Файл: Отчет о прохождении практики производственная практика (НаучноИсследовательская Работа).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Для регулирования отношений фискального характера могут применяться нормы таможенного законодательства - Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, иных федеральных законов, принятых в соответствии с Таможенным кодексом РФ (например, Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе"). Принципы соотношения таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах при регулировании фискальных отношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, установлены в ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ.
Иные федеральные источники, регулирующие финансовые отношения. В тех сферах публичных финансов, в которых не была проведена систематизация законодательства, действует значительное количество "профильных" (т.е. принятых специально для регулирования различных аспектов финансовых отношений) законодательных актов. Так, например, Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2004 г.) "О Счетной палате Российской Федерации" определяет статус Счетной палаты РФ как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетного ему.
Этот Закон устанавливает принципы осуществления контроля, состав и структуру Счетной палаты, закрепляет порядок деятельности Счетной палаты. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закрепляет за Банком России такие важные функции, как разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; право на монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организацию наличного денежного обращения; право на установление правил расчетов в Российской Федерации, на осуществление банковского надзора, на организацию и осуществление валютного регулирования и валютного контроля и др. Следует обратить внимание, что отдельные "непрофильные законы" также могут содержать бланкетные нормы, отсылающие в целях регулирования вопросов, составляющих предмет финансового права, к законодательным источникам финансового права.
Так, например, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" финансовое обеспечение оперативнорозыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность. В той же статье устанавливается, что контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.
В качестве еще одного примера можно привести Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ст. 39), в соответствии с которым "внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации".Имеется в виду законодательство Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. В современном законотворчестве на федеральном уровне уделяется внимание тому, чтобы законодательные акты, не относящиеся к актам законодательства о налогах и сборах, не могли содержать конкретной нормы, регулирующей налоговые отношения. Такие акты могут содержать статьи, в своем названии содержащие упоминание о налоговой проблематике. Однако текст такой статьи должен содержать отсылку к соответствующему акту законодательства о налогах и сборах. Так, например, в ст. 36 уже упоминавшегося Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливается: "Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах". Федеральные подзаконные нормативные правовые акты в сфере публичных финансов издаются в соответствии с федеральным законом и не должны ему противоречить. Кроме того, они должны приниматься тем государственным органом, в компетенцию которого непосредственно входит регулирование данных вопросов. Акты Президента РФ и Правительства РФ имеют важное значение в качестве источников финансового права. С их помощью решаются многие вопросы, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства.
Нормативно- правовые акты Минфина России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Минюсте России (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009). Нормативные правовые акты Минфина России и иных федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Характеризуя "внутреннюю" систему нормативно-правового регулирования финансовых отношений (то есть российские нормативные правовые акты по данному вопросу), следует обратить внимание на то, что долгое время в массиве нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам публичных финансов, были представлены такие правовые акты, как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем объеме источников финансового права была особенно велика в советский период. В то время существовала практика направления инструктивных писем финансовых органов, нередко содержавших предписания нормативного характера. Практика включения нормативных правовых предписаний в различного рода письма и телеграммы приводила к частым возникновениям случаев столкновения (коллизий) "нормативных" писем и законодательных актов, что в конечном счете приводило к дискредитации самого принципа законности.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В этих Правилах устанавливается, что "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Кроме того, содержится прямой запрет на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Письмами, телеграммами (телетайпограммами) могут оформляться: ответы на запросы, позиция руководства государственного органа, которая может комментировать (разъяснять) правовую норму, содержащуюся в нормативном правовом акте. Эти и иные подобные документы являются разъяснительными документами, отражающими точку зрения лица, их подписавшего. Письма, телеграммы (телетайпограммы) могут выполнять информационную функцию. В особых случаях в целях оперативного доведения до сведения заинтересованных лиц положений законодательных актов либо иных нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах также может доводиться в виде писем, телеграмм (телетайпограмм). Таким образом, письма, телеграммы и телетайпограммы, не будучи нормативными правовыми актами, не могут содержать общеобязательных предписаний, в том числе по вопросам публичных финансов. Судебно-арбитражная практика в механизме финансово-правового регулирования. Знание современного финансового права без судебной практики невозможно. В российской правовой системе судебная практика де-факто является источником права, в том числе финансового права. Это в первую очередь относится к: решениям Конституционного Суда РФ о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов; решениям Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ о признании недействительными законов и иных нормативных правовых актов; разъяснениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (они носят общий, неперсонифицированный характер и подлежат всеобщему применению - ст. ст. 126, 127 Конституции РФ). По мнению некоторых исследователей, в российской правовой системе мы сталкиваемся с прецедентным правом, в том числе в финансово-правовой сфере . Под прецедентами при этом понимаются правила поведения, сформулированные в конкретных решениях по конкретным делам, являющиеся фактически общеобязательными для широкого круга лиц. В этой связи особое значение имеет практика Конституционного Суда РФ, многие решения которого содержат правоположения общего характера, которые ранее не были закреплены в каком-либо нормативном акте.
2. Обзор основных направлений и тенденций экономической науки
Экономические науки непрерывно развивались от «Трактата политической экономии» француза Антуана де Монкретьена (1615 г.) до наших дней. Было множество этапов, периодов, когда преобладали те или иные научные школы. В их числе: меркантилизм, физиократы, классическая школа, марксизм, маржинализм, неоклассицизм, экономике, кейнсианство, институционализм, экономический либерализм, монетаризм и др.
Классики политэкономии А. Смит и Д. Рикардо разработали учение о хозяйстве как системе, в которой действуют объективные и не зависящие от воли людей, но познаваемые законы экономики. Они считали, что политика государства должна опираться на объективные законы, а не идти против них.
Для XV-XVII вв. характерно основное направление экономической мысли — меркантилизм (или определение закономерностей в денежном обороте и коммерции).
Для XVIII в. приоритетна французская школа физиократов (от греч. physiocrates — власть природы) и акцент ее корифеев Франсуа Кенэ и Анн Тюрго на экономике производства благ. Ф. Кенэ, автор «Экономической таблицы», создал основы последующих межотраслевых балансов и балансов «затраты-выпуск».
В Англии А. Смит стал основоположником классической школы в экономической науке. Появилось понятие «homo economicus» — «экономический человек» (основной стимул труда человека — частный интерес). А. Смитом сформулировано понятие о «невидимой руке», выдвинута идея о том, что порядок свободного проявления объективных экономических законов — это естественный порядок, в последующем обоснована его наука естественной свободы.
XIX в. вошел в экономическую науку именами Давида Рикардо ( автора учения о законе стоимости как фундаменте, на котором строится как наука политическая экономия), Шарля де Сисмонди (основоположника термина «пролетариат»). В развитие системы экономических знаний внесли свой вклад основоположники марксистского экономического учения К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие экономисты, их современники. Основу их экономического учения составляют принципы материалистического понимания истории. К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию марксизма, в которой продолжено развитие трудовой науки стоимости, созданной У. Петти и Д. Рикардо. Разработана наука предельной полезности и предельной производительности, или маржинализм (от франц. marginal — предельный). Родилась австрийская школа экономики (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений Бем-Беверк). Получило развитие новое направление в экономической науки — неоклассицизм во главе с Альфредом Маршалом. Возникла наука «economics», основной принцип которой состоял в приоритете функциональных взаимозависимостей. Их цель — анализ механизма формирования цен.
Для регулирования отношений фискального характера могут применяться нормы таможенного законодательства - Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, иных федеральных законов, принятых в соответствии с Таможенным кодексом РФ (например, Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе"). Принципы соотношения таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах при регулировании фискальных отношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, установлены в ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ.
Иные федеральные источники, регулирующие финансовые отношения. В тех сферах публичных финансов, в которых не была проведена систематизация законодательства, действует значительное количество "профильных" (т.е. принятых специально для регулирования различных аспектов финансовых отношений) законодательных актов. Так, например, Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2004 г.) "О Счетной палате Российской Федерации" определяет статус Счетной палаты РФ как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетного ему.
Этот Закон устанавливает принципы осуществления контроля, состав и структуру Счетной палаты, закрепляет порядок деятельности Счетной палаты. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закрепляет за Банком России такие важные функции, как разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; право на монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организацию наличного денежного обращения; право на установление правил расчетов в Российской Федерации, на осуществление банковского надзора, на организацию и осуществление валютного регулирования и валютного контроля и др. Следует обратить внимание, что отдельные "непрофильные законы" также могут содержать бланкетные нормы, отсылающие в целях регулирования вопросов, составляющих предмет финансового права, к законодательным источникам финансового права.
Так, например, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" финансовое обеспечение оперативнорозыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность. В той же статье устанавливается, что контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.
В качестве еще одного примера можно привести Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ст. 39), в соответствии с которым "внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации".Имеется в виду законодательство Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. В современном законотворчестве на федеральном уровне уделяется внимание тому, чтобы законодательные акты, не относящиеся к актам законодательства о налогах и сборах, не могли содержать конкретной нормы, регулирующей налоговые отношения. Такие акты могут содержать статьи, в своем названии содержащие упоминание о налоговой проблематике. Однако текст такой статьи должен содержать отсылку к соответствующему акту законодательства о налогах и сборах. Так, например, в ст. 36 уже упоминавшегося Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливается: "Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах". Федеральные подзаконные нормативные правовые акты в сфере публичных финансов издаются в соответствии с федеральным законом и не должны ему противоречить. Кроме того, они должны приниматься тем государственным органом, в компетенцию которого непосредственно входит регулирование данных вопросов. Акты Президента РФ и Правительства РФ имеют важное значение в качестве источников финансового права. С их помощью решаются многие вопросы, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства.
Нормативно- правовые акты Минфина России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Минюсте России (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009). Нормативные правовые акты Минфина России и иных федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Характеризуя "внутреннюю" систему нормативно-правового регулирования финансовых отношений (то есть российские нормативные правовые акты по данному вопросу), следует обратить внимание на то, что долгое время в массиве нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам публичных финансов, были представлены такие правовые акты, как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем объеме источников финансового права была особенно велика в советский период. В то время существовала практика направления инструктивных писем финансовых органов, нередко содержавших предписания нормативного характера. Практика включения нормативных правовых предписаний в различного рода письма и телеграммы приводила к частым возникновениям случаев столкновения (коллизий) "нормативных" писем и законодательных актов, что в конечном счете приводило к дискредитации самого принципа законности.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В этих Правилах устанавливается, что "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Кроме того, содержится прямой запрет на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Письмами, телеграммами (телетайпограммами) могут оформляться: ответы на запросы, позиция руководства государственного органа, которая может комментировать (разъяснять) правовую норму, содержащуюся в нормативном правовом акте. Эти и иные подобные документы являются разъяснительными документами, отражающими точку зрения лица, их подписавшего. Письма, телеграммы (телетайпограммы) могут выполнять информационную функцию. В особых случаях в целях оперативного доведения до сведения заинтересованных лиц положений законодательных актов либо иных нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах также может доводиться в виде писем, телеграмм (телетайпограмм). Таким образом, письма, телеграммы и телетайпограммы, не будучи нормативными правовыми актами, не могут содержать общеобязательных предписаний, в том числе по вопросам публичных финансов. Судебно-арбитражная практика в механизме финансово-правового регулирования. Знание современного финансового права без судебной практики невозможно. В российской правовой системе судебная практика де-факто является источником права, в том числе финансового права. Это в первую очередь относится к: решениям Конституционного Суда РФ о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов; решениям Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ о признании недействительными законов и иных нормативных правовых актов; разъяснениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (они носят общий, неперсонифицированный характер и подлежат всеобщему применению - ст. ст. 126, 127 Конституции РФ). По мнению некоторых исследователей, в российской правовой системе мы сталкиваемся с прецедентным правом, в том числе в финансово-правовой сфере . Под прецедентами при этом понимаются правила поведения, сформулированные в конкретных решениях по конкретным делам, являющиеся фактически общеобязательными для широкого круга лиц. В этой связи особое значение имеет практика Конституционного Суда РФ, многие решения которого содержат правоположения общего характера, которые ранее не были закреплены в каком-либо нормативном акте.
2. Обзор основных направлений и тенденций экономической науки
Экономические науки непрерывно развивались от «Трактата политической экономии» француза Антуана де Монкретьена (1615 г.) до наших дней. Было множество этапов, периодов, когда преобладали те или иные научные школы. В их числе: меркантилизм, физиократы, классическая школа, марксизм, маржинализм, неоклассицизм, экономике, кейнсианство, институционализм, экономический либерализм, монетаризм и др.
Классики политэкономии А. Смит и Д. Рикардо разработали учение о хозяйстве как системе, в которой действуют объективные и не зависящие от воли людей, но познаваемые законы экономики. Они считали, что политика государства должна опираться на объективные законы, а не идти против них.
Для XV-XVII вв. характерно основное направление экономической мысли — меркантилизм (или определение закономерностей в денежном обороте и коммерции).
Для XVIII в. приоритетна французская школа физиократов (от греч. physiocrates — власть природы) и акцент ее корифеев Франсуа Кенэ и Анн Тюрго на экономике производства благ. Ф. Кенэ, автор «Экономической таблицы», создал основы последующих межотраслевых балансов и балансов «затраты-выпуск».
В Англии А. Смит стал основоположником классической школы в экономической науке. Появилось понятие «homo economicus» — «экономический человек» (основной стимул труда человека — частный интерес). А. Смитом сформулировано понятие о «невидимой руке», выдвинута идея о том, что порядок свободного проявления объективных экономических законов — это естественный порядок, в последующем обоснована его наука естественной свободы.
XIX в. вошел в экономическую науку именами Давида Рикардо ( автора учения о законе стоимости как фундаменте, на котором строится как наука политическая экономия), Шарля де Сисмонди (основоположника термина «пролетариат»). В развитие системы экономических знаний внесли свой вклад основоположники марксистского экономического учения К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие экономисты, их современники. Основу их экономического учения составляют принципы материалистического понимания истории. К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию марксизма, в которой продолжено развитие трудовой науки стоимости, созданной У. Петти и Д. Рикардо. Разработана наука предельной полезности и предельной производительности, или маржинализм (от франц. marginal — предельный). Родилась австрийская школа экономики (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений Бем-Беверк). Получило развитие новое направление в экономической науки — неоклассицизм во главе с Альфредом Маршалом. Возникла наука «economics», основной принцип которой состоял в приоритете функциональных взаимозависимостей. Их цель — анализ механизма формирования цен.