Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации (Теоретические основы прибыли как показателя эффективности работы предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы [12]:

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

, (4)

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам все участников бизнеса предприятия. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

, (5)

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рента­бельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:

, (6)

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например:

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. ЧПДС - чистый приток денежных средств


, (7)

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия [5].

2. Анализ процесса формирования и использования прибыли на ОАО «Промприбор» с целью ее максимизации

2.1 Технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия

Ливенское ОАО «Промприбор» сформировалось и получило развитие на основе завода жидкостных счетчиков, первое здание которого было построено 25 декабря 1960 г., а начало хозяйственной деятельности отмечено 14.07.61 г. В 1978 г. из завода и СКТБ было образовано производственное объединение «Промприбор».

В соответствии с указом Президента РФ от 17.11.92 г. № 14.03 утверждено Акционерное общество открытого типа по разработке и производству приборов контроля и регулирования технологических процессов, сокращенно АООТ «Промприбор» которое является правопреемником государственного предприятия ПО «Промприбор».

ОАО «Промприбор» зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Ливны от 24.04.1994 г. № 218 по адресу: 303800 , г. Ливны, ул. Мира 40. Регистрационный номер – 000181.

Уставный капитал Общества на 01.01.2018 г. – 35 276 000 рублей. Номинальная стоимость одной акции – 300 рублей. Количество акций, выпущенных акционерным обществом – 117 390 шт., в том числе привилегированных акций типа «А» 29 348 шт., обыкновенных – 88 042 шт.

Первоначально объединение было специализировано на разработке и производстве приборов контроля и регулирования технологических процессов для учета нефтепродуктов и запасных частей к ним, производство крепежных изделий и товаров народного потребления. В 1992 – 1993 г.г. в связи с распадом СССР в объединении была организована работа по освоению электродвигателей малогабаритных для комплектования различных бытовых механизмов, электродвигателей для выпуска своей продукции, асинхронных, взрывозащищенных электродвигателей серии АИМ и электродвигателей асинхронных общепромышленного исполнения серии АИС.


Акционерное общество занимает территорию 292 538 кв.м., имеет железнодорожные подъездные пути.

Производственные мощности состоят из семи отдельно стоящих корпусов, построенных из сборного железобетона суммарной площадью 60 520 кв.м.

Вспомогательные площади, используемые под склады, стоянки, заводоуправление и прочие помещения состоят из девяти корпусов площадью 16 516 кв.м. Первого августа 1999 г. линейно – функциональная организационная структура ОАО «Промприбор» была реорганизована в продуктовую структуру управления, состоящую из пяти основных производств:

производство электродвигателей;

производство измерительной техники;

производство установок налива;

производство метизов и насосов;

производство ТНП.

Структура управления ОАО «Промприбор» с указанием основных организационно – производственных и управленческих подразделениях указана в приложении А.

В настоящее время деятельность ОАО «Промприбор» осуществляется в области разработки, производства и реализации на внутреннем и внешнем рынке продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления.

Номенклатура выпускаемых изделий, отраженная в прайс–листах ОАО «Промприбор», выглядит следующим образом:

- топливораздаточные колонки и пульты к ним;

- оборудование для налива, слива и учета нефтепродуктов;

- счетчики для учета нефтепродуктов и других жидкостей;

- преобразователи и фильтры для счетчиков жидкости;

- ротаметры для измерения расхода жидкости и газа;

- электронасосы консольные моноблочные;

- насосы бытовые однофазные для перекачки воды;

- электродвигатели.

Кроме этого, предприятие, используя отходы основного производства, производит приборный крепеж, автомобильные запчасти и принадлежности, а также кухонные наборы, термосы, чайники из нержавеющей стали, предметы домашнего обихода из пластмасс и метала.

Выделение основных пяти производств и товарная ориентация службы маркетинга ОАО «Промприбор» позволяет успешнее решать и реализовывать цели предприятия по определенной товарной номенклатуре, облегчает руководство действиями маркетологов. Это оправдывает себя, поскольку номенклатура изделий неоднородна, а номенклатурная позиция представлена различными модификациями.

Разнообразие ассортиментных позиций объясняется функциональными возможностями изготавливаемой продукции, техническими характеристиками приборов и, что самое важное требованиями конкретных покупателей.


Предприятие, как правило, ориентирует сбыт своей продукции (услуг) на определенные группы потребителей, от которых оно в наибольшей степени зависит. Успех функционирования предприятия и оправдание его существования зависит от способности находить потребителя своих товаров и услуг и удовлетворять его запросы.

Разнообразие ассортиментных позиций объясняется функциональными возможностями изготавливаемой продукции, техническими характеристиками приборов и, что самое важное требованиями конкретных покупателей. Специфика производства такова, что на ОАО «Промприбор» выделяют следующие группы потребителей:

предприятия нефтегазоперерабатывающего комплекса;

нефтебазы;

строительные организации;

организации электроэнергетического комплекса (ТЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭЦ и др.);

предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

В последнее время спрос на продукцию предприятия периодически растет, что объясняется привлекательностью цен и большим выбором модификаций и исполнений по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. О том, как изменился товарный выпуск за последние семь лет свидетельствует динамика объема товарной продукции 2010 – 2016 гг., представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика объема выпуска товарной продукции в действующих ценах

Период (год)

Объем выпуска (тыс.руб.)

2010

10 489

2011

29 536

2012

32 898

2013

44 437

2014

44 570

2015

82 859

2016

203 977

Период 2010 – 2012 гг. характеризуется незначительным увеличением объема выпуска всего до 32 898 тыс. рублей. За два последующих года (2013 – 2014 гг.) положение остается относительно стабильным, резких скачков не прослеживалось. Это связано с причинами, характерными в тот период для экономики страны в целом: кризис неплатежей, спад инвестиций, налоговая нестабильность, кризис банковской системы.

Однако к 2015 г. предприятию удалось преодолеть кризис и в результате объем производства в действующих ценах увеличился в 4,5 раза по сравнению с 2010 г. Это объясняется увеличением спроса на продукцию ОАО «Промприбор» на внутреннем рынке.

В настоящее время объем экспортных поставок в страны СНГ незначительный и составляет всего 6 % от объема реализации.


Важным моментом товарной политики является установление оптимальной номенклатуры изготавливаемых изделий и обеспечение наилучшего ассортимента, при этом основным критерием отбора является ситуация на рынке оборудования.

По ряду изделий: счетчики жидкостей и установки налива автоцистерн ОАО «Промприбор» является монополистом, производство и продажа их высокорентабельные (до 62%), что объясняется низкими затратами на их изготовление за счет эффекта масштаба. По таким изделиям как электродвигатели, насосы, топливораздаточные колонки имеется высокая степень конкуренции и высокая эластичность спроса по ценам. При этом доля изделий ОАО «Промприбор» в общем объеме рынка выглядит следующим образом:

ТРК – 9%;

электродвигатели – менее 5%;

насосы – 3% .

Однако следует учитывать, что электродвигатели и насосы являются относительно новой для ОАО продукцией.

Потребителями топливораздаточных колонок (ТРК) являются АЗС, принадлежащие нефтяным компаниям, различным ведомствам, частным лицам, а так же Министерству обороны.

Основными особенностями, выгодно отличающими ТРК от продукции конкурентов, являются ее низкая себестоимость, точность, надежность в работе, удобство в обслуживании. Анализ продаж показывает, что потребность в ТРК будет увеличиваться, как за счет строительства новых АЗС, так и за счет переоборудования уже действующих.

В результате в 2014 г. конструкторский отдел ОАО «Промприбор» завершил работу над созданием двухпостовой колонки. Использование двухшланговых или многошланговых колонок позволяет рационально распределить площади АЗС. Сейчас предприятие выпускает до 60 таких колонок в месяц.

Потребителями взрывоопасных электродвигателей являются в основном нефтеперерабатывающие заводы, газокомпрессорные станции, лакокрасочные производства. Рост заказов на электродвигатели обусловил увеличение их выпуска за три последних года более чем в 6,5 раз.

Анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Промприбор» представлен в приложении Б.

За отчетный период наблюдается постепенное увеличение выручки от продаж, в среднем на 2%, что объясняется увеличением объемов продаж, даже с учетом незначительного увеличения себестоимости реализованной продукции.

В результате увеличились основные показатели финансового результата предприятия: валовая прибыль в 2016 г. составила 2291,73 тыс. руб., что больше значения в 2015 г. на 398,38 тыс. руб., а в сравнении с 2013 г. данный показатель увеличился более чем на 21%.