Файл: Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение
Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В то же время управление дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров. Причины, обусловливающие необходимость управления де биторской задолженностью, следующие: Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов (равно как и в любой другой актив). Это следствие основного принципа деятельности предприятий: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая, при прочих равных условиях, тем выше, чем выше оборачивае мость. Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должника ми денежные средства в известной степени обесцениваются, «об легчаются». Этот аспект особенно актуален для текущего состоя ния российской экономики с ее стабильно высоким уровнем ин фляции.

В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которо го нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную стоимость, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответ ствующими затратами.

Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для многих предприятий (коэффициент текущей ликвидности в промышленности немногим больше единицы), завышенные размеры дебиторской задолженности снижают мобильность оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла. Таким образом, правильные и своевременные расчеты с дебиторами имеют большое значение для предприятия. Обобщая вышесказанное, в связи с ростом дебиторской задолженности, зачастую приводящим к платежному кризису, особую актуальность приобретает задача квалифицированного управления дебиторской задолженностью, основанного на знании механизма ее возникновения и методов ликвидации.


Целью данного реферата является изучения управления дебиторской задолженности. дебиторский задолженность управление коммерческий

1. Понятия, значения, задачи дебиторской задолженности
Возникновение и необходимость учета расчетов с дебиторами первоначально были связаны с предоставлением денег и материальных ценностей в долг, то есть с последующим возвратом. По мере развития торговли долговые обязательства увеличивались не только по количеству и суммам, но и по видам задолженности. Лука Пачоли в конце XV века писал в своем Трактате о счетах и записях: «… купля обыкновенно может осуществляться девятью разными способами, а именно: или на товар; или частью на деньги и частью в кредит; или частью на товар и частью в кредит; или с переводом долга на какую-либо фирму; или частью с переводом на фирму и частью в кредит; или, наконец, частью через фирму и частью товаром». Чтобы увеличить объем продаж, а, следовательно, прибыли от продажи товаров, продавцы наиболее надежным и доверенным покупателям уже в давние времена отпускали их, не требуя немедленной оплаты, то есть в долг. Постепенно это стало обычной практикой, получившей в условиях развитого рынка широкое распространение. Подавляющее большинство торговых сделок между юридическими лицами осуществляется сейчас именно таким образом. Организация, предоставляющая товары, работы и услуги в кредит, является кредитором, а организация, их получающая – дебитором. В более широком смысле кредитор – это сторона в обязательстве, имеющая право требовать от другой стороны - дебитора исполнения долговых обязательств, а дебитор – должник в договоре или ином обязательстве.[605] С позиции бухгалтерского учета дебитором является юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары и многие другие должники. В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий-поставщиков с предприятиями-покупателями, заказчиками и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является таковой. Например, в случаях, когда предприятие-покупатель оплачивает товар в день его получения, дебиторская задолженность для предприятия-поставщика не завершается образованием кредиторской задолженности у покупателя. В узком смысле дебиторская задолженность – это то, что контрагенты должны данной организации. В сфере взаимоотношений с партнерами и контрагентами эта задолженность образуется при выполнении договоров, при которых организация-кредитор обладает имущественным правом требования к противоположной стороне. В основном это имущественные требования данной организации к покупателям и заказчикам, которые не оплатили товары, выполненные работы или оказанные услуги.



Дебиторская задолженность – это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком велика.[606] Образование дебиторской задолженности, ее существование в условиях рыночной экономики как экономической категории объективно и объясняется двумя существенными факторами: Для организации-дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств;

Для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.

Третий фактор, который, как правило, не афишируется, но существует, это способ отсрочки налоговых платежей при расчетах между взаимозависимыми (аффилированными) юридическими лицами.

По сути, образование дебиторской задолженности представляет собой иммобилизацию, т. е. отвлечение из оборота собственных оборотных средств. Появление дебиторской задолженности как актива в бухгалтерском балансе сопровождается изменением состава оборотных активов: стоимость реализованных активов перетекает в дебиторскую задолженность. В связи с тем, что стоимость затраченных и реализованных активов, как правило, меньше стоимости дебиторской задолженности (цены реализации), в пассиве бухгалтерского баланса возникают налоговые обязательства и прибыль. Роль дебиторской задолженности не ограничивается только позицией в балансе. Дебиторская задолженность организации образовывается и погашается в результате деятельности организации, формируя притоки денежных средств. Наибольший удельный вес в структуре актива баланса, как правило, составляет дебиторская задолженность, возникающая в результате текущей (основной) деятельности, которая связана с реализацией товаров, работ, услуг, производимых или оказываемых организацией. Активы организации в виде сырья, материалов, основных средств (через амортизацию) переносят свою стоимость на вновь создаваемую продукцию, товары, работы, услуги. Реализация этой продукции, товаров, работ, услуг сначала превращается в дебиторскую задолженность, затем погашается и принимает форму денежных средств. Приток денежных средств возникает при оплате дебиторской задолженности.


Дебиторская задолженность делится на две группы:

  1. Дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

  2. Дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:

  • Ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

  • Труднореализуемая;

  • Сомнительная

  • Безнадежная.

Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту.
2. Политика управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании (фирме, организации) политики покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна предприятию, поэтому с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении.

Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причинам конкуренции.

Антикризисное управление предприятием начинается с продуманного финансового анализа и, прежде всего, определения его платежеспособности. Если возникли проблемы, то необходимо поработать со своей дебиторской задолженностью. Это наиболее доступный и приносящий относительно быстрый результат способ пополнить свой счет денежными средствами. Однако это еще и сигнал к тому, что финансовый менеджер не справляется с выполнением одной из его функций – управлением дебиторской задолженностью. Остановимся на некоторых основных ее моментах.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя систему методов проведения расчётов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.


Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, т. к. её чрезмерное увеличение приводит к падению платёжеспособности предприятия. Уровень дебиторской задолженности зависит, в основном, от условий расчётов с контрагентами предприятия.

В теории и на практике выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью в зависимости от того, что является предметом оценки. Им может быть:

1.Дополнительная прибыль при изменении условий продаж и расчётов. В целом, при первом подходе изучаются выгода, затраты и потери из-за изменения политики реализации продукции. Его использование возможно при необходимости срочно сбыть продукцию, а также, если мощности предприятия недогружены, то либерализация расчётов целесообразна даже, если нет роста прибыли. При этом получаем социальный эффект в виде выплат заработной платы сотрудникам и дополнительной возможности погашения коммунальных услуг.

2.Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности. Суть этого подхода заключается в максимальном сокращении финансового цикла за счёт:

-сокращения дебиторской задолженности;

-увеличения кредиторской задолженности.

Эффект достигается за счёт ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, которую определяют основные факторы:

-платежеспособность покупателя; оценка и классификации покупателей в зависимости от вида продукции, объёма закупок;

-определение вероятности своевременной оплаты счетов, исходя из истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

-решение о величине и продолжительности коммерческого кредита;

-контроль расчётов с дебиторами и оценка реального состояния дебиторской задолженности;

-политика сбора денег по просроченным кредитам;

-анализ и планирование денежных потоков;

-анализ и контроль образовавшейся дебиторской задолженности.

При контроле осуществляется ранжирование дебиторской задолженности по срокам её возникновения. Ее ранжирование может осуществляться по кварталам, но чаще всего используют группировку по дням: 0-30 дней; 30-60 дней; 61-90 дней и 91-120 дней.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка наличия безнадёжных долгов — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведётся отдельно по группам дебиторской задолженности.

Ключевым моментом при управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объёмов продаж, это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведёт к увеличению издержек (за счёт платы за кредит).