука о составлении словарей;

Вычислительная лингвистика (машинная, инженерная лингвистика), которая применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм;

Методика обучения иностранным языкам, которая опирается на результаты изучения и описания языков;

Логопедия - исправление дефектов речи.
3. Какова связь языкознания с другими науками?


Ответ:

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.
С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:
• филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;
• философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;
• логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;
• науками исторического цикла- археологией, этнографией, антропологией
 — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей, происхождение речи у первобытных людей;
• история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;
• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;
• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;
• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.
Естественные науки, связанные с языкознанием:
• биология — сходство генетического кода и естественного языка;
• география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;
• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;
• медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;
• неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;
• психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.
Таким образом, современное языкознание предстает перед нами как разветвленная многоаспектная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.


4. Что такое лингвистика? Дайте несколько определений.

Ответ:

Лингвистика или языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.

Лингвистика (языкознание) – это наука, изучающая тот или иной язык, его историю, функции, структуру, особенности функционирования.
7. Что такое язык?

Ответ:

Наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений»:

Язык – как систему знаков и правил их комбинирования.

Речь – использование этой системы в целях общения.

Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

Язык и речь тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку". Слово приравнивается к знаку и язык определяется как особая система знаков, а речь – коммуникация на основе этой системы. Язык первичен по отношению к речи: всякое речевое произведение строится из элементов уже, существующих в языке и извлекаемых из него по требованию передаваемой мысли.

Язык воспроизводится, т.е. регулярно используется как постоянно существующая знаковая система. Язык конечен, т.к. представляет собой относительно замкнутую (и открытую) систему. Надситуативен.

Язык – возможность речи. В языке (словах) закрепляются понятия.

Язык – явление надклассовое, неидеологическое, соотнесен с сознанием. Языков много, но можно говорить и о языке как таковом. Все они имеют много общего.