Файл: Урока истории тема урока Культура народов России в xvii в. Тип урока Комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Культура народов России в XVII в.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Определение основных изменений в культуре народов России в XVII в.

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить каким образом европейская культура оказывала влияние на русскую, какие заимствования происходили. Выяснить новые жанры, стили, которые появляются в культуре и их значение.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Влияние европейской культуры. 2) Образование. 3) Научные знания. 4) Литература.

5) Архитектура. 6) Живопись. 7) Театр. 8) Культурное взаимодействие народов России

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

методы и формы
обучения


Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Сатирические, биографические повести. Парсуна. Нарышкинское барокко. Основные даты 1687 г. — открытое Славяно-греко-латинское училище (академия)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в русской культуре заняли ведущее положение в XVII в.? Какие проблемы поднимались и обсуждались в обществе? В чём была их новизна? Как это отражалось в культуре?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Высказывать и аргументировать

собственные суждения.

Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Фронтальная

Работа

Беседа.

Работа с текстом


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа

Вспомните исторические события в России и мире, которые могли влиять (положительно или отрицательно) на развитие русской культуры ХVII в. Какие достижения западноевропейской культуры вы можете назвать? Почему были важны культурные контакты России с другими странами?

Привлекать межкурсовые, меж-

предметные знания.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа. Работа с источником, картой

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устный рассказ.

Беседа

III.

Изучение

нового

материала



17

1. Беседа

2. Рассматривают слайды и отвечают на вопросы

3. Работа с документами


4. Работа
с учебником и картой

5. Работа
с учебником

6. Работа
с учебником


Какие изменения произошли в области просвещения по сравнению с ХVI в.? Чем были обусловлены данные изменения?

Презентация проектов «Русская культура ХVII в.: традиции и новаторство»: Рассмотрите изображения памятников культуры (по видам искусства), укажите общие и новые черты произведений, раскройте их историческое и культурное значение.

Какие новые темы, жанры появились в культуре XVII в. (портрет, пейзаж, «живоподобная» иконопись и др.)?

Каковы были достижения русского зодчества? Какие достижения культуры XVII в. вам особенно запомнились? Почему? Можно ли утверждать, что в культуре XVII в. шёл процесс усиления светского начала? Свою позицию обоснуйте.

Подберите старинные пословицы и поговорки и определите на основе их анализа отношение русского человека к труду, к царю, к власти в

Целом.

Как развивалась самобытная культура различных народов России?

Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов России? Приведите примеры влияния культур этих народов друг

на друга

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, сравнивать результаты.

Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения.

Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культуре всех народов России, мира.

Устанавливать причины развития

культуры, приводить примеры взаимодействия культур, в том числе на краеведческом материале.

Аргументировать свою позицию,

мнение

Презентация.
Работа с текстом,

таблицей.

Творческое зада-

ние.

Индивидуальная работа

Дискуссия.


Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные

ответы.


2. Записи в карте

3. Устные

Ответы

4. Записи в рабочих тетрадях

5.Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

Докажите, что в XVII в. складывалась единая российская культура. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и

России в ХVI в. вы можете указать? Приведите примеры связей России с Европой.

*По определению Д. С. Лихачёва, XVII век в России «взял на себя функции Ренессанса», суть которого — в новом взгляде на человека

как на личность. Можно ли утверждать, что в XVII в. на Руси имело место явление, которое в Западной Европе получило название «Возрождение»? Примите участие в дискуссии. Какие вопросы вас особенно заинтересовали? Как вы планируете получить на них ответы?

Раскрывать на примерах последствия исторического процесса.

Определять нравственные и культурные ценности людей прошлого и выражать отношение к ним с позиций личного опыта.

Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов.

*Участвовать в дискуссии.

Оценивать и планировать результаты своей познавательной деятельности

1.Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы



V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам: Составьте на летние каникулы план своей познавательной деятельности по изучению истории России, своего края. Что нового по истории и культуре родного края вы узнали? Чему научились? Каким способом можно обогатить ваши краеведческие знания? Заполнение таблицы «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 26


Конкретизирует домашнее задание

На основе параграфа, презентаций проектов продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры ХVII в.». Самостоятельно определите названия её столбцов и граф

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа