Файл: Урока истории тема урока Культура народов России в xvii в. Тип урока Комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Культура народов России в XVII в. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Определение основных изменений в культуре народов России в XVII в. | ||
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить каким образом европейская культура оказывала влияние на русскую, какие заимствования происходили. Выяснить новые жанры, стили, которые появляются в культуре и их значение. | ||
Образовательные ресурсы | История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631 | ||
План урока | 1) Влияние европейской культуры. 2) Образование. 3) Научные знания. 4) Литература. 5) Архитектура. 6) Живопись. 7) Театр. 8) Культурное взаимодействие народов России | ||
Личностно значимая проблема | Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем» | ||
методы и формы обучения | Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы | ||
Основные понятия | Сатирические, биографические повести. Парсуна. Нарышкинское барокко. Основные даты 1687 г. — открытое Славяно-греко-латинское училище (академия) | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в русской культуре заняли ведущее положение в XVII в.? Какие проблемы поднимались и обсуждались в обществе? В чём была их новизна? Как это отражалось в культуре? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Вспомните исторические события в России и мире, которые могли влиять (положительно или отрицательно) на развитие русской культуры ХVII в. Какие достижения западноевропейской культуры вы можете назвать? Почему были важны культурные контакты России с другими странами? | Привлекать межкурсовые, меж- предметные знания. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Рассматривают слайды и отвечают на вопросы 3. Работа с документами 4. Работа с учебником и картой 5. Работа с учебником 6. Работа с учебником | Какие изменения произошли в области просвещения по сравнению с ХVI в.? Чем были обусловлены данные изменения? Презентация проектов «Русская культура ХVII в.: традиции и новаторство»: Рассмотрите изображения памятников культуры (по видам искусства), укажите общие и новые черты произведений, раскройте их историческое и культурное значение. Какие новые темы, жанры появились в культуре XVII в. (портрет, пейзаж, «живоподобная» иконопись и др.)? Каковы были достижения русского зодчества? Какие достижения культуры XVII в. вам особенно запомнились? Почему? Можно ли утверждать, что в культуре XVII в. шёл процесс усиления светского начала? Свою позицию обоснуйте. Подберите старинные пословицы и поговорки и определите на основе их анализа отношение русского человека к труду, к царю, к власти в Целом. Как развивалась самобытная культура различных народов России? Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов России? Приведите примеры влияния культур этих народов друг на друга | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, сравнивать результаты. Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения. Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культуре всех народов России, мира. Устанавливать причины развития культуры, приводить примеры взаимодействия культур, в том числе на краеведческом материале. Аргументировать свою позицию, мнение | Презентация. Работа с текстом, таблицей. Творческое зада- ние. Индивидуальная работа Дискуссия. | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях 5.Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Докажите, что в XVII в. складывалась единая российская культура. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и России в ХVI в. вы можете указать? Приведите примеры связей России с Европой. *По определению Д. С. Лихачёва, XVII век в России «взял на себя функции Ренессанса», суть которого — в новом взгляде на человека как на личность. Можно ли утверждать, что в XVII в. на Руси имело место явление, которое в Западной Европе получило название «Возрождение»? Примите участие в дискуссии. Какие вопросы вас особенно заинтересовали? Как вы планируете получить на них ответы? | Раскрывать на примерах последствия исторического процесса. Определять нравственные и культурные ценности людей прошлого и выражать отношение к ним с позиций личного опыта. Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов. *Участвовать в дискуссии. Оценивать и планировать результаты своей познавательной деятельности | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Составьте на летние каникулы план своей познавательной деятельности по изучению истории России, своего края. Что нового по истории и культуре родного края вы узнали? Чему научились? Каким способом можно обогатить ваши краеведческие знания? Заполнение таблицы «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 26 | Конкретизирует домашнее задание На основе параграфа, презентаций проектов продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры ХVII в.». Самостоятельно определите названия её столбцов и граф | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |