Файл: 38. Характеристика детских форм мышления. Их диагностика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значение интеллектуального развития как важной предпосылки пред математической подготовкой, в своих работах исследовал В.А. Крутецкий, где он отметил важность этого элемента. Он считал, что для овладения математическими знаниями необходимо наличие у ребенка способности к формализованному восприятию структуры задачи, обобщению, гибкостью мышления, развитой памяти.

Речевое развитие также находится в тесной взаимосвязи с развитием математических способностей, потому обучение математике предполагает значительное расширение словарного запаса и оперирование новыми терминами. В случае же недостаточного уровня речевого развития, неспособности понимать или произносить некоторые звуки, ребенок будет испытывать значительные трудности в обучении, так как он не сможет полноценно воспринимать предлагаемый учебный материал.

Наличие элементарных математических представлений, по мнению исследователей - важная часть подготовки к школе. Рационально организованное обучение детей математике способствует общему интеллектуальному развитию. При постепенном усложнении материала дети получают возможность в соответствии со своим уровнем развития расширять представления об окружающем мире, при этом руководство со стороны взрослых имеет крайне важное значение.

Обобщая работы данных ученых, можно отметить, что все они считали высокий уровень развития интеллектуальных процессов предпосылками успешной готовности к школе.

Интеллектуальный компонент, как один из важнейших при определении психологической готовности дошкольника к обучению рассматривал Л.С. Выготский, который утверждал, что первостепенное значение имеет уровень развития мыслительных процессов ребенка, а не объем запомненных знаний, присутствующих у ребенка на момент поступления в школу. Л.И. Божович [3], также выделяла интеллектуальный компонент в рассматриваемом вопросе, но помимо непосредственно мыслительных операций, необходимых для успешного обучения, авторы считали, что у ребенка должны присутствовать элементарные знания и умения и произвольная память.

Оба автора сходились во мнении, что без интеллектуальной готовности невозможно эффективное обучение ребенка в школе, так как он должен обладать необходимым уровнем «интеллектуальной зрелости» - понятием, введенным в научный оборот А. Керном и Я. Йирасиком . Данный термин, показывает, насколько развиты восприятие, концентрация внимания, умение выстраивать причинно-следственные связи, то есть общий уровень созревания и развития структур мозга.


Следовательно, необходимость наличия определенного уровня развития интеллекта, как важной и значимой предпосылки психологической готовности к школе отмечали многие отечественные психологи и педагоги, считавшие что сформированность структур головного мозга, умение выстраивать и понимать логические связи, обобщать и дифференцировать полученные знания, развитие произвольной памяти является тем компонентом, без которого успешное обучение будет затруднено.

Стремление ребенка к успеху, желание получать знания, наличие интереса к деятельности как таковой — все это определяет мотивационный компонент психологической готовности к школе, иными словами, если у ребенка есть желание учиться — это говорит о его готовности с точки зрения мотивации. По мнению Л.И. Божович , мотивационная составляющая включает, помимо собственно желания, еще и развитие произвольного поведения, необходимого для постановки целей и их достижения, то есть учебный мотив автор считала крайне важными в структуре психологической готовности, разделив его на две большие группы: первая - это мотивы, непосредственно связанные с потребностями детей в коммуникации, желанием и стремлением занять определенное место в обществе; вторая - это мотивы, которые связаны с учебой и стремлением овладевать новыми знаниями. Н.В. Нижегородцева добавляет к этой классификации еще несколько групп: в первую очередь - это социальные мотивы, их автор определяет как стремление к пониманию своей общественной значимости; далее идут оценочные мотивы, то есть желание заслужить одобрение взрослого, будь то отметка или похвала; следующая группа - это мотивы, которые автор назвала «позиционные» отражающие наличие интереса к позиции школьника, как новому статусу и новой роли в жизни ребенка; внешние мотивы, связаны с авторитетом взрослого, в основном родителей; наличие игрового мотива свидетельствует о неадекватном переносе игры в учебную деятельность.

Л.И. Божович для определения уровня мотивационного компонента готовности ребенка к школе ввела понятие «внутренняя позиция школьника», которая включает желание учится и наличие познавательной потребности. Данная особенность, по мнению автора, характеризует определенную структуру личности школьника, его поведение и отношение к окружающему миру. Автор отмечает, если у детей сформирована внутренняя позиция, то они в полной мере осознают новую для них школьную реальность и сознательно отказываются на время учебной деятельности от игры, как основного занятия в предыдущий дошкольный период, а учебная деятельность воспринимается им как путь во взрослую жизнь. Необходимо отметить, что в процессе формирования внутренней позиции важную роль играет окружение ребенка, в первую очередь семья, педагоги, то есть близкие взрослые.



Рассматривая эмоционально-волевой компонент психологической готовности к школе, мы проанализировали исследования различных ученых, а также практический опыт психологов и учителей.

Отдельно волевой компонент исследовали такие ученые как Б.Г. Ананьев (стадии развития волевых процессов), Ю. Басов (воля как предмет функциональной психологии, И.Т. Бжалава (экспериментальное изучение воли), Е.О. Смирнова (развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе). Обобщая исследования данных ученых, можно выделить такие аспекты волевого компонента, как самостоятельность, произвольность, импульсивные реакции, саморегуляция и др., которые отдельно раскрыты другими учеными, в том числе проблемы самостоятельности, как волевого аспекта, а также ее взаимосвязи с другими волевыми качествами личности рассматривали А.А. Люблинская, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Н.И. Непомняшая, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, ЯЗ. Неверович, Н.Г. Салмина - говорили о произвольности как предпосылке успешного обучения в школе.

Н.В. Мельникова, В.М. Минаева, Д.Г. Сайбулаева, Е.В. Опевалова рассматривали взаимодополняемость различных компонентов. Но в то же время, все работы направлены на рассмотрение и обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.

Раскроем особенности эмоционально-волевого компонента более подробно. Эмоционально-волевой компонент Л.С. Выготский понимает как качество личности, характеризующее степень владения своим поведением, а Л.А. Венгер, конкретизируя эту мысль, добавляет, что эмоционально-волевая составляющая представляет собой наличие ответственного отношения к школе, соответствующих новой роли отношений со взрослыми и ровесниками. Наличие воли является важной предпосылкой готовности ребенка к школе, так как и воля и интеллект взаимосвязаны, отмечает Н.А. Цыркун.

Взаимосвязь воли или произвольности мыслительных процессов рассматривал Е.Е. Кравцова , считавшая, что наличие воли является необходимым элементом для осуществления учебной деятельности, так именно с помощью этого качества ребенок может заставить себя в случае необходимости выполнять работу, не всегда интересную для него, управлять памятью, контролировать свои действия.

Во время учебной деятельности ребенок каждый день сталкивается с необходимостью постановки целей и поиска путей их достижения, поэтому сформированность элементов волевого действия является основой для навыков волевой поведенческой саморегуляции, необходимых для эффективной учебы и успешной адаптации в школе.


Ряд авторов (Н.П. Гаврилюк, Н.И. Гуткина, Н. Л. Кряжева, Д.Б. Эльконин), рассматривая проблему готовности детей к школе, затрагивают вопросы эмоционально-волевой регуляции, как отдельного вида готовности. Структуру эмоционально-волевой регуляции исследовали И.С. Сорокина, К.И. Дьяченко, а Т.И. Шульга в своей работе уделяет внимание развитию эмоционально-волевой регуляции в онтогенезе, выделяя закономерности формирования и особенности развития в зависимости от пола человека. Эмоционально-волевая готовность пронизывает все стороны готовности ребенка к школе, так ка его ждет труд, дисциплина, необходимость контролировать свое поведение и эмоции-эту совокупность компонентов как внутренних, так и внешних автор называет «произвольным поведением», которое может проявляться, например запоминании стихотворения, отказе от игры, помощи взрослым.

Развитие эмоциональных реакций ребенка при подготовке к в школе, не менее важно чем волевая составляющая, так как положительные эмоции по мнению Н.Л. Кряжевой , стимулируют его познавательные и творческие способности.


Выводы. Таким образом, можно утверждать, что психологическая готовность детей к школьному обучению является совокупностью развития всех трех компонентов: интеллектуального, мотивационного, эмоционально-волевого. Развитие каждого из трех составляющих является важной предпосылкой успешности обучения, потому что при несформированности даже одного компонента, ребенок будет испытывать значительные трудности в обучении и адаптации к новым для себя условиям. В связи с этим необходимо для развития данных элементов организовать специальную целенаправленную работу в дошкольном учреждении, которая позволит в полной мере сформировать их и подготовить ребенка к обучению в образовательном учреждении, также нельзя недооценивать роль семьи в этом процессе, ребенок должен чувствовать поддержку родных, переживать ситуации успеха, что будет способствовать стремлению к повторению такого опыта и соответственно будет помогать дошкольнику готовиться к обучению

48.Характеристика основных компонентов готовности ребенка к школе.

К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

Психомоторная (функциональная) готовность

К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

- Возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения - позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

- Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации - создает основу для овладения действиями письма;