Файл: Анализ Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями в июне 1994 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
В июне 1994 года приняли участие более 300 представителей 92 правительств и 25 международных организаций во Всемирной конференции по вопросам образования лиц с ограниченными способностями в Саламанке, в Испании. Делегаты конференции пришли к выводу, что образование всех детей-инвалидов должно осуществляться через комплексный подход [3]. На конференции приняли новую программу, которая гарантировала, что в обычные школы будут принимать всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных способностей. Таким образом, инклюзивное образование может стать эффективным в борьбе против дискриминации и расширить доступ к образованию большинству инвалидов.
В Саламанской декларации «О принципах, политике, и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» были впервые наиболее полно сформулированы основные принципы и идеи инклюзивного образования. В педагогику был официально введен термин «инклюзивное образование», принцип инклюзивного образования стал основополагающим в реализации программы «Образование для всех» в 2015 году. Представители 92 государств заявили о необходимости провести кардинальную реформу, признавая важность и безотлагательность обеспечения образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования.[2]
Социологические исследования показали, что самой главной причиной правовой незащищенности является не ограничение физических действий, а ограничение достаточного образовательного уровня, возможности в социальной адаптации и полноценной интеграции во все гражданские институты. До сих пор существуют общественные предубеждения, даже в условиях развитых стран, которые ведут за собой такие опасные явления как дискриминация и социальная нетерпимость в обществе.
Ограничение возможности в получении полноценного образования ведет к снижению уровня жизни, к психологической и социальной дезадаптации людей с ОВЗ.
Но, несмотря на проделанную огромную правотворческую работу на уровне международного и национального законодательства, оставался ряд проблем, основанных на отсутствии единого мнения и комплексного понимания потребностей этой группы населения [1]. Так, в национальном законодательстве используются близкие по значению термины («дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями развития», «несовершеннолетние с недостатками психического и физического развития»), но различные по содержанию относительно правового регулирования.
Таким образом, проблема состоит в том, что нерешенным остается вопрос о предоставлении особых образовательных потребностей детям с ОВЗ, в связи с отсутствием полного и исчерпывающего понятия данной группы населения.
Инклюзивные подходы возможны, но практически трудно и не везде реализуются, им препятствует, как уже было сказано, существующие стереотипы относительно детей с особенностями развития, предубеждения об их неспособности воспринимать информацию, содержащую в себе образовательную программу. Изменить такое возможно только при помощи усиленного государственного надзора за исполнением законодательства в сфере образования в части обеспечения прав обучающихся, широкого распространения судебной практики и правового просвещения населения[2]. Все люди должны помнить и руководствоваться важным принципом: ребенок с ОВЗ открыт для общества и, главное, общество открыто для такого ребенка. Инклюзивные процессы образования благотворно влияют не только на социализацию детей с особенностями развития, но и должным образом отражают уровень развития гражданского общества и всей страны в целом.
Список использованных источников
1. Абашидзе А. Х., Маличенко В. С. Международно-правовые основы защиты прав инвалидов. – ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», г. Москва.
2. Захарова А.В. Социально-правовые аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – С. 118.
3. Сазанова Т.В. Концепция инклюзивного образования и ее правовая реализация в России на фоне современных образовательных реформ // Инновационная наука. – 2015. – С. 190.