Файл: Планирование деятельности предприятия в условиях рынка.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность).
Оперативное планирование
Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;
2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества.
Различают:
- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов;
- внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта.
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в банке. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.
В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: чистая текущая стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности); период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства).
Расчетная часть
Определить показатели движения и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия по данным, приведены в таблицах.
Динамика движения трудовых ресурсов предприятия
Показатель | 2006 г. | 2007 г. | Изменение | |
(+,-) | %, | |||
Принято работников, чел. | 48 | 26 | -22 | -184,5 |
Выбыло работников, чел. | 39 | 43 | 4 | 110,3 |
Выбыло работников по причине текучести, чел. | 36 | 37 | 1 | 102,8 |
Среднесписочная численность, чел. | 193 | 173 | -20 | -111,6 |
Коэффициент оборота по приему | 0,25 | 0,15 | -0,1 | -166,7 |
Коэффициент оборота по выбытию | 0,20 | 0,25 | 0,05 | 125,0 |
Коэффициент текучести | 0,19 | 0,21 | 0,02 | 110,4 |
Коэффициент общего оборота | 0,25 | 0,38 | 0,13 | 152 |
Динамика качественного состава трудовых ресурсов предприятия
Показатель | Численность работников | Удельный вес, % | |||
2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
Группы работников по возрасту, лет: | | | | | |
до 20 | 18 | 15 | 9 | 9 | |
от 20 до 30 | 97 | 89 | 50 | 51 | |
от 30 до 40 | 28 | 28 | 15 | 16 | |
от 40 до 50 | 29 | 27 | 15 | 16 | |
от 50 и старше | 21 | 14 | 11 | 8 | |
Итого | 193 | 173 | 100 | 100 | |
Группы работников по образованию: | | | | | |
среднее | 26 | 19 | 14 | 11 | |
среднее специальное | 143 | 131 | 74 | 76 | |
Высшее | 24 | 23 | 12 | 13 | |
Итого | 193 | 173 | 100 | 100 |
Численность, состав, производительность и оплата труда работников предприятия
Показатель | 2006 г. | 2007 г. | Изменение | |
(+,-) | % | |||
Товарооборот, тыс. руб. | 55 140,0 | 56 209,0 | 1069 | 101,8 |
Среднесписочная численность – всего, чел. | 193 | 173 | -20 | -111,6 |
в т.ч. оперативных работников | 154 | 142 | -12 | -108,5 |
из них менеджеров по продажам | 110 | 115 | 5 | 104,5 |
Товарооборот на 1 работающего, тыс. руб. | 285,7 | 324,8 | 39,7 | 113,7 |
Товарооборот на 1 оперативного работника, тыс. руб. | 358,1 | 395,7 | 37,6 | 110,5 |
Товарооборот на 1 менеджера по продажам, тыс. руб. | 501,3 | 488,8 | -12,5 | -102,5 |
Количество рабочих мест, ед. | 84 | 74 | -10 | -113,4 |
Число работников на 1 рабочее место, чел. | 2,29 | 2,34 | 0,05 | 102,2 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. | 16 100 | 15 220 | -880 | -105,8 |
Средняя заработная плата, руб. | 83 419,7 | 87 976,8 | 4557,1 | 105,5 |
Заключение
Планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:
Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?
Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.
В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.
В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.).
В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.
Список использованной литературы
1. Экономика предприятия: Учебник/Под редакцией проф. С.Ф. Покропывного. - К.: Из-во "Хвиля-Прес", 2003.
2. Экономика предприятия: Учебник/Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. - Минск, 2003.
3. Экономика предприятия: Учебник/Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Экономика предприятия: Учебник/Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
5. Руденко А. И. Стратегическое планирование на предприятии. КФ КИЭУ. Симферополь, 2008.