Файл: Расчет эксплуатационных затрат на производство тепловой энергии котельной установкой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время острота жилищной проблемы в стране не ослабевает. В настоящее время 3 млн. человек живут в ветхих и аварийных домах, которые по площади занимают 34 млн. м2. ежегодно в России около 7-9 млн. м2 общей площади жилых домов становятся не пригодными для проживания и подлежат сносу, а около трети имеет физический износ более 60%. Особенно изношен ведомственный жилищный фонд. Выбытие жилищного фонда идет очень медленно, хотя потребность в обновлении жилищного фонда достаточна высока. Однако жителей расселять некуда, и поэтому многие ветхие дома остаются в эксплуатации. Основными причинами выбытия жилья являются: физический износ (52%), переоборудование под нежилые цели (28%), стихийные бедствия (11%) и реконструкция (9%). Значительная часть государственного и муниципального жилищного фонда (боле 11%) нуждается в неотложном капитальном ремонте. Но объемы ремонта по сравнению с 80-ми годами сократились в несколько раз и явно не соответствуют потребности. В то же время известно, в России в 1996 г. было 25,6 млн. м2 незаселенного жилья, из них 22,6 млн. – в сельской местности, и 3 млн. – в городах.
Значительная часть жилищного фонда в городах страны не удовлетворяет потребности населения по качественным характеристикам, техническому содержанию и уровню благоустройства, особенно в сельской местности. В домах, не оборудованных водоснабжением, канализацией, отоплением и другими видами благоустройства, проживает не менее 40 млн. человек.
Уровень благоустройства жилищного фонда, %
Вид инженерного оборудования | Весь фонд | В том числе | ||||
город | село | частный | государственный и муниципальный | |||
город | село | город | село | |||
Водопровод | 84 | 33 | 68 | 28 | 94 | 53 |
Канализация | 81 | 22 | 64 | 17 | 93 | 42 |
Центральное отопление | 85 | 22 | 72 | 16 | 93 | 44 |
Ванны | 77 | 19 | 60 | 14 | 88 | 37 |
Газ | 68 | 72 | 69 | 72 | 68 | 74 |
Горячее водоснабжение | 71 | 11 | 56 | 7 | 81 | 24 |
Электроплиты | 20 | 2 | 12 | 1 | 25 | 5 |
Снижение объёмов строительства жилья и острый дефицит ремонтно- реконструктивных работ объясняется отсутствием рациональной системы хозяйственных отношение в данной области. Повышение эффективности воспроизведенного процесса в жилищной сфере является основой решения жилищной проблемы. Об остром количественном дефиците жилья свидетельствуют следующие данные.
Обеспечение населения жильём
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, тыс. семей | 9104 | 8467 | 7698 | 7248 | 6760 | 6286 |
То же в процентах от общего числа семей | 18 | 17 | 15 | 14 | 13 | 13 |
Число семей, получивших жильё и улучшивших жилищные условия, тыс.семей | 897 | 741 | 652 | 492 | 416 | 344 |
Таким образом, количество семей, улучшивших свои жилищные условия, постепенно сокращается, но их доля остается ещё достаточно высокой. В то же время приобретение жилья за свой счет или с помощью кредитов является возможным лишь для узкого круга населения, так как жизненный уровень населения весьма низкий, а надежные механизмы получения жилья на основе долгосрочных кредитов отсутствует.
В целом, более половины населения страны не удовлетворены своими жилищными условиями, но не могут решить свои жилищные проблемы самостоятельно.
2. Планирование эксплуатационной деятельности ЖКХ. Краткая характеристика основных показателей плана по эксплуатации ЖКХ.
Как известно из теории и практики хозяйствования, существует несколько основных механизмов управления и регулирования социально-экономических процессов. Они подразделяются на централизованные и децентрализованные. Первый вид управления и регулирования осуществляется соответствующими властными структурами – федеральными, региональными и местными, а второй – определяется рынком без непосредственного участия органов государственного и муниципального управления.
В основе административного механизма управления лежат директивный план, который охватывает буквально все виды деятельности, централизовано устанавливаемые фиксированные цены на все виды товаров и услуг, и централизованное материально-техническое снабжение. В этой системе центральные органы власти определяют, что производить, как производить и для кого производить, т.е. кому предназначены результаты деятельности. Любые отклонения от плановых заданий должны быть обязательно санкционированы свыше, так как иначе вступают в силу заложенные в директивный механизм управления репрессивные рычаги и меры принуждения. В условиях перехода к рынку и усиления экономических стимулов деятельности использование директивных рычагов управления может применяться только в строго ограниченном диапазоне.
Но существует и альтернативный централизованный механизм управления, называемый индикативным, или направляющим. В его основе лежит экономический интерес производителей и потребителей, гибко регулируемый государством и местными органами власти. Основными рычагами регулирования здесь является не административные, а экономические, преимущественно косвенные, и правовые. В условиях рыночной экономики данный механизм может органично сочетаться с механизмом рыночной саморегуляции. Эффективность использования индикативного управления в сочетании с рыночными регуляторами требует сильного государства, политической воли и высокого профессионализма (чего очень не хватает России).
В условиях переходного периода административный механизм управления жилищной сферы был преобразован в административно-ведомственный механизм. Его основными чертами стали следующие характеристики:
-
преобладание государственной и муниципальной собственности в жилищной сфере и торможение формирования частичного конкурентного сектора; -
разрушение государственной системы распределения жилья возникновение элементов рынка жилья и услуг, ограниченного бюрократией; -
развитие ведомственного монополизма и ведомственной централизации; -
повышение тарифов на услуги и продукцию жилищно-коммунального сектора; -
низкий уровень содержания жилищного фонда жилищно-коммунального обслуживания населения; -
ведомственный бюрократизм в управлении и контроле за результатами деятельности предприятий и организаций жилищной сферы; -
крайне низкая эффективность и громадные потери используемых ресурсов; -
дотационное финансирование.
Положение дел в жилищной сфере складывается далеко не благополучно. Характерными чертами являются относительно низкий уровень развития, выражающийся в несовременной технике, устаревших технологиях, отсталых методах организации производства и труда, высоком износе зданий, применении старого образца техники и конструкций. В управлении жилищной сферой приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов участников и обоснованных, продуманных решениях. В результате для жилищной сферы большинства городов страны характерны низкое качество проводимых работ и предоставляемых услуг, бесхозяйственность и крайняя неэффективность использования ресурсов, игнорирование интересов потребителей, высокая бюджетная нагрузка и повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей, отсутствие реальных возможностей для большинства населения улучшить свои жилищные условия. Отсюда следует настоятельная необходимость проведения глубоких преобразований управленческой системы.
Механизм управления жилищной сферы должен носить не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, т.е. он должен создавать условия для улучшения жилищных условий, повышения уровня содержания жилищного фонда и качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые. В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующее: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий; хозяйственные договоры; местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований условий.
Важнейшими функциями управления жилищной сферой служат прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль. Предлагаемый механизм управления жилищной сферой базируется на следующих положениях:
-
приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными; -
ориентация на различные формы собственности в жилищном секторе, включая муниципальную, коллективную и частную; -
постепенная децентрализация управления и передача ряда управленческих функций в области жилищной сферы на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований, органам территориального общественного самоуправления и т.п.); -
антимонопольная политика в жилищной сфере; -
разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в строительство и эксплуатацию жилья подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе; -
нормативный принцип ресурсообеспечения и выделение различных уровней обслуживания населения; -
ориентация на различные источники финансирования: централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы; -
привлечение населения к активному участию в жилищной сфере.
В соответствии с указанными принципами в процессе управления в жилищной сфере необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиков и подрядчиков, но интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований. Применение того или иного нормативного уровня обслуживания требует различного ресурсообеспечения. Задача состоит в том, что наряду с разработкой соответствующих норм и нормативов должна быть создана тарифная система, позволяющая оценить все виды проводимых работ с учетом их объёма и качественных параметров, устанавливать конкретные тарифы в сфере городского хозяйства для расчета с потребителями и подрядчиками.
Эффективное развитие жилищной сферы возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет прежде всего об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития. Целесообразно организовать обсуждение предлагаемых подходов с привлечением общественности. Важнейшим элементом деятельности органов власти города, крупных муниципальных предприятий, частных фирм, акционерных обществ и других является развертывание маркетинговой деятельности и, в частности, рекламной кампании и пропаганды передовых форм обслуживания и пр. Необходимо повысить уровень пропаганды и одновременно создать надежную экономико-правовую основу для деятельности кондоминиумов в сфере эксплуатации жилья.